Литография, техника гравюры читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве термин литография происходит от греческих слов «λίθος» (камень) и «γράφω» (пишу), что дословно означает «письмо камнем». Техника была изобретена в 1798 году немцем Алоисом Зенефельдером (1771-1834) как недорогой способ тиражирования текстов, в частности его собственных пьес.
Литография — это популярный метод плоской печати (планографии), основанный на физико-химическом принципе, подразумевающем отталкивание друг от друга масла и воды. Зенефельдер запатентовал этот процесс, а процесс литографии держался в строжайшей тайне до 1818 года, когда изобретатель опубликовал свой труд «Полный курс литографии» (Vollständiges Lehrbuch der Steindruckerey).
Современной версией этого процесса является офсетная литография, в которой для переноса изображения на металлические печатные формы часто применяются фотографические методы (фотолитография).
История литографии
Литография быстро обрела популярность среди художников как эффективное средство для тиражирования произведений. Художнику было достаточно нанести рисунок на камень, с которого затем можно было сделать множество оттисков на бумаге. Зенефельдер на протяжении всей своей жизни совершенствовал процесс, получая награды и медали за свою работу.
Первое значительное собрание художественных литографий, «Specimens of Polyautography», было опубликовано в Лондоне в 1803 году. В него вошли работы американского художника Бенджамина Уэста (1738-1820), ирландского художника Джеймса Барри (1741-1806) и англо-швейцарского художника Генри Фюзели (1741-1825).
В 1804 году в Берлине была издана серия литографий, включавшая рисунок архитектора Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841). Во Франции этот метод стал популярен у таких известных мастеров, как Эжен Делакруа (1798-1863), Теодор Шассерио (1819-1856), Теодор Жерико (1791-1824), а также Франсиско Гойя (1746-1828) в поздний период его творчества.
Со временем процесс совершенствовался, что позволило добавлять в оттиски цвет и тон. Появление хромолитографии дало возможность получать полноцветные изображения путём последовательной печати с нескольких камней, каждый из которых нёс свой цвет.
Примечание. Для получения информации о других формах печатной графики см. статьи: Ксилография (старейшая техника гравюры), Гравюра, Офорт (важный метод глубокой печати), Шелкография (популяризированная Энди Уорхолом) и Печать жикле (струйная печать).
Развитие литографического процесса печати
Следующим важным шагом в развитии технологии стала фотолитография — процесс создания печатной формы с использованием фотографических методов. Его изобрёл в 1855 году французский химик Альфонс Луи Пуатевен. Это изобретение, наряду с развитием полутоновой и цветной печати, сыграло важную роль в истории литографии и книжной иллюстрации.
Однако широкое практическое применение эти новшества получили только с появлением офсетной машины, которая сделала процесс печати быстрее, дешевле и надёжнее. В 1875 году Роберт Барклай из Англии создал её вариант для печати на жести, а в 1903 году американец Ира Вашингтон Рубель адаптировал технологию для печати на бумаге. Со временем известняковые камни были заменены более удобными и долговечными металлическими пластинами.
Примечание. Термины, относящиеся к гравюре, травлению, литографии, ксилографии и трафаретной печати, см. в Глоссарии по эстампам.
Базовый литографический процесс
В классической технике эстампа художник наносит изображение на гладкую поверхность камня (как правило, известняка) при помощи жирного литографского карандаша или специальной жирной туши. Само слово «литография» происходит от греческого «lithos», что означает «камень».
Когда рисунок готов, его закрепляют лёгким травлением смесью гуммиарабика и слабой кислоты. Этот состав протравливает участки камня, свободные от рисунка, делая их гидрофильными (восприимчивыми к воде), и одновременно защищает жирные линии рисунка, делая их гидрофобными. В процессе печати камень увлажняют водой, которая покрывает только протравленные участки. Затем валиком наносится жирная печатная краска: она прилипает только к рисунку, отталкиваясь от увлажнённой поверхности. После этого изображение под давлением переносится на бумагу. Эта техника позволяет воспроизводить мельчайшие детали и тонкие тональные переходы.
Известные художники-литографы
В середине XIX века литография стала популярной формой графического искусства. Среди её пионеров были испанец Гойя, а также французские художники Теодор Жерико и Эжен Делакруа. Оноре Домье был одним из самых плодовитых литографов и одним из первых применил технику переводной литографии, при которой рисунок выполняется на специальной бумаге, а затем переносится на камень. Его творчество оказало влияние на таких художников, как Джеймс Уистлер (1834–1903).
Значимый вклад в американское искусство внёс Уинслоу Хомер (1836-1910). Позже, во второй половине XIX века, к этой технике обратились импрессионисты Эдуард Мане (1832-1883), Одилон Редон (1840-1916), Эдгар Дега (1834-1917) и художник Анри Фантен-Латур (1836-1904).
Плакатное искусство
Изначально литография была слишком дорогостоящей для плакатного искусства. Первые плакаты в основном были ксилографиями или гравюрами на металле с минимумом цвета. Ситуация изменилась с развитием хромолитографии, которая позволила создавать многоцветные изображения. Этот процесс, хоть и был трудоёмким, открыл новые художественные возможности.
Способность сочетать изображение, цвет и текст на одном листе сделала литографический плакат мощным средством коммуникации в Европе и Америке на рубеже XIX – XX веков. По-настоящему популярным этот вид искусства стал после того, как французский художник Жюль Шере (1836-1932) усовершенствовал технологию цветной печати. Его «трёхкаменная хромолитография» помогла превратить улицы европейских и американских городов в картинные галереи под открытым небом.
К 1890-м годам, в период Belle Époque, парижское плакатное искусство достигло своего расцвета. В 1891 году плакат Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901) «Мулен Руж: Ла Гулю» поднял статус плаката до уровня высокого искусства. В 1894 году чешский художник Альфонс Муха создал первые шедевры в стиле ар-нуво; его известность мгновенно принёс литографический плакат для спектакля «Жисмонда» с актрисой Сарой Бернар в главной роли.
За Тулуз-Лотреком последовали другие постимпрессионисты, такие как Поль Гоген (1848–1903), а также участники группы «Наби» Пьер Боннар (1867–1947) и Эдуард Вюйар (1868–1940).
В начале XX века искусство плаката развивали художники нового поколения, в том числе Леонетто Каппьелло и А. М. Кассандр в Париже, Люсьен Бернхард в Берлине и Людвиг Хольвайн в Мюнхене. Их творчество отражало стили своего времени: футуризм, конструктивизм, кубизм, дадаизм и ар-деко.
К началу Второй мировой войны для массового производства плакатов всё чаще стала использоваться офсетная печать, которая предполагала работу с фотографиями, а не с оригинальными художественными изображениями. В результате к середине XX века авторский литографический плакат уступил свои позиции более дешёвым технологиям.
Литография в искусстве XX века
В XX веке литографию активно использовали норвежский художник Эдвард Мунк (1863-1944) и немецкие экспрессионисты, такие как Макс Бекманн (1884-1950) и Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). Среди французских мастеров в этой технике работали Анри Матисс (1869-1954) и Жорж Руо (1871-1958).
Во второй половине столетия многие выдающиеся художники, включая Энди Уорхола (1928-1987), Виллема де Кунинга (1904-1997), М. К. Эшера (1898-1972), Дэвида Хокни (р. 1937) и Роберта Раушенберга (1925-2008), внесли значительный вклад в развитие этой техники, наполнив её новым содержанием.
Различные формы искусств
О различных видах искусства см. статью: Виды искусства.
- «Ребёнок Розмари» Айры Левина, краткое содержание
- Пушкин и Байрон соединились в спектакле «Около Евгения Онегина»
- Ритмы страстного танго на улицах Буэнос-Айреса
- Жизнь и творчество Ван Гога в формате 3D
- Юбилейная персональная выставка АЙРАТА ХАМИДУЛЛИНА
- «Кэдди Вудлоун» Кэрол Райри Бринк, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?