Баччо Бандинелли:
скульптор эпохи Возрождения читать ~4 мин.
Бартоломео Бандинелли (итал. Bartolomeo Bandinelli; также известен как Бартоломео Брандини и Баччо; 1493–1560) — итальянский скульптор, художник и рисовальщик эпохи Высокого Возрождения. Несмотря на мастерство в создании небольших скульптур и популярность у флорентийской семьи Медичи, он считается одним из самых противоречивых скульпторов своей эпохи. В истории он остался скорее благодаря своему сложному характеру и неприязни со стороны современников из эпохи Чинквеченто, чем качеству работ.
Бандинелли был одержим сравнением себя с Микеланджело и в попытке завоевать признание часто брался за создание крупномасштабных монументальных скульптур. Его самая известная статуя — «Геркулес и Как» (1525–1534, Пьяцца делла Синьория, Флоренция).
Ранние годы
Бандинелли родился во Флоренции и первоначально обучался ювелирному делу у своего отца. Позже он стал учеником скульптора Джованни Франческо Рустичи, друга Леонардо да Винчи. Одной из его первых работ в итальянской скульптуре эпохи Возрождения стала восковая фигура Святого Иеронима, заказанная Джулиано Медичи. С самого начала карьеры Бандинелли испытывал глубокую зависть к Микеланджело. Согласно Джорджо Вазари, итальянскому биографу эпохи Возрождения и ученику Бандинелли, скульптор однажды в приступе ненависти разорвал рисунок Микеланджело.
Ранние скульптуры
Бандинелли был превосходным рисовальщиком и скульптором малых форм. Некоторые из его терракотовых статуэток отличаются высоким качеством исполнения. Однако его главной движущей силой стало стремление создавать крупномасштабные монументы, подогретое желанием превзойти Микеланджело.
Современники считали, что Бандинелли не хватает мастерства для грандиозных произведений, и ему приходилось постоянно выслушивать их насмешки. В 1525 году он начал работу над колоссальной скульптурой «Геркулес и Как» для площади Синьории во Флоренции. Изначально этот заказ предназначался Микеланджело, но тот был занят капеллой Медичи. По сравнению со статуей Микеланджело «Победа», уже стоявшей на площади, фигуры Бандинелли выглядят скованными, а их лица напоминают грубо вырезанные карикатуры.
В том же 1525 году Бандинелли приступил к копированию знаменитой мраморной группы «Лаокоон и его сыновья» (ок. 42–20 гг. до н.э.), которая находилась в музеях Ватикана. Скульптура изображает троянского жреца и его сыновей, задушенных змеями за предупреждение о деревянном коне. Бандинелли блестяще справился с задачей скопировать эллинистический шедевр, приписываемый Плинием Старшим родосским скульпторам Агесандру, Афинодору и Полидору, и даже внёс в работу некоторые изменения.
Зрелая скульптура
В 1554 году Бандинелли начал работу над скульптурной группой «Пьета» (1554–1559, базилика Сантиссима-Аннунциата, Флоренция). Вазари пишет, что, узнав о планах Микеланджело создать «Пьету» для собственной гробницы, Бандинелли немедленно приступил к своей версии. Он завершил её незадолго до смерти. Как и в работе Микеланджело, в «Пьёте» Бандинелли присутствует фигура Никодима, поддерживающего тело Христа, в которой скульптор запечатлел свой идеализированный автопортрет. Однако многие находили фигуру Христа слишком мускулистой и неестественной.
Чтобы научиться оценивать пластических художников, таких как скульптор Высокого Возрождения Баччо Бандинелли, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Поздние работы и наследие
Бандинелли стал лидером группы флорентийских маньеристов, которых объединял интерес к наследию Донателло. В 1529 году он представил в Генуе императору Карлу V свой рельеф «Снятие с креста», который был встречен с успехом. Хотя оригинал утерян, бронзовая копия работы Антонио Сузини (1600, Лувр, Париж) демонстрирует экспрессию, характерную для Донателло.
Бандинелли умер во Флоренции в 1560 году. История обошлась с ним сурово, обрекая на невыгодное сравнение с Микеланджело. Даже биограф Вазари писал о нём пренебрежительно: “Он не делал ничего, кроме эскизов, и мало что заканчивал”. Однако сохранившиеся работы доказывают, что он был более значительным скульптором, чем признавали его современники. Двое его сыновей, Клементе и Микеланджело Бандинелли, также стали успешными скульпторами.
Другие избранные работы
Нептун
(1528–1529, Пьяцца дель Дуомо, Каррара)
Андреа Дориа, командующий императорским флотом, изображён в виде Нептуна. Это было первое в эпоху Возрождения изображение современного правителя в образе обнажённого римского бога. Скульптура является бородатым аналогом «Давида» Микеланджело, чью позу и осанку Бандинелли очевидно скопировал.
Автопортрет
(ок. 1530, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон)
Художник изображён в классической архитектурной обстановке, указывая на рисунок с двумя обнажёнными мужчинами. Предполагается, что это Геракл и Как — герои самой известной скульптуры Бандинелли. См. также Обнажённые мужчины в истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?