Литография, техника гравюры читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин литография происходит от греческого языка, что означает «письмо камнем». Техника была изобретена в 1798 году немцем Алоисом Сенефельдером (1771-1834) как способ печати текста, в частности его собственных пьес.
Литография – это популярный метод планографии (поверхностной печати), основанный на несмешиваемости (химическом отталкивании) масла и воды. Сенефельдер запатентовал этот процесс в 1798 году и его первой публикацией стала серия рисунков швейцарского натуралиста Конрада Гесснера (1516-1565) в Лондоне в 1799 году.
Процесс литографии держался в строжайшей тайне до 1818 года, когда Алоис Сенефельдер опубликовал «Полный курс литографии» (Vollstandinges Lehrbuch der Steindruckerey). Современный вариант – фотолитография, в которой используются фотографические процессы для захвата изображения на металлических пластинах.
История литографии
Литография быстро стала популярной среди художников как средство воспроизведения. Художник просто рисовал рисунок на камне, который затем отпечатывали, чтобы воспроизвести множество копий на бумаге. Сенефельдер постоянно совершенствовал процесс в течение своей жизни, получая награды и медали за свою работу.
Первое собрание литографий было опубликовано в Лондоне в 1803 году и включало работы американского художника Бенджамина Уэста, (1738-1820) ирландского художника Джеймса Барри (1741-1806) и англо-швейцарского художника Генри Фузели (1741-1825).
В 1804 году в Берлине была опубликована первая серия литографий, в которую входил рисунок архитектора Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841). Во Франции этот процесс оказался популярным у некоторых из самых известных художников страны, включая Эжена Делакруа (1798-1863), Теодора Шассерио (1819-1856), Теодора Жерико (1791-1824) и пожилого Гойя (1746-1828).
К этому времени процесс получил дальнейшее развитие и теперь можно было придавать литографии и цвет и тон. Было обнаружено, что любой цвет может быть получен путём наложения синего, красного, жёлтого и чёрного цветов.
Примечание. Для получения информации о других формах печати изобразительного искусства см.: Ксилография (старейшая техника гравюры), Гравировка (полученная из методов ювелирной обработке), Офорт (важный метод глубокой печати), Шелкография (популяризированная Уорхолом) и Принты Жикле (струйный принтер).
Развитие литографического процесса печати
Фотолитография, то есть процесс изготовления литографической печатной формы с помощью фотографических средств, была следующим важным шагом вперёд. Он был изобретён в 1855 году французским химиком Альфонсом Луи Пуатевеном. Среди других изобретений – полутоновая фотопечать и трёхцветная печать. В совокупности они были важными шагами в истории литографии, а также книжной и журнальной иллюстрации. Однако практического применения они не получили из-за ограничений самой литографической печати. Так было до тех пор, пока не появилась офсетная машина, которая сделала процесс быстрее, дешевле и надёжнее. Были изобретены два варианта офсетной печати: 1875 г. Роберт Барклай из Англии создал версию для печати на жести, а в 1903 году американка Ира Вашингтон Рубель создала версию для печати на бумаге. Вначале для изготовления плит использовался известняк, но с тех пор они были заменены металлическими плитами. Трафареты или изображения разрабатываются с использованием фотопластинок, а печать осуществляется с помощью трёхвалкового офсетного пресса. Литографическая печать далеко продвинулась с момента своего зарождения.
Примечание. Термины, относящиеся к гравировке, травлению, литографии, ксилографии и трафаретной печати, см. в: Глоссарий по эстампам.
Базовый литографический процесс
В этом процессе гравюры художник рисует желаемое изображение на плоской каменной поверхности используя жирный литографический карандаш или жирные чёрные чернила (тушь) – примечание: слово литография происходит от греческого «lithos» – камень. Известняк обычно является предпочтительной поверхностью для изобразительного искусства, но также используются цинковые и алюминиевые пластины.
Когда рисунок закончен, он «фиксируется» травлением (густая сиропообразная смесь гуммиарабика и небольшого количества азотной кислоты), чтобы предотвратить растекание смазки. Кроме того, азотная кислота открывает поры камня, позволяя резине и маслу легко проникать внутрь. Между тем, гуммиарабик окружает жирные участки, защищая их от воды, нанесённой во время печати. Из-за взаимного отталкивания жира и воды изображение притягивает масляные чернила, но отталкивает воду. Таким образом, когда поверхность увлажняется и покрывается чернилами, чернила прилипают к жирному рисунку, а не к мокрому камню и идеально переносятся на бумагу. Конечно, литография известна своей способностью улавливать мелкие детали и тонкие различия в оттенках.
Известные художники-литографы
Литография мгновенно стала популярной формой графического искусства среди художников в середине 1800-х годов, в том числе испанца Гойи и французских художников Жерико и Делакруа, известных своими конными литографиями. Художник Оноре Домье был более плодовитым, он был одним из первых художников использовавших переводную литографию, с помощью которой рисунок туше́ (toucher, касаться) выполняется на бумаге, а не на камне. Он оказал большое влияние на таких последователей, как Уистлер (1834–1903).
Ещё одним американским представителем литографического искусства был Уинслоу Гомер (1836-1910). Позже в 19 веке импрессионисты Эдуард Мане (1832-1883), Одилон Редон (1840-1916) и Эдгар Дега (1834-1917), а также Анри Фантен-Латур (1836-1904) также переняли этот метод печати.
Плакатное искусство
Хотя литография была изобретена в 1798 году, в первые годы это был слишком дорогостоящий процесс для использования в плакатном искусстве. В начале большинство плакатов представляли собой ксилографии или гравюры на металле, которые почти не содержали цвета или рисунка. Ситуация изменилась, когда было обнаружено, что все цвета могут быть получены с помощью всего лишь четырёх камней: жёлтого, синего и красного, а оттенки – с добавлением чёрного. Хотя изначально этот процесс был трудным, он позволил получить одни из самых ярких и ярких изображений, с которыми сегодня трудно конкурировать.
Способность сочетать цвет, изображение и текст на одной поверхности сделала литографический плакат одним из самых мощных средств коммуникации в Европе и Америке в конце 19 века, начале 20 века. Однако по-настоящему популярным как вид искусства он стал только после того, как французский гравёр Жюль Шере (1836-1932) изобрёл свою «3-х каменную хромолитографию». Это изобретение помогло превратить улицы Парижа, Нью-Йорка и Лондона в художественные галереи.
К 1890 году, во время Belle Epoque в Париже искусство плаката было в полном расцвете. В 1891 году плакат Тулуз-Лотрека (1864–1901) «Ла Гулю, Мулен Руж» повысил статус искусства плаката до уровня изобразительного искусства. В 1894 году чешский литограф Альфонс Муха создавал первые шедевры ар-нуво. Его известность была обеспечена почти мгновенно благодаря литографическому плакату Сары Бернар.
В стиле модерн проявилось сочетание влияний, в том числе прерафаэлитов и византийского искусства. На рубеже веков выставки плаката проводились по всей Европе. За Тулуз-Лотреком последовали другие постимпрессионисты, такие как Поль Гоген (1848–1903), а также участник ле Наби Пьер Боннар (1867–1947) и Эдуард Вюйар (1868–1940).
В начале ХХ века искусство плаката продолжило новое поколение художников, в том числе Леонетто Каппьелло (1875-1942) и А. М. Кассандра в Париже, Люсьен Бернхард в Берлине и Людвиг Хольвайн в Мюнхене. Эти стили развивались, включая пропагандистское искусство, футуризм, конструктивизм, кубизм, дадаизм и ар-деко.
К началу Второй мировой войны плакаты чаще печатались с помощью техники массового производства, которая предполагала использование фотографий, а не художественного оформления. К 1950-м годам литографические плакаты практически вымерли.
Литография и изобразительное искусство
В ХХ веке заядлыми литографами стали норвежец Эдвард Мунк (1863-1944), а также такие экспрессионисты, как Макс Бекманн (1884-1950) и Эрнст Кирхнер (1880-1938), равно как и французские художники Анри Матисс (1869-1954) и Жорж Руо (1871-1958). Среди современных художников литография использовалась такими художниками, как Энди Уорхол (1928-1987), Стоу Венгенрот (1906-1978), Виллем де Кунинг (1904-1997), Рокуэлл Кент (1882-1971), М.С. Эшер (1898-1972), Бен Шан (1898-1969), Дэвид Хокни (род. 1937) и Роберт Раушенберг (1925-2008), которые наполнили среду большой жизненной силой.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВ
О различных формах см.: Виды искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?