Андреа дель Верроккьо:
скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~5 мин.
Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо (итал. Andrea di Michele di Francesco de’ Cioni; ок. 1435–1488) — один из самых значительных скульпторов эпохи Флорентийского Возрождения, стоящий в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Среди его учеников были Леонардо да Винчи, Гирландайо, Перуджино и Сандро Боттичелли. Известный своим классическим стилем кватроченто, Верроккьо является автором одной из самых известных скульптур Возрождения — позолоченной бронзовой статуи Бартоломео Коллеони (1496, Кампо Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция).
Ранняя жизнь
Андреа родился во Флоренции под именем Андреа ди Микеле ди Франческо де’ Чиони. Предположительно, он взял фамилию Верроккьо от своего наставника Франческо ди Луки Верроккьо, успешного ювелира, в мастерской которого Андреа проходил обучение. Существуют также предположения, что он мог работать и у Донателло.
Отец Верроккьо был мастером по изготовлению плитки и кирпича, а позже стал сборщиком налогов. Семья испытывала финансовые трудности, и Андреа стал главной опорой для своих родных. Он никогда не был женат и всю жизнь помогал своим братьям и сёстрам, а также обеспечивал приданым племянниц.
Картины дель Верроккьо
Лишь одна из дошедших до нас картин может быть с уверенностью атрибутирована Верроккьо — знаменитое «Крещение Христа» (1472–1475, Уффици, Флоренция). Полотно было заказано монастырской церковью Сан-Сальви во Флоренции, где оно находилось до 1530 года. Картина была создана в мастерской Верроккьо при участии нескольких его учеников. Сам мастер разработал общую композицию и написал основные фигуры.
В фигуре белокурого ангела слева от Христа искусствоведы видят руку молодого Леонардо да Винчи, который вместе с юным Перуджино работал в мастерской Верроккьо в начале 1470-х годов. Некоторые критики приписывают второго ангела кисти другого флорентийского художника, Сандро Боттичелли, также входившего в круг учеников мастера.
Ещё одна известная работа, связанная с именем Верроккьо, — алтарный образ «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475–1483, собор в Пистое). Хотя эта работа документально подтверждена, она в основном выполнена его подмастерьями. Однако сложная и гармоничная композиция, вероятно, была разработана самим Верроккьо. Несмотря на некоторую сдержанность, это визуально привлекательная картина с красивыми восточными коврами, перспективным плиточным полом и элементами натюрморта.
К другим картинам, приписываемым Верроккьо, относятся «Мадонна с младенцем» (ок. 1470, Государственные музеи, Берлин), «Святая Моника» (Санто-Спирито, Флоренция) и «Товия и ангел» (1470–1480, Национальная галерея, Лондон), написанная яичной темперой на доске.
Ранние скульптуры
Самой ранней из сохранившихся скульптур Верроккьо считается небольшая бронзовая статуя «Давид» (1473–1475, Национальный музей Барджелло, Флоренция). Статуэтка была заказана семьёй Медичи. Её часто сравнивают с более известной версией Донателло, хотя и не всегда в пользу Верроккьо.
«Давид» Донателло чувственен, изображён обнажённым и ранимым. «Давид» Верроккьо элегантно одет и представлен в непринуждённой позе, с мечом в одной руке и другой, упёртой в бок. Хотя эта работа менее сложна в эмоциональном плане, чем версия Донателло, она ценится за изысканную проработку деталей и патину.
Второй важной бронзовой работой раннего периода является «Путто с дельфином» (ок. 1470, Палаццо Веккьо, Флоренция). Это очаровательная отдельно стоящая скульптура, изображающая Амура, держащего дельфина. Фигура путто изящно балансирует на одной ноге. Предположительно, изначально скульптура была частью фонтана и могла вращаться под действием струй воды.
Для того чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как итальянский скульптор Андреа дель Верроккьо, см: Как оценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Скульптуры Медичи и бюсты
С середины 1470-х годов Верроккьо занимался почти исключительно скульптурой. Его признание как выдающегося мастера началось именно в это время, когда ему стала покровительствовать семья Медичи. Донателло, бывший фаворитом Медичи, умер в 1466 году, и Верроккьо занял его место.
В конце 1470-х годов Верроккьо создал очень реалистичный терракотовый бюст «Лоренцо Медичи» (Национальная галерея искусств, Вашингтон). За ним последовал мраморный бюст, известный как «Дама с букетиком» (Национальный музей Барджелло). Этим произведением Верроккьо разработал новый тип ренессансного портретного бюста. Следуя античным образцам, он включил в композицию руки модели — приём, характерный для классического искусства. Этот приём позволяет передать характер и настроение человека не только через лицо, но и через жест рук.
Зрелая скульптурная карьера
Наиболее значительные работы Верроккьо были созданы в последние два десятилетия его жизни. В 1479 году власти Венецианской республики объявили конкурс на создание конного памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони. Верроккьо принял в нём участие и в 1483 году представил восковую модель лошади в натуральную величину.
Он получил заказ, но работа осталась незавершённой из-за его смерти в 1488 году. Завершение проекта было поручено венецианскому скульптору и литейщику Алессандро Леопарди.
Памятник Коллеони композиционно схож с другими конными статуями того времени, в том числе со статуей «Гаттамелата» работы Донателло в Падуе. Коллеони сидит на коне прямо, устремив пристальный взгляд на невидимого врага. Однако если фигура у Донателло спокойна и величественна, то у Верроккьо она полна экспрессии и динамики.
Некоторые искусствоведы полагают, что этот напряжённый взгляд и мощная лепка лица могли повлиять на замысел знаменитой статуи «Давида работы Микеланджело» (1501–1504).
Наследие
Верроккьо работал преимущественно во Флоренции. Существуют предположения, что он выполнял заказы для папы Сикста IV в Риме, однако документальных подтверждений этому нет. Последние годы жизни мастер провёл в Венеции, работая над памятником Коллеони.
После смерти Верроккьо его авторитет как в ювелирном искусстве, так и в скульптуре неуклонно рос. Многие выдающиеся художники итальянского Возрождения продолжали учиться на его произведениях.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?