Антонио Поллайоло:
скульптор раннего Возрождения читать ~5 мин.
Итальянский скульптор, художник, ювелир и гравёр Антонио Поллайоло был мастером анатомии, изображавшим человеческие фигуры с непревзойдённым искусством. Он являлся одним из величайших бронзовых скульпторов своего времени и прославился в основном мифологическими скульптурами. Поллайоло был любимцем семьи Медичи эпохи Возрождения и одной из самых значимых фигур в скульптуре Ренессанса. Среди его наиболее известных работ — две папские гробницы: Иннокентия VIII (1492–1498) и Сикста IV (1484–1493), обе находятся в базилике Святого Петра в Риме.
Ранняя жизнь
Поллайоло, крещённый как Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи, родился во Флоренции в 1432 году. Сперва он обучался ювелирному делу, а затем начал изучать скульптуру. Младший брат Антонио, Пьеро, также был художником. Вместе они основали процветающую мастерскую, где создавали золотые и бронзовые скульптуры, картины и декоративные изделия. Братья так часто работали над проектами совместно, что историкам искусства порой трудно разделить их индивидуальный вклад. Семья Медичи эпохи Возрождения во Флоренции, в частности Лоренцо Медичи, была одним из главных покровителей Антонио.
Бронзовые гробницы в базилике Святого Петра
Наиболее известный вклад Антонио Поллайоло в итальянское Возрождение — это бронзовые гробницы папы Сикста IV (1484–1493) и папы Иннокентия VIII (1492–1498). Обе находятся в базилике Святого Петра в Риме. Гробница Сикста IV была заказана его племянником, кардиналом Джулиано делла Ровере, который впоследствии стал папой Юлием II.
Эта гробница — великолепное произведение скульптуры с фигурами, выполненными в технике рельефа. Лежащую фигуру папы окружают изображения семи добродетелей, а основание украшено аллегориями свободных искусств. Знаменитый историк искусства и биограф XVI века Джорджо Вазари (1511–1574) писал, что гробница была “завершена с большими затратами”. Надпись на ней прославляет скульптора как «прославившегося своими работами в серебре, золоте и живописи».
Гробница папы Иннокентия VIII выполнена совершенно иначе. Понтифик изображён дважды: живым и мёртвым. В нижней части расположен саркофаг с лежащей фигурой усопшего папы. Выше находится его трёхмерное изображение, дарующее апостольское благословение в окружении рельефов четырёх кардинальных добродетелей. Композицию венчает тяжёлый карниз с люнетом и тремя рельефными богословскими добродетелями.
Бронзовые статуэтки
Благодаря образованию и мастерству ювелира Антонио Поллайоло удовлетворял спрос на небольшую бронзовую скульптуру, которая стала особенно популярной в последней трети XV века. Эти статуэтки, часто патинированные под античную бронзу, предназначались для ценителей. Среди сохранившихся работ — «Геркулес и Антей» (ок. 1475, Уффици) и «Геркулес» (ок. 1470, Коллекция Фрика, Нью-Йорк).
Живопись: изучение анатомии человека
Братья Поллайоло тесно сотрудничали на протяжении всей жизни. Известно, что они, опередив Леонардо да Винчи, препарировали человеческие тела для лучшего понимания анатомии, что стало определяющей чертой их творчества. Антонио был особенно искусен в изображении человеческой фигуры в действии. Это видно в его картине «Геркулес и гидра» (1475, Уффици, Флоренция) и единственной сохранившейся гравюре «Битва десяти обнажённых мужчин» (ок. 1470, Уффици).
«Геркулес и гидра» — это небольшое панно, часть серии, написанной для Лоренцо Медичи (другие работы из серии утеряны). Герой изображён в героической борьбе, его тело представляет собой подвижную массу напряжённых мускулов. Мышцы и сухожилия прорисованы с мельчайшей детализацией.
В работе «Битва десяти обнажённых мужчин» фигуры представлены с разных ракурсов. Возможно, этот приём использовался скульпторами эпохи Возрождения в мастерской как учебное пособие для изучения фигуры. Художник применяет ракурсы на переднем плане и чётко подчёркивает мускулатуру. Леонардо да Винчи, как известно, писал, что при таком выделении мышц фигуры выглядят как “мешок с грецкими орехами”. (См. также Мужская обнажённая натура в истории искусства).
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как скульптор эпохи Возрождения Антонио Поллайоло, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Живопись: сохранившиеся работы
Братья также вместе работали над картиной «Мученичество святого Себастьяна» (1473–1475, Национальная галерея, Лондон). Наряду с «Крещением Христа» Андреа дель Верроккьо, эта работа считается одной из величайших картин кватроченто. Фигуры и пейзаж переданы детально и реалистично. Под кожей видны мышцы, а персонажи словно застыли в движении, что характерно для стиля Антонио, который часто заимствовал позы из классической скульптуры. Хотя картину долгое время приписывали исключительно Антонио, сейчас считается, что его брат Пьеро также участвовал в её создании.
Другие картины
Портрет молодой женщины (ок. 1465, Берлинская картинная галерея).
Изначально работа приписывалась Пьеро делла Франческа, а затем Доменико Венециано, но теперь считается произведением Антонио. Художник выделяет основные черты лица молодой женщины, изображённой в профиль. Контуры очерчены с минимальной детализацией. Использование сильной контурной линии и контрастных цветов считается типичным для флорентийской живописи.
Давид (ок. 1472, Берлинская картинная галерея).
Небольшое панно, изображающее Давида, который победоносно стоит над головой поверженного Голиафа.
Портрет молодой женщины (ок. 1475, Уффици, Флоренция).
Темпера на дереве. Поскольку на работе нет подписи, её поочерёдно приписывали Пьеро делла Франческа, Доменико Венециано и Андреа дель Верроккьо. В профиль изображена дама, не обладающая классической красотой. Она окружена нежным лазуритово-голубым фоном. Её платье прекрасно проработано, с вниманием к деталям материалов, тканей и украшений.
Этюд для конного памятника (ок. 1482–1483, Коллекция Роберта Лемана, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Рисунок тушью и размывкой, являющийся этюдом для конного монумента. Согласно биографу Джорджо Вазари, который владел этим листом в XVI веке, скульптура была заказана Людовико Сфорца, герцогом Милана, в честь его отца, Франческо Сфорца. Тема победоносного правителя на коне заимствована из классической античности. Памятник так и не был возведён.
Наследие
В 1468 году Антонио Поллайоло купил поместье в окрестностях Пистойи, а в 1480 году — ещё одно, уже вблизи Флоренции. В 1472 году его имя впервые появилось в реестре Гильдии флорентийских живописцев. Его художественный, критический и финансовый успех был очевиден. Антонио умер в 1498 году. Его вклад в искусство Возрождения во Флоренции заключается в скрупулёзном анализе анатомии тела — как в движении, так и в состоянии напряжения. В этой области он стал предшественником Леонардо да Винчи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?