Бен Николсон:
скульптор-абстракционист читать ~6 мин.
Пионер современного искусства, Бен Николсон был одним из лучших английских художников, однако свою репутацию он приобрёл главным образом благодаря вкладу в современную британскую скульптуру (1930–70). В частности, он был одним из наиболее заметных абстрактных скульпторов в различных техниках. Вначале его влияние исходило от натюрмортной живописи его отца Уильяма Николсона (1872–1949) и кубизма.
Он достиг творческого пика рано, создав знаменитую серию «Белых рельефов» — низких рельефных скульптур из окрашенной древесины, выполненных в 1934–1937 годах. После этого он вместе со своей второй супругой Барбарой Хепворт (1903–1975) создали Школу Сент-Ивс в Корнуолле. Будучи членом Abstraction-Creation, Unit One и других авангардных групп, он получил широкое международное признание благодаря турами по Великобритании, организованным Британским советом в 1940-х и 1950-х годах, а также благодаря критической поддержке Герберта Рида — одного из ведущих современнистских арт-критиков. В результате, его абстрактная скульптура оказалась наравне с работами Хепворт и Генри Мура (1898–1986), став символом британского модернизма. Среди других скульпторов XX века, активно работавших в Британии, можно назвать: Наума Габо (1890–1977) и Джейкоба Эпштейна (1880–1959).
Ранние годы и обучение
Николсон родился в Бакингемшире, Англия, в семье художников. Учился в Школе изящных искусств Слейд в Лондоне (1910–1914), где был современником таких художников, как Поль Нэш, Дора Каррингтон и Стэнли Спенсер. В 1912–1914 годах путешествовал по Франции, Италии и Испании. Освобождённый от службы в армии во время Первой мировой войны из-за астмы, он в 1917 году отправился в Нью-Йорк для операции на миндалинах, после чего путешествовал по Америке, а в 1918 году вернулся в Великобританию. Впервые его работы были показаны в Лондоне в 1919 году на выставках в галереях Grosvenor и Grafton. В 1920 году он женился на художнице Уинифред Робертс, с которой у него было трое детей. В ранний период его творчества преобладали натюрморты, пейзажи и фигуративные картины, вдохновлённые постимпрессионизмом. В 1922 году он провёл свою первую персональную выставку в лондонской галерее Adelphi, а в 1924 — в галерее Twenty-One. В 1922–1923 годах, особенно после поездки в Париж в 1921 году, его натюрморты начали поддаваться влиянию синтетического кубизма Жоржа Брака (1882–1963), Хуана Гриса (1887–1927) и Пикассо (1881–1973).
В 1924 году он стал членом традиционалистского Общества Семёрок и Пятёрок, созданного в 1919 году в Лондоне. В 1926–1930 годах он начал экспериментировать с примитивным стилем живописи, вдохновлённой наивным искусством Анри Руссо (1844–1910) и ранним английским народным искусством. В 1928 году он впервые посетил Сент-Ивес в Корнуолле, где впервые столкнулся с насыщенными текстурами пейзажей и морских работ Альфреда Уоллиса (1855–1942).
Абстрактное искусство
Несмотря на то, что в 1920-х годах он создал ряд абстрактных картин (преимущественно кубистских натюрмортов), Николсон всё больше склонялся к абстрактному искусству в начале 1930-х. Это было связано с двумя факторами: влиянием Барбары Хепворт, с которой он делил студию с 1932 года, и его поездками в Париж (1932–1933), где он познакомился с рядом значимых современных художников, включая Жана Арпа (1886–1966) и Константина Бранкузи (1876–1957), известных своей биоморфной абстракцией, а также геометрическим художником Питом Мондрианом (1872–1944), создателем нео-пластицизма. В начале 30-х годов тройка Николсон, Хепворт и Мур преобразовали традиционное Общество Семёрок и Пятёрок в авангардную художественную группу, исключив немодернистских участников. Позже они организовали первую в Британии выставку полностью абстрактных работ.
Эта тройка также участвовала в абстрактных группах на континенте. В 1933 году по приглашению Жана Хелиона и Огюста Эрбена они присоединились к Abstraction-Creation, свободной группы художников, созданной в Париже в 1931 году для противодействия движению сюрреализма под руководством Андре Бретона (1896–1966). Среди других ведущих участников были Тео ван Дусбург (1883–1931), основатель De Stijl и Элементаризма, скульптор Жорж Ван Тонгерло (1886–1965) и художник-дада Курт Швиттерс (1887–1948).
Также в 1933 году тройка присоединилась к Unit One, британской группе художников, скульпторов и архитекторов, основанной Полом Нэшом. Хотя активность этой группы продолжалась всего с 1933 по 1935 год и включала только одну выставку в галерее Майор в Кок-стрит, Лондон, после чего она гастролировала по Британии и Северной Ирландии, Unit One оказала большое влияние на признание Лондона центром абстрактного искусства и авангардной архитектуры середины 1930-х годов.
Белые рельефы
С 1932 по 1939 год Николсон жил в Лондоне. В 1933–1937 годах он обратился к новому виду необъективного искусства — абстрактному рельефу, который он довёл до своего узнаваемого стиля — геометрических «белых рельефов» из окрашенной древесины, состоящих только из кругов и прямых линий. Например, White Relief (1935, коллекция Tate, Лондон). Также он создавал картины в подобной манере, но в цвете, чтобы смягчить их строгость: например, Painting (1937, коллекция Tate).
В 1937 году Николсон, вместе с Наумом Габо и британским архитектором Лесли Мартином, подготовили Circle: International Survey of Constructive Art, влиятельную монографию о конструктивизме, в которой пропагандировалось введение математических элементов, чистых линий и минималистского орнамента в публичное и частное искусство. Это подтвердило статус Николсона как одного из важнейших британских абстракционистов. Его современник Поль Нэш писал, что для художника XX века существуют два основных направления: «поиск формы» и «поиск души». К 1937 году Николсон однозначно выбрал путь поиска формы.
Школа Сент-Ивес
В 1938 году Николсон женился на скульпторе Барбаре Хепворт — они были вместе с 1931 года и в 1934 году у них родились тройняшки. В следующем году, когда над Европой сгущались тучи войны, они с семьёй переехали в Сент-Ивес в Корнуолле, к ним вскоре присоединился российский эмигрант-скульптор Наум Габо. Позже, около 1950 года, к ним присоединилась группа молодых художников, включая Питера Лайонена (1918–1964), Брайана Уинтера (1915–1975), Терри Фроста (1915–2003) и Патрика Херона (1920–1999). В результате, ’Школа Сент-Ивес’ стала известна в 50-х и 60-х годах благодаря конкретному искусству, оказавшему значительное влияние на развитие абстракции в Британии.
Сам Николсон возобновил создание пейзажей и добавил цвет в свои абстрактные рельефы. В 1940-х годах проходили несколько туров Британского совета. Он продолжал жить и работать в Сент-Ивес до 1958 года, несмотря на развод с Хепворт в 1951 году.
Награды и признание
В 1952 году Николсон получил первую премию на Carnegie International в Питтсбурге. В 1954 году ему была присуждена ретроспектива на Венецианской биеннале, а в следующем — в Тейт Галерее в Лондоне. В 1955 году он выставлялся в Stedelijk Museum в Амстердаме. В 1956 году он выиграл первую международную премию Гуггенхайма за живопись, а в 1957 — международную премию за живопись на Биеннале в Сан-Паулу. В том же году он женился в третий раз, на немке, фотографе Фелицитас Воглер, и в 1958 переехал в Кастаньолу в Швейцарии. В 1961 году ему была присуждена ретроспектива в Бернской художественной галерее, в 1964 — в Музее изобразительных искусств Далласа, в 1978 — в Музее искусства Альбрайт-Нокс, а в 1993 — в Тейт Галерее. В 1968 году он был награждён орденом Британской империи. В 1971 году он расстался с Воглер и вернулся в Англию (развод состоялся в 1977). Николсон скончался в Лондоне в 1982 году в возрасте 88 лет.
Работы Николсона находятся в собраниях многих ведущих художественных музеев и скульптурных галерей мира, включая Тейт Галерею, Лондон, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк и Хепворт Уэйкфилд. В сентябре 2012 года на аукционе Christie’s в Париже был установлен рекорд продаж работ художника — его картина Fiddle and Spanish Guitar, выполненная масляными красками и гравием по фанере, была продана за €3 313 000.
- Экспозиция картин и гравюр
- Религиозные гравюры XVIII – ХХ века из коллекции Русского музея
- Медали и гравюры Великих русских побед в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Художник В.Емельянов представляет свои линогравюры на выставке «Графика»
- Кунстхаус в Цюрихе выставляет более 50 гравюр Гогена
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?