Бертель Торвальдсен:
датский скульптор-неоклассицист читать ~5 мин.
Датский художник Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen; 1770–1844) — один из самых знаменитых скульпторов-неоклассицистов и признанный преемник великого итальянского мастера Антонио Кановы (1757–1822). Торвальдсен относился к античной скульптуре с тем же глубоким уважением, что и Канова, но проявлял меньшую оригинальность. В поздние годы, подобно английскому скульптору Джону Флаксману, он стремился адаптировать свой стиль к требованиям религиозной образности.
Родившись в Дании, Торвальдсен провёл большую часть своей творческой жизни в Риме. Его мастерская была настолько велика, что в ней одновременно трудилось до 40 помощников. Среди его известнейших произведений неоклассической скульптуры — «Ясон с золотым руном» (1803), «Вхождение Александра Македонского в Вавилон» (1812), композиция «Христос и двенадцать апостолов» (1819–1838) и «Ганимед, поящий орла Зевса» (1817). Его работы представлены в ведущих художественных музеях и парках скульптур по всему миру.
Для получения подробной информации о современниках Торвальдсена см.: Художники-неоклассицисты.
Ранние годы и обучение
Торвальдсен родился в Копенгагене в 1770 году. Его отец, выходец из Исландии, поселился в Дании и работал резчиком по дереву. Некоторые исландцы утверждают, что Торвальдсен на самом деле родился в Исландии и даже мог быть потомком Снорри Торфиннссона — первого европейца, родившегося в Америке. Однако общепринятой версией остаётся его датское происхождение.
Юный Бертель учился в Королевской датской академии искусств, где получил несколько наград, включая престижную Золотую медаль. Эта награда дала ему право на стипендию для продолжения обучения в Риме. Он прибыл в «Вечный город» в 1797 году и позже говорил об этом дне: “Я родился 8 марта 1797 года, до этого я не существовал”.
Римский период и признание
Многие скульптуры Торвальдсена представляют собой новые интерпретации античных сюжетов. Ярким примером его классицизма стала мраморная скульптура мифологического героя «Ясон с золотым руном» (1803, Музей Торвальдсена, Копенгаген). Эта работа принесла ему первый крупный успех. Его образы основывались скорее на классических канонах, чем на изучении живой натуры. Успех статуи обеспечил ему столько заказов, что он не покидал Италию в течение следующих 16 лет.
Ещё одной знаковой работой стал монументальный фриз «Вхождение Александра Македонского в Вавилон» (1812), созданный для Квиринальского дворца в Риме. Рельеф был выполнен всего за три месяца в ожидании визита Наполеона и укрепил репутацию Торвальдсена как мастера европейского масштаба. Его мраморная статуя «Геба» (1806, Музей Торвальдсена) также основана на античной мифологии и изображает богиню юности, подносящую чашу бессмертия.
Чтобы научиться оценивать пластических художников, таких как датский скульптор-неоклассицист Бертель Торвальдсен, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Сравнение с Кановой
Торвальдсена часто сравнивали с Антонио Кановой. Однако там, где Канова следовал драматической и эмоциональной манере Бернини, работы Торвальдсена были более сдержанными и холодными, в духе классической греческой скульптуры. Позы и выражения его фигур более формальны и строги. Если Канова обрабатывал поверхность мрамора с особой чувственностью, добиваясь мягкости и плавности, то Торвальдсен был более логичен и точен. Он осознавал, что его стиль не был «современным», но не смущался этим, черпая вдохновение в искусстве позднего эллинизма и римских копиях греческих оригиналов.
Главные работы позднего периода
Христос и двенадцать апостолов
В 1819 году Торвальдсен посетил Данию, где получил заказ на создание масштабной серии статуй «Христос и двенадцать апостолов» для Кафедрального собора Копенгагена (Vor Frue Kirke). Заказ также включал скульптуру «Ангел крещения», несколько рельефов и терракотовый фронтон «Проповедь Иоанна Крестителя». Сделав наброски, скульптор вернулся в Рим для выполнения работ и приехал в Копенгаген лишь в 1838 году, когда статуи были завершены. Фигура Христа была названа одним из американских писателей “самой совершенной статуей Христа в мире”. Позже её копии были установлены на Храмовой площади в Солт-Лейк-Сити и в больнице Джонса Хопкинса в Балтиморе.
Другие значимые скульптуры
Среди других важных работ Торвальдсена выделяются:
«Умирающий лев» (1819–1821, Люцерн). Монумент посвящён памяти швейцарских гвардейцев, погибших при защите дворца Тюильри во время Французской революции. Торвальдсен создал модель умирающего льва, а в скале её высек местный скульптор Лукас Ахорн.
«Ганимед, поящий орла Зевса» (1817, Музей Торвальдсена). Мраморная группа, отличающаяся почти рельефной композицией и демонстрирующая мастерство Торвальдсена в работе с линией.
Памятники для Польши. Две статуи в Варшаве: конная статуя князя Юзефа Понятовского перед Президентским дворцом и памятник Николаю Копернику перед зданием Польской академии наук.
Другие произведения. «Меркурий, готовящийся убить Аргуса» (1818), «Три грации с Купидоном» (1817–1818), памятник лорду Байрону (1831) в Кембридже и надгробный памятник Папе Пию VIII в соборе Святого Петра в Риме, завершённый после смерти мастера его учеником Пьетро Тенерани.
Бронзовая копия «Автопортрета» Торвальдсена установлена в Центральном парке Нью-Йорка.
Наследие
Бертель Торвальдсен скончался в 1844 году. Он стал первым датским художником, добившимся мирового признания, и оказал значительное влияние на многих молодых живописцев и скульпторов из Европы и США. Он был заметной фигурой в интеллектуальных и художественных кругах своего времени.
Скульптор завещал большую часть своего состояния на строительство музея в Копенгагене, который был открыт в 1839 году. Этому музею он передал все свои работы, включая модели скульптур, а также свою обширную коллекцию произведений других художников. По его особой просьбе Торвальдсен был похоронен во внутреннем дворе музея под клумбой из роз.
- Франц Ксавер Мессершмидт: скульптор-неоклассицист
- «Границы» Томаса Кинга, краткое содержание
- Религия в Словении
- Джон Флаксман: английский скульптор-неоклассицист
- Стали известны имена лауреатов фестиваля «Сандэнс-2015»
- «Фольксваген Блюз» Жака Пулена, краткое содержание
- Когда появились первые игорные дома
- «Истина и красота» Энн Пэтчетт, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?