Скульптура из хризелефатина: история, характеристики читать ~6 мин.
Что такое хризелефатиновая скульптура?
В искусстве пластики термин «хризелефатин», полученный от греческих слов «золото» (хрусос или хризос) и «слоновая кость» описывает тип скульптуры, выполненной из золота и слоновой кости. Золото обычно использовалось для драпировки статуи, в то время как слоновая кость использовалась для плоти, как основной материал. В классической греческой скульптуре статуи из хризелефатина считались высшей формой пластики и предназначались только для наиболее важных произведений религиозного искусства. Две самые известные хризелефатиновые статуи – обе изготовлены Фидием (488-431 гг. до н.э.) – были созданы в эпоху высокой классики греческой скульптуры (ок. 450-400 гг. до н.э.). Одна из них была 12-ти метровой статуей Афины Парфеносской (или Промахос) (начало 447 г. до н.э.) в Парфеноне в Афинах; другой была статуя Зевса высотой 11 метров (ок. 432 г. до н.э.) в Олимпии, которая стала одним из семи чудес древнего мира. Термин «хризелефатин» немного потерялся в современную эпоху, когда он был расширен, чтобы включить любую скульптуру, выполненную из комбинации слоновой кости и других материалов, таких как золото, серебро, бронза, мрамор или оникс.
Происхождение и история
Истоки хризелефатиновой скульптуры остаются неясными. Считается, что самыми ранними известными примерами, датируемыми 2-м тысячелетием до н.э., были статуи эгейского искусства из золота и слоновой кости из областей, которые стали частью греческого мира. Наиболее известный шедевр минойского искусства, известный как «Палаикастро Курос» – с Крита. Техника хризелефатина также практиковалась в небольших масштабах в египетской, а также в месопотамской скульптуре, и также встречалась в микенском искусстве. Позднее он стал более распространенным в архаической греческой скульптуре (ок. 600–480 гг. до н.э.) и особенно в классический период (ок. 480–323 гг.), Когда золото и слоновая кость иногда использовались для украшения акролитических статуй, то есть статуй с телом из дерева, покрытым драпировкой, а голова, руки и ноги в камне. Большинство скульптур хризелефатина были колоссальными культовыми фигурами, которые стояли в главных храмах или святилищах.
Смотрите также: История скульптуры.
Статуи в технике хризелефатин: характеристики
Статуи хризелефатина обычно изготавливали вокруг деревянной рамы, к которой были прикреплены резные листы слоновой кости, представляющие плоть и тонкие листы сусального золота, представляющие доспехи, драпировку, волосы и другие физические детали. Кроме того, кусочки цветного стекла, а также драгоценные и полудрагоценные камни использовались для подсветки глаз и оружия.
Кроме того, что они великолепно выглядели, статуи хризелефатин также представляли богатство и культурный статус их владельцев. Они стоили огромных денег и привлекли к работе множество мастеров, обладающих навыками резьбы по слоновой кости, скульптуры, ювелирного дела, плотницкого и ювелирного искусства, и – после завершения – нуждались в постоянном обслуживании. Кроме того, чтобы минимизировать финансовое бремя, статуи были построены по модульному принципу, чтобы часть золота могла быть извлечена из скульптуры и расплавлена для чеканки монет во времена жесткой экономии, с возможностью обратной замены позже, когда финансовое состояние восстановится. Например, фигура Ники в правой руке Афины-Парфеноса была изготовлена из чистого золота. Так как эти статуи были настолько ценными, большинство их было демонтировано ради драгоценных материалов во время классической древности или ранней средневековой эры. Например, статуя Афины Парфенос полностью исчезла и о ней известно только из подробного описания, данного греческим исследователем Павсанием (период активности 143–176 гг. н.э.), подтвержденного несколькими миниатюрными копиями, в том числе одним из экспонатов в Национальном археологическом музее Афин.
Палаикастро Курос (1480-1425 гг. до н.э.)
Статуя, известная как «Palaikastro Kouros», была названа в честь места ее открытия на востоке Крита. Датируемый поздним бронзовым веком, это один из старейших сохранившихся образцов хризелефатиновой фигуративной скульптуры. Скульптура изображает юношу, вырезана из зуба бегемота и украшена золотом. Его волосы сделаны из змеи, глаза из горного хрусталя. Постепенно, по частям (1987-90 гг.), он был раскопан из святилища у минойского поселения Руссолаккос, важного центра ранней критской культуры, который лежал нетронутым после разрушения святилища в результате пожара в 15 веке до нашей эры. На стиль статуэтки большое влияние оказало египетское искусство Нового царства.
Статуя Афины Парфенос (начало 447)
Афина Парфенос («Афина Богородица») – это знаменитое сокровище греческого искусства, представляющее собой монументальную культовую скульптуру в технике хризелефатин греческой богини Афины, созданную Фидием и несколькими его помощниками. Она состояла из вертикально стоящей Афины, держащей крылатую фигуру Ники (Богиня Победы) в правой руке, в то время как ее левая рука поддерживает щит и копье. На ее голове декоративный шлем, украшенный сфинксом и двумя пегасами. На верхней части ее груди надет нагрудник, украшенный змеями и изображением легендарной фигуры Медузы. Статуя была установлена в храме Парфенона (447-422) на Акрополе в Афинах. Действительно, главной функцией Парфенона было размещение статуи, вероятно, самого известного культового изображения в Афинах и одного из самых известных примеров скульптуры древней Греции. Хотя золотые листы весом более тонны (около 1100 кг) были заменены позолоченной бронзой и большая часть самой скульптуры была отремонтирована, статуя продолжала стоять в Парфеноне, пока римские войска не забрали ее в 5-м веке нашей эры. Есть некоторые свидетельства того, что она была доставлена в Константинополь, где он послужила вдохновением для византийского искусства. Сегодня наиболее подлинными копиями статуи Афины Парфенос являются Афина Варвакион и Афина Ленормант. Другие находятся в Лувре, Национальном музее Романо в Риме и в музее Нэшвилла, штат Теннесси.
Реплика Парфенона: Нэшвилл, Теннесси
Полномасштабная копия греческого Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси: он был построен в 1897 году в рамках столетней экспозиции в Теннесси. Внутри храма находится современная 13-ти метровая копия культовой статуи Афины Парфенос, которая была создана американским скульптором Аланом ЛеКуайром в 1980-х годах и представлена публике в 1990-м. Работа выполнена из гипсового цемента и измельченного стекловолокна, покрыта сталью и алюминием. Вместо тяжелых и дорогих золотых пластин LeQuire позолотил статую сусальным золотом весом 23,75 карата, примерно на одну треть толщины папиросной бумаги. Вся работа была основана на тщательных исследованиях, чтобы гарантировать самое близкое сходство с оригинальной статуей Фидия. Фактически весь храм Парфенона – теперь с полихромными украшениями в оригинальном стиле – является уникальным памятником одному из величайших образцов греческой архитектуры в эпоху классической древности.
Статуя Зевса (430-422 гг. до н.э.)
Статуя Зевса в Олимпии была монументальной скульптурой из хризелефатина в форме сидячей фигуры высотой около 13 метров, вырезанной греческим скульптором Фидием для храма Зевса в святилище Олимпии. Согласно описанию от Павсания, фигура Зевса, сделанная из панелей из золота и слоновой кости, покрывающих деревянный каркас, была размещена сидящей на троне из кедрового дерева. В правой руке Зевс держал небольшую статую Ники, богини победы, а в левой – скипетр, украшенный золотом, увенчанный орлом. Статуя была украшена черным деревом, драгоценными камнями и считалась одним из семи чудес древнего мира вплоть до разрушения в 5-м веке нашей эры, во время распада Римской империи. Копий этой статуи не найдено.
Дополнительные ресурсы
Величайшие скульпторы в истории
Величайшие скульптуры когда-либо
Как ценить скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?