Шелкография, сериграфия, трафаретная печать читать ~6 мин.
Один из новейших видов искусства на Западе, трафаретная печать (screenprinting, silkscreen, или serigraphy – от sericum, латинского «шёлк») – это техника интаглио печати двадцатого века, происходящая от традиционного трафарета, который сам по себе является одной из самых ранних форм графического искусства дублирования.
Обычно трафаретная печать предполагает размещение над листом бумаги мелкоячеистой сетки, натянутой на деревянную раму. Затем краска продавливается через экран резиновой лопаткой, называемой скребком. Обычно сетка изготавливается из шёлка, отсюда и название шелкография. Однако, поскольку могут также использоваться хлопок, нейлон или металл, более широким термином является трафаретная печать. Некоторые профессиональные художники предпочитают использовать термин «шелкография», чтобы отличить художественную трафаретную печать от коммерческой.
Трафаретная печать была впервые разработана около 1900 года и использовалась в рекламе. Со временем она была популяризирована американскими поп-художниками, такими как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол, а также другими движениями современного искусства. Эти художники выбрали трафаретную печать, потому что она позволяла им сохранять смелые, яркие цвета при воспроизведении своих работ. Смелая, красочная и новаторская трафаретная печать стала одной из основных техник постмодернистского искусства.
Примечание: другие виды изобразительных процессов печати см: Ксилография (старейшая техника печати), Гравировка (происходит от техники золотых дел мастера), Травление (важный метод инталии), Литография (планографическая техника) и Жикле (струйный принтер).
История трафаретной печати
Стиль трафаретной печати впервые появился в Китае в эпоху искусства династии Сун (960-1279) и попал в Европу в 18 веке. Однако только после того, как в 19 веке шёлковая сетка стала более доступной для торговли, трафаретная печать начала набирать популярность. В 1907 году Самуэль Саймон запатентовал трафаретную печать в Англии.
Сначала этот процесс использовался для печати интересных цветов и узоров на обоях и тканях, а затем рекламодателями. Однако в конце концов его стали использовать художники как удобный и надёжный способ воспроизведения своих работ.
В современном мире трафаретная печать используется художниками, а также коммерческими типографиями, которые применяют графическую трафаретную печать для нанесения изображений на футболки, DVD-диски, стекло, бумагу, металл и дерево. В 1930-х годах группа художников, которые хотели отличить то, чем они занимаются, от коммерческого мира, сформировала Национальное сериграфическое общество. Тем самым они связали слово «сериграфия» с изобразительным искусством и трафаретной печатью. «Seri» по-латыни означает «шёлк», а «graphein» по-гречески означает «писать или рисовать».
В новейшей истории принято считать, что поп-художники популяризировали форму трафаретной печати, известную как сериграфия. Поп-художники брали свои образы из мира массовой культуры, поэтому было уместно, что они использовали технику, известную своей способностью к массовому производству. Художники оп-арта также ценили использование этой техники, считая, что она соответствует их эстетике.
Основной процесс трафаретной печати
В трафаретной печати экран сначала создаётся путём натяжения ткани (например, шелка) на раму из дерева или алюминия. Изображение сначала рисуется (вручную или с помощью программного обеспечения) на листе бумаги или пластика, или запечатлевается на фотографии. Затем его вырезают, чтобы сформировать трафарет. Затем трафарет прикрепляется к сетке. Затем участки трафаретной сетки блокируются водостойким маскирующим средством. Эти участки становятся негативными областями конечного изображения. Затем экран помещается на нужную подложку (например, бумагу, стекло, текстиль), и чернила наносятся на верхнюю часть экрана и распространяются по экрану, поверх трафарета и через открытую сетку на подложку под ним.
Чернила наносятся с помощью скребка – резиновой лопатки, ширина которой обычно равна ширине трафарета. Через незакрытую область краска проникает и создаёт изображение. Можно использовать любое количество цветов, хотя для каждого цвета требуется отдельная сетка. Трафареты обычно создаются с помощью таких программ, как Adobe Illustrator или Corel Draw. Затем рисунки печатаются на прозрачном пергаменте, который называется позитивной пленкой.
Изображения на плёнке, используемые в шелкографии
С помощью современной технологии с использованием фотоэмульсий, чувствительных к ультрафиолетовому излучению, изображения могут быть созданы на прозрачной плёнке, а затем точно воспроизведены на нейлоновом экране, покрытом светочувствительной (УФ) эмульсией. Она наносится на весь экран, на который затем накладывается плёнка, на которой художник нарисовал свой рисунок, и оба они подвергаются воздействию ультрафиолетового света. Свет проходит через прозрачную плёнку, за исключением тех мест, где этому препятствует рисунок художника. На тех частях экрана, которые подвергаются воздействию света, эмульсия затвердевает. Когда экран затем промывают, вся эмульсия удаляется, за исключением затвердевших участков, создавая на экране трафарет, точно соответствующий дизайну до мельчайших деталей.
Известные художники шелкографии
К известным художникам шелкографии относятся Энди Уорхол (1928-1987) с его шелкографией: Банка супа Campbell’s на сумке для покупок (1966), Тройной Элвис (1962), и Мэрилин Монро (1967) и многими другими работами; Роберт Раушенберг (р. 1925 г.) с его Трафаретом для трафарета (1962) и Retroactive II (1964); Бен Шан (1898-1969) с его шелкографией Pleiades (1960). Лидер поп-арта Энди Уорхол имел опыт работы в коммерческом искусстве, что дало ему особое сродство с техникой трафаретной печати. И Уорхол, и Раушенберг расширили эту технику, напечатав рисунок на холсте, чтобы он послужил основой для картины.
Другие деятели актуального искусства, такие как Эдуардо Паолоцци, Ричард Гамильтон и Р. Б. Китадж, использовали трафаретную печать для объединения изображений, полученных из вторых рук, в качестве разновидности техники коллажа. Сложность техники возросла, американский художник-сверхреалист Ричард Эстес иногда использует до 80 экранов в одной работе.
Самая ценная в мире шелкография
По словам писательницы Сары Торнтон, пишущей о высоком искусстве в ноябрьском номере журнала Economist за 2009 год, анонимный покупатель приобрёл шелкографию Энди Уорхола «Восемь Элвисов» за 100 миллионов долларов (60,5 млн. фунтов стерлингов) на частной распродаже.
Уорхол начал создавать шелкографию в 1962 году. Он писал, что «при шелкографии вы выбираете фотографию, увеличиваете её, переносите на шёлк с помощью клея, а затем проводите по ней чернилами так, чтобы чернила проходили через шёлк, но не через клей. Таким образом, вы получаете одно и то же изображение, но каждый раз немного разное». Все это было так просто, быстро и причудливо. Я была в восторге от этого. Когда в том же месяце умерла Мэрилин Монро, у меня появилась идея сделать ширмы с её прекрасным лицом, первые «Мэрилин».
УСЛОВИЯ ПЕЧАТИ
Для объяснения основных терминов, связанных с гравировкой, травлением, литографией, ксилографией и другими формами изобразительного искусства: Глоссарий по гравюрам.
ПОСТЕРЫ
Подробнее о литографических плакатах: Искусство плаката. Хронологический справочник см.: История плаката.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?