Бенедетто Антелами:
романский скульптор, биография читать ~4 мин.
Итальянский архитектор и скульптор романской школы Бенедетто Анте́лами (итал. Benedétto Antèlami) считается одним из самых значительных художников периода, предшествовавшего эпохе великого пизанского скульптора Никколо Пизано. Романская скульптура Антелами с её вытянутыми фигурами и компактной композицией была очень востребована в Парме в конце XII века. Городской собор украшают его «Снятие с креста» и епископский трон — мраморные произведения замечательного качества. Антелами был также архитектором Баптистерия, который он украсил четырнадцатью влиятельными статуями «Трудов месяцев». Мастер романского искусства, Антелами был также важным предшественником готического стиля.
Биография
Мало что известно о происхождении Антелами или о том, как он обучился искусству скульптуры. Вероятно, он родился около 1150 года в Ломбардии, возможно, в долине Валь-д’Интелви. По мнению историков, его скульптурная техника развивалась на основе традиций северной Италии. Однако, учитывая провансальские черты его искусства, исследователи считают, что он проходил обучение в Сен-Трофим д’Арль. Установлено, что мастер побывал в Южной Франции (Провансе), где изучал стиль и работы местных скульпторов.
Бенедетто Антелами является одним из немногих известных по имени деятелей искусства романской эпохи Средневековья. Его имя сохранилось благодаря подписям на двух главных работах в Парме: «Benedictus Antelami dictus» на рельефе «Снятие с креста» в кафедральном соборе (1178 год) и «Benedictus» на северном портале Баптистерия (1196 год).
Собор Пармы
В феврале 1178 года мастер завершил работу над своим барельефом «Снятие с креста» в правом трансепте собора Пармы. В рамках романской архитектуры эта работа демонстрирует широкие влияния — классической и византийской скульптуры. В рельефе присутствует сильный классицистический стиль, особенно заметный в изящных складках драпировки каждой фигуры. Обработка драпировок Антелами показывает значительное влияние классической скульптуры, всё ещё заметной в Италии того времени. Линии драпировки добавляют ощущение движения к композиции. Неестественные пропорции фигур, например их крупные руки и ноги, не умаляют общего впечатления от работы — скорее, они добавляют гуманистический элемент к торжественному произведению.
Крест делит композицию на две части: справа от Христа размещены «положительные» персонажи — Иосиф Аримафейский, Никодим, Богородица, апостол Иоанн и жёны-мироносицы. Слева находятся римские воины, делящие одежды распятого. Над группами изображены ангелы, а в углах барельефа — солнце и луна в траурных венках.
Вслед за «Снятием с креста» Антелами получил заказ на изготовление мраморного епископского трона для того же пармского собора. Архиепископское кресло, установленное в алтарной апсиде, отличается высоким качеством пластической проработки и удачной композицией.
См. также: Как оценить скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценить современную скульптуру.
Баптистерий Пармы
В 1196 году Антелами начал работу над скульптурным декором Баптистерия Пармы — здания, которое он также спроектировал. Строительство велось до 1214–1216 годов, когда работы были прерваны из-за политических конфликтов с Вероной, откуда поступал розовый мрамор. Работы возобновились только в 1259 году, а завершение строительства было освящено в 1270 году.
Между 1196 и 1216 годами мастер создал люнеты трёх порталов. Экстерьер украшают различные библейские сюжеты, включая «Страшный суд» и «Поклонение волхвов», а в интерьере размещено «Бегство в Египет». Особое место занимают горельефные аллегорические изображения месяцев и времён года. По периметру здания проходит «Зоофоро» — серия из 75 резных мраморных изображений: различные животные, растительные мотивы, сирены, знаки зодиака и люди, работающие в разные сезоны.
Восьмиугольное здание из розового веронского мрамора представляет переходный стиль от романского к готическому. Интерьер разделён на 16 ниш с многочисленными фресками XIII – XIV веков. Купол украшен изображениями, разделёнными на шесть концентрических кругов, представляющих различные религиозные мотивы.
Работа Антелами в Баптистерии характеризуется реализмом и эмоциональностью, контрастирующими с более формальными условностями эпохи.
Другие работы
Средневековое искусство Антелами представлено также в соборе Фиденцы, где в 1190 году, предположительно перед второй поездкой в Прованс, скульптор работал над фасадом Кафедрального собора. В соборе находится мраморный рельеф «Принесение во храм», размещённый в портальной нише над статуей царя Давида.
Антелами также приписывается рельеф на главном западном портале базилики Сан-Марко в Венеции и рельеф «Мученичество святого Андрея» в базилике Сант-Андреа в Верчелли. В Музее античного искусства в Милане также хранятся произведения, связанные с творчеством мастера.
Продолжателями традиций Бенедетто Антелами в архитектуре и скульптуре считаются Никколо Пизано (около 1220–1284) и его ученик Арнольфо ди Камбио (около 1250–1301). Искусство Антелами, соединяющее величавую монументальность фигур с чёткой повествовательной ритмикой и тонким декоративным чутьём, принадлежит к числу самых значительных достижений ломбардской школы.
- Гизлебертус: романский скульптор, биография
- Романская скульптура
- В Твери открылась юбилейная выставка художника Михаила Пантелеева
- В Кировском драмтеатре прошла пресс-конференция, посвящённая грядущей премьере
- «Сказка о потерянном времени» стала предновогодним подарком юным театралам от артистов Кировского драмтеатра
- «Волчий зал» Хилари Мантел, краткое содержание
- «Зеркало и свет» Хилари Мантел, краткое содержание
- «21 урок для 21 века» Юваля Ноя Харари, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?