Баччо Бандинелли:
скульптор эпохи Возрождения читать ~4 мин.
Бартоломео Бандинелли (также известный как Бартоломео Брандини и называемый Баччо) был итальянским скульптором, художником и рисовальщиком эпохи Высокого Возрождения. Несмотря на мастерство в создании небольших скульптур и популярность среди флорентийской семьи Медичи, он считается одним из самых противоречивых скульпторов эпохи Возрождения, запомнившимся скорее своим неприятным характером и антипатией своих современников из эпохи квинквеченто, чем качеством своих работ.
В частности, он был одержим сравнением себя с Микеланджело и часто создавал крупномасштабные монументальные скульптуры в попытке завоевать признание. Его самая известная статуя — «Геркулес и Как» (1525-34, Пьяцца делла Синьория, Флоренция).
Ранние годы
Родившийся во Флоренции, Бандинелли учился ювелирному делу у своего отца. Затем он продолжил обучение у скульптора Джованни Франческо Рустичи, друга Леонардо да Винчи. Одной из первых работ Бандинелли в итальянском скульптурном искусстве эпохи Возрождения была фигура Святого Иеронима, вырезанная из воска по заказу Джулиано Медичи. С самого начала своей карьеры Бандинелли, по-видимому, испытывал глубокую зависть к Микеланджело. Согласно Джорджо Вазари итальянскому историку и биографу эпохи Возрождения, который также был учеником в мастерской Бандинелли, Бандинелли однажды разорвал рисунок Микеланджело из чистой ненависти к флорентийскому гению.
Ранние скульптуры
Бандинелли был превосходным рисовальщиком и скульптором небольших форм. Некоторые из его терракотовых статуэток просто потрясающи. Однако его движущей силой стало болезненное увлечение крупномасштабными монументами, усугублённое желанием подражать Микеланджело.
Современники утверждали, что Бандинелли не обладал достаточным мастерством для создания грандиозных произведений, и ему приходилось жить в пределах слышимости их насмешек. В 1525 году он приступил к работе над колоссальной скульптурой «Геркулес и Как» для площади Синьории во Флоренции. Первоначально заказ был предназначен Микеланджело, но тот в то время был занят работой над капеллой Медичи. Статуя Микеланджело «Победа» уже стояла на площади. По сравнению с ней фигуры Бандинелли «Геркулес и Как» выглядят жёсткими, а их гримасы — глубоко вырезанными карикатурами.
В том же 1525 году Бандинелли приступил к работе над копией знаменитой мраморной статуи «Лаокоон и его сыновья» (ок. 42-20 до н.э.) (в то время находившейся в музеях Ватикана), изображающей троянского жреца и его двух сыновей, задушенных змеями в наказание за то, что они предупредили троянцев о деревянном коне греков. Бандинелли был заказан скопировать знаменитую греческую скульптуру I-II веков (приписываемую римским автором Плинием Старшим трём эллинистическим скульпторам с острова Родос: Агесандру, Афинодору и Полидору) – задание, которое он выполнил великолепно, внеся некоторые собственные изменения и дополнения.
Зрелая скульптура
В 1554 году Бандинелли приступил к работе над своей скульптурой Пьета (1554-59, SS. Annunziata, Флоренция). Вазари рассказывает, что когда Бандинелли услышал, что Микеланджело высекает Пьету для своей гробницы, он сразу же приступил к планированию своей собственной. Он закончил работу незадолго до своей смерти шесть лет спустя. Как и в версии Микеланджело, в «Пьета» Бандинелли присутствует идеализированный автопортрет Христа, поддерживаемого Иосифом Аримафейским или Никодимом. Однако многие считали Христа Бандинелли слишком мускулистым и странно сложенным. Количество мрамора, высеченного из блока, поражает, но эта «антимикеланджелевская» практика станет художественной тенденцией в последующие годы.
Чтобы научиться оценивать пластических художников, таких как скульптор Высокого Возрождения Баччо Бандинелли, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Флорентийские маньеристы
Бандинелли стал лидером группы флорентийских маньеристов, которых объединял интерес к возрождению стиля и принципов Донателло. В 1529 году Бандинелли представил в Генуе свой рельеф «Снятие с креста Карлу V», который был встречен с некоторым успехом. Хотя рельеф в настоящее время утрачен, бронзовая копия, выполненная скульптором Антонио Сузини (1600, Лувр, Париж), демонстрирует решительную интенсивность Донателло.
Бандинелли умер во Флоренции в 1560 году. История не была к нему благосклонна, и он был обречён на то, чтобы сравниваться (не в его пользу) с Микеланджело как в своё время, так и сегодня. Даже биограф Вазари писал о нём пренебрежительно: «Он не делал ничего, кроме эскизов, и мало что заканчивал». Однако некоторые из сохранившихся работ Бандинелли доказывают, что он был более выдающимся скульптором, чем ему позволяли признать современники. Бандинелли оставил двух сыновей, Клементе и Микеланджело Бандинелли, оба из которых стали успешными скульпторами.
Другие избранные работы
Нептун (1528-29, Пьяцца дель Дуомо, Каррара).
Андреа Дориа, командующий императорским флотом, изображён в виде Нептуна. Это было первое в эпоху Возрождения изображение современного правителя в виде обнажённого римского бога. Классическая скульптура выглядит бдительной и настороженной, она является бородатым аналогом флорентийского Давида Микеланджело, чью позу и осанку Бандинелли явно скопировал.
Автопортрет (ок. 1530, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон).
Художник сидит в впечатляющей классической архитектурной обстановке, указывая на рисунок с изображением двух обнажённых мужчин. Было высказано предположение, что обнажённые мужчины представляют Геракла и Кака, героев самой известной скульптуры Бандинелли. См. также Обнажённые мужчины в истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?