Андреа дель Верроккьо:
скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~5 мин.
Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо – один из самых значительных скульпторов эпохи Флорентийского Возрождения, стоящий в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Среди его учеников были Леонардо да Винчи, Гирландайо, Перуджино и Сандро Боттичелли. Известный своим классическим стилем кватроченто, Верроккьо является самым автором самой известной скульптуры Возрождения – позолоченной бронзовой статуей Бартоломео Коллеони (1496, Кампо ди Санти Джованни э Паоло, Венеция).
Ранняя жизнь
Андреа родился во Флоренции под именем Андреа ди Микеле ди Франческо де’ Чиони. Считается, что он, вероятно, взял имя своего наставника Франческо ди Луки Верроккьо, успешного ювелира. Вероятно, в юности Верроккьо обучался у Франческо, хотя есть некоторые основания полагать, что он также мог подрабатывать у Донателло.
Отец Верроккьо был мастером по изготовлению плитки и кирпича, а позже стал сборщиком налогов. Семья постоянно испытывала финансовые трудности, и Верроккьо быстро стал ключевым помощником. Он никогда не женился и обеспечивал образование и приданое своих братьев, сестёр и племянниц.
Картины дель Верроккьо
Только одна существующая картина может быть с абсолютной уверенностью приписана руке Верроккьо – знаменитое «Крещение Христа» (1472-1475, Уффици, Флоренция). Картина была написана по заказу монастырской церкви Сан-Сальви во Флоренции, где она находилась до 1530 года. Картина написана в мастерской Верроккьо, в работе над проектом участвовали несколько его учеников. Верроккьо должен был разработать композицию и написать некоторые основные элементы.
В белокуром ангеле слева от Христа можно узнать руку совсем юного Леонардо да Винчи, который (вместе с молодым Перуджино) присутствовал в мастерской Верроккьо в начале 1470-х годов. Некоторые критики приписывают второго ангела на картине другому молодому флорентийскому художнику, Сандро Боттичелли, также присутствовавшему в то время в мастерской.
Единственная подписанная картина Верроккьо – Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом (1475-83 гг., Пистойский собор). Хотя это явно работа его подмастерьев, сложная композиция могла быть разработана только Верроккьо. Несмотря на некоторую аскетичность, это визуально приятная картина, с красивыми восточными коврами, плиточным полом, элементами натюрморта и модулированным плиточным полом.
Другие картины, приписываемые Верроккьо: Мадонна с младенцем (ок. 1470, Государственные музеи, Берлин); Святая Моника (Санто-Спирито, Флоренция) и Товия и ангел, яичная темпера на деревянной панели (1470-80, Национальная галерея, Лондон).
Ранние скульптуры
Самая ранняя из сохранившихся фигуративных скульптур Верроккьо – небольшая бронзовая статуя Давида (1473-75 Музей Национале дель Барджелло, Флоренция). Статуэтка была заказана семьёй Медичи и часто сравнивалась с более известной версией Донателло (хотя и не в лучшую сторону).
Давид Донателло чувственен, изображён обнажённым и уязвимым. Давид Верроккьо элегантно одет, непринуждённо позирует с мечом в одной руке и другой рукой на бедре. Хотя он менее сложен в эмоциональном плане, чем версия Донателло, он был задуман как более простой и ценился за изысканную патину (бронзовый блеск).
Второй важной бронзовой фигурой был Путто с дельфином (1479, Музей Палаццо Веккьо, Флоренция), очаровательная маленькая свободно стоящая скульптура Купидона, держащего дельфина. Купидон точно балансирует на одной ноге и, вероятно, изначально был установлен на фонтане, чтобы его можно было поворачивать под напором струй воды.
Для того чтобы оценить таких важных трёхмерных художников, как итальянский скульптор Андреа дель Верроккьо, см: Как оценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Скульптуры Медичи и бюсты
После середины 1470-х годов Верроккьо занимался почти исключительно скульптурой. Его художественный взлёт к критическому признанию начался только в это время, когда семья Медичи взяла его под своё крыло. Донателло умер в 1466 году, и он был любимцем Медичи. В конце 1470-х годов Верроккьо создал очень реалистичный терракотовый бюст Лоренцо Медичи (Национальная галерея искусств, Вашингтон) (см. выше). За ним последовал мраморный бюст, известный как Дама с примулами (Музей Национале дель Барджелло). Этим произведением Верроккьо разработал новый тип ренессансного классицизма, в котором руки натурщика включены в композицию, напоминающую древнеримские модели. Этот композиционный приём позволяет рукам, так же как и лицу, выражать характер и настроение натурщика.
Зрелая скульптурная карьера
Самые значительные работы Верроккьо были фактически выполнены только в последние два десятилетия его жизни. В 1479 году власти ренессансной Венеции объявили конкурс на проект конного памятника наёмнику Бартоломео Коллеони. Верроккьо принял участие в конкурсе и в 1483 году прислал восковую модель лошади в натуральную величину. Он получил заказ, но работа осталась незавершённой после его смерти в 1488 году. Завершение проекта было поручено венецианскому бронзолитейщику Алессандро Леопарди.
Памятник Верроккьо по композиции похож на другие конные скульптуры того времени, в том числе на «Гаттамелату» Донателло в Падуе. Коллеони сидит на коне прямо, пристально глядя в глаза своему невидимому врагу. Однако если у Донателло фигура спокойна, величественна и универсальна, то у Верроккьо она конкретна и динамична. Некоторые говорят, что пристальный взгляд и напряжённое выражение лица, возможно, повлияли на дизайн великой статуи Давида работы Микеланджело (1501-4).
Наследие
Верроккьо, похоже, почти всё время работал во Флоренции. Говорят, что он работал на папу Сикста IV в Риме, но документальных подтверждений этому нет. Вместо этого Верроккьо провёл большую часть своей жизни, украшая город Флоренцию, и, наконец, Венецию, где он провёл последние годы жизни. Репутация Верроккьо – как в ювелирном деле, так и в скульптуре – неуклонно росла после его смерти, и многие известные художники итальянского Возрождения продолжали изучать его картины и скульптуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?