Антонио Поллайоло: скульптор раннего Возрождения читать ~5 мин.
Итальянский скульптор, художник, ювелир и гравёр, Антонио Поллайоло был мастером анатомии, изображая фигуры с непревзойдённым мастерством. Один из великих бронзовых скульпторов того времени, известный в основном своими мифологическими скульптурами, он был любимцем семьи Медичи эпохи Возрождения и одной из самых известных фигур в скульптуре Возрождения. Среди его самых популярных работ – две папские гробницы Иннокентия VIII (1492-98) и Сикста IV (1484-93), обе в базилике Святого Петра, Рим.
Ранняя жизнь
Поллайоло родился в 1432 году во Флоренции и был окрещён Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи. Сначала он обучался ювелирному делу, а затем изучал скульптуру. Младший брат Антонио, Пьеро, тоже был художником, и вместе они основали оживлённую мастерскую, где изготавливали золотые и бронзовые скульптуры, картины и декоративные изделия. Они работали вместе над столькими проектами, что исторически трудно разделить их индивидуальные начинания. Семья Медичи эпохи Возрождения во Флоренции – в частности, Лоренцо Медичи – была одним из главных покровителей Антонио.
Бронзовые гробницы в базилике Святого Петра
Наиболее известный вклад Антонио Поллайоло в итальянское Возрождение – бронзовые гробницы папы Сикста IV (1484-93) и папы Иннокентия VIII (1492-98) – находятся в базилике Святого Петра, Рим. Гробница Сикста IV была построена по заказу племянника Сикста, кардинала Джулиано делла Ровере (впоследствии папы Юлия II).
Гробница представляет собой прекрасное скульптурное произведение, фигуры высечены в рельефе. Лежащая фигура Папы окружена изображениями семи добродетелей, а основание гробницы украшено аллегориями свободных искусств. Знаменитый историк искусства и биограф XVI века Джорджо Вазари (1511-1574) описывал гробницу как «завершённую с большими затратами». Надпись, выгравированная на гробнице, восхваляет скульптора как «прославившегося своими работами в серебре, золоте и живописи».
Гробница папы Иннокентия VIII совершенно иная. Папа представлен дважды: живым и мёртвым. В нижней части находится саркофаг с лежащим мёртвым Папой, а выше – трёхмерная версия Папы, дарующего апостольское благословение и окружённого рельефами четырёх кардинальных добродетелей. Сверху – тяжёлый карниз, окружённый люнетом и тремя рельефными богословскими добродетелями.
Бронзовые статуэтки
Благодаря своему образованию и мастерству ювелира Антонио Поллайоло смог удовлетворить вкус к небольшой бронзовой скульптуре, которая стала более популярной в последней трети XV века. Статуэтки, часто патинированные и напоминающие античную бронзу, предназначались для ценителей. Среди сохранившихся работ – «Геркулес и Антей» (1470, Уффици) и «Геркулес» (ок. 1470, Коллекция Фрика, Нью-Йорк).
Живопись: Изучение анатомии человека
Тесно сотрудничая на протяжении всей своей жизни, братья, как известно, опередили Леонардо да Винчи в препарировании человеческих трупов для лучшего понимания анатомии, что стало определяющим навыком в их творчестве. Антонио был особенно искусен в изображении человеческой фигуры в действии, и это можно увидеть на его картине «Геркулес сражается с гидрой» (1475, Уффици, Флоренция) и единственной сохранившейся гравюре «Битва 10 обнажённых мужчин» (ок. 1470, Уффици).
«Геркулес, сражающийся с гидрой» – небольшое панно, часть набора (другие панно сейчас отсутствуют), написанного для Лоренцо Медичи. Геркулес изображён героически сражающимся, его тело охвачено подвижной массой напряжённых мышц. Мышцы и сухожилия прорисованы до мельчайших деталей.
В картине Антонио «Битва 10 обнажённых мужчин» фигуры рассматриваются под разными углами. Возможно, этот приём использовался и другими скульпторами эпохи Возрождения в мастерской как средство изучения фигуры. Используются приёмы укорачивания переднего плана, а мускулы чётко подчёркнуты (Леонардо знаменито писал, что при таком выделении мускулов фигуры выглядят как «мешок с грецкими орехами»). (См. также Мужская обнажённая натура в истории искусства.)
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как скульптор эпохи Возрождения Антонио Поллайоло, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Живопись: Сохранившиеся работы
Братья также вместе работали над картиной Мученичество святого Себастьяна (1473-75, Национальная галерея, Лондон). Подобно картине Андреа дель Верроккьо «Крещение Христа» , она считается одной из лучших картин всего кватроченто. Фигуры и пейзаж переданы детально и реалистично. Под кожей видны мышцы, а фигуры выглядят застывшими в действии, что типично для стиля Антонио Поллайоло, который часто заимствовал позы из классической скульптуры. Хотя картину часто приписывают исключительно Антонио, сейчас считается, что его брат также помогал в исполнении частей.
Другие картины:
Портрет молодой женщины (ок. 1465 г., Государственный музей, Берлин).
Первоначально приписывался Пьеро делла Франческа, а затем Доменико Венециано, но теперь считается работой Антонио. Художник выделяет основные черты лица молодой женщины в профиль. Черты очерчены с минимальным количеством деталей. Использование сильной очерченной линии и контрастного цвета-поверхности считается типичным для флорентийской живописи.
Давид Победоносец (ок. 1472, Государственный музей)
Небольшое панно с изображением Давида, победоносно стоящего над головой убитого Голиафа.
Портрет молодой женщины (ок. 1475, Уффици, Флоренция).
Темпера на дереве. Поскольку на работе нет подписи, её первоначально приписывали Пьеро делла Франческа, затем Доменико Венециано и Андреа дель Верроккьо. В профиль изображена дама, но не классической красоты. Она окружена нежным лазуритово-голубым фоном. Ее платье прекрасно передано, детали материалов, тканей и украшений.
Этюд для конного памятника (ок. 1482-83, Коллекция Роберта Лемана, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Рисунок тушью и смывкой. Это этюд для конного памятника. Согласно биографу Джорджо Вазари, который владел этим листом в XVI веке (и который, возможно, добавил тёмную размывку вокруг фигур), скульптура была заказана Людовико Сфорца, герцогом Милана, в честь его отца, Франческо Сфорца. Тема победоносного правителя на коне взята из классической античности. Памятник так и не был построен.
Наследие
В 1468 году Антонио Поллайоло купил поместье в окрестностях Пистойи, а в 1480 году – ещё одно вблизи Флоренции. В 1472 году его имя впервые появилось в реестре Гильдии флорентийских живописцев. Его успех как художника, как финансовый, так и критический, был очевиден. Антонио умер в 1498 году. Его вклад в искусство Возрождения во Флоренции заключался в тщательном анализе анатомии тела, как в движении, так и в условиях напряжения. В этой области он предвосхитил Леонардо да Винчи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?