Бартольди:
Французский скульптор, создатель статуи Свободы (1886) читать ~5 мин.
Один из самых популярных скульпторов XIX века, французский художник из Эльзаса Фредерик-Огюст Бартольди наиболее известен как создатель статуи Свободы («Свобода, просвещающая мир»), которая стоит в гавани Нью-Йорка. См. также: Архитектура XIX века.
Эта знаковая статуя была подарена Францией Соединённым Штатам Америки во время празднования столетия американской независимости в 1886 году и остаётся одним из самых узнаваемых сооружений в мире.
Среди других важных скульптурных работ Бартольди — «Бельфорский лев» (1880, Бельфор, Франция) и «Памятник генералу Раппу» (1856, Музей Бартольди, Кольмар).
Биография
Бартольди родился в Кольмаре, Эльзас, на границе Франции и Германии, изучал архитектуру в Эльзасе, а затем переехал в Париж, чтобы учиться живописи у художника Ари Шеффера. Однако вскоре Бартольди полностью сосредоточился на скульптуре, обучаясь у скульпторов Суату и Антуана Этекса. Ему было всего 19 лет, когда он впервые выставил свои работы в Салоне в 1853 году. Затем, в 1856 году, он отправился в путешествие по Ближнему Востоку с целью изучения восточной живописи вместе с несколькими другими художниками, в том числе Жаном-Леоном Жеромом (1824-1904), и именно во время этой поездки он и другие художники разработали план Статуи Свободы в честь франко-американского союза 1778 года.
Статуя Свободы
Французское и американское правительства хотели увековечить братские чувства, существовавшие между их двумя республиками, и предложение Бартольди о создании колоссальной статуи «Свобода, озаряющая мир» было принято. В 1879 году Бартольди получил патент США на свой проект, что позволило ему производить небольшие копии статуи для продажи. Доходы от этих продаж помогли собрать средства для строительства полноразмерной версии. Высота сооружения составила 46 метров, но с учётом постамента и фундамента она достигала 93 метров. Знаменитый Колосс Родосский, одно из семи чудес древнего мира, был меньше трети высоты статуи.
Стоящая на острове Свободы, статуя часто является первым, что видят посетители и иммигранты, прибывающие в Америку на корабле. Бартольди был ответственен за скульптурный дизайн статуи, а главный инженер Густава Эйфеля Морис Кеклен спроектировал внутреннюю конструкцию. Статуя изготовлена из чистой меди с использованием техники репуссе (разработанной французским архитектором-медиевистом Виолле-ле-Дюком), нанесённой на стальную конструкцию. Пламя факела покрыто сусальным золотом. Ходили слухи, что тело Статуи Свободы было смоделировано по образцу любовницы художника, а лицо — по образцу его матери.
Перед началом работы над статуей Бартольди отправился в Америку, чтобы лично выбрать место для своего творения в гавани Нью-Йорка. Статуя, открытая в 1886 году, получила полное название «Свобода, озаряющая мир», которое вскоре было сокращено до «Статуя Свободы».
Лев Бельфора
Хотя Статуя Свободы является самой известной работой Бартольди, его монументальная скульптура Лев Бельфора (1880, Бельфор) считается многими его шедевром. Это массивный образ льва, высеченный на склоне холма из красного песчаника, возвышающегося над городом. Он был создан в память о храбром французском легионе, пережившем осаду пруссаков в конце франко-прусской войны (Бартольди сам был офицером во время войны). Гипсовая версия памятника была выставлена двумя годами ранее в Салоне.
Чтобы узнать, как оценивать скульпторов XIX века, таких как Бартольди, см.: Как ценить современную скульптуру. Для более ранних работ см.: Как ценить скульптуру.
Скульптуры в Кольмаре
В родном городе Бартольди Кольмаре есть музей, посвящённый его творчеству, в котором представлены следующие важные статуи и фонтаны:
Памятник генералу Раппу (1856): самая ранняя важная работа Бартольди
Фонтан адмирала Бруа (1864)
Фонтан Розельмана (1888)
Памятник Хирну (1894)
Фонтан Швенди (1898)
Les Grands Soutiens du Monde (1902, внутренний двор музея)
Фонтан Шонгауэра (1863, перед музеем Унтерлинден в городе).
Другие скульптурные работы
Бартольди создавал монументальные скульптуры, которые часто дарились в качестве государственных подарков. Некоторые примеры таких работ:
Конная статуя Верцингеторига (Клермон-Ферран, Франция)
Швейцария на помощь Страсбургу, (Базель, Швейцария)
Фонтан Бартольди в парке Бартольди (Ботанический сад, Вашингтон)
Статуя маркиза де Лафайета (Юнион-сквер, Нью-Йорк)
Четыре ангела-трубача (Башня Первой баптистской церкви, Бостон, Массачусетс)
Фонтан Бартольди (Площадь Терро, Лион, Франция)
Статуэтки
Бартольди создал очень мало небольших работ, поэтому Добрый самаритянин (1853, Музей д’Орсе) является такой редкостью. Созданная в возрасте 19 лет, она была первой работой, которую он когда-либо выставлял в Салоне (в 1853 году). Эта маленькая бронзовая статуэтка иллюстрирует историю о добром самарянине из Нового Завета Библии. В ней путешественник избит и ограблен бандитами, и только самарянин останавливается, чтобы помочь ему. Композиция произведения во многом обязана живописи и показывает влияние его раннего наставника Ари Шеффера. Эта небольшая группа также имеет ориенталистский оттенок, демонстрируя интерес Бартольди к египетскому искусству. Фактически он создал несколько картин на египетские темы, работая под псевдонимом Амилькар Хазенфратц, чтобы не отвлекаться от своих скульптурных работ.
Столетие Филадельфии
Кроме того, в 1876 году Бартольди был выбран для участия в выставке, посвящённой столетию Филадельфии в Америке, и получил бронзовую медаль за свои небольшие бронзовые статуи под названием «Молодой виноградарь»; «Гений Фунебре»; «Мир»; и «Гений в тисках нищеты».
Огюст Бартольди умер в Париже в 1904 году от туберкулёза, оставив миру свои скульптуры.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ
Список самых талантливых трёхмерных художников в мире можно найти в разделе «Величайшие скульпторы».
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТУРЫ
Список лучших работ в мире можно найти на странице «Величайшие скульптуры всех времён».
СКУЛЬПТОРЫ XIX ВЕКА
Бертель Торвальдсен (1770-1844)
Огюст Прео (1809-1879)
Альфред Стивенс (1817-1875)
Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904)
Жан-Батист Карпо (1827-1875)
Огюст Роден (1840-1917)
Даниэль Честер Французский (1850-1931)
Об эволюции и развитии изобразительного искусства см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?