Скульптура из хризелефантина:
история, характеристики читать ~6 мин.
Что такое хризелефантиновая скульптура?
В пластических искусствах термин «хризелефантин» (от греческих слов χρυσός — «золото» и ἐλεφάντινος — «из слоновой кости») обозначает скульптуру, выполненную из золота и слоновой кости. Как правило, золото шло на изображение одежд, доспехов и волос, а слоновая кость — на открытые части тела. В классической греческой скульптуре хризелефантиновые статуи считались высшей формой ваяния и предназначались для самых значимых произведений религиозного искусства.
Две самые знаменитые хризелефантиновые статуи были созданы Фидием (ок. 480–430 до н.э.) в эпоху высокой классики (ок. 450–400 до н.э.). Одна из них — 12-метровая статуя Афины Парфенос (создание начато в 447 г. до н.э.), установленная в афинском Парфеноне. Другая — 13-метровая статуя Зевса в Олимпии (ок. 435 г. до н.э.), признанная одним из Семи чудес света. Позднее термин «хризелефантин» утратил своё первоначальное узкое значение и стал применяться для обозначения любых скульптур, сочетающих слоновую кость с другими материалами, такими как золото, серебро, бронза, мрамор или оникс.
Происхождение и история
Происхождение хризелефантиновой скульптуры остаётся неясным. Предполагается, что самые ранние известные образцы, датируемые II тысячелетием до н.э., — это статуи эгейской цивилизации, найденные на территориях, которые позже вошли в греческий мир. Самый известный из них — шедевр минойского искусства с Крита, известный как «Курос из Палекастро».
В меньших масштабах эта техника применялась в Древнем Египте и Месопотамии, а также в микенском искусстве. Позднее техника получила широкое распространение в архаический (ок. 600–480 до н.э.) и особенно в классический (ок. 480–323 до н.э.) периоды. Тогда золото и слоновую кость иногда использовали для украшения акролитов — статуй, у которых из камня выполнялись только голова, руки и ноги, а тело было деревянным и покрывалось драпировкой. Большинство хризелефантиновых скульптур представляли собой колоссальные культовые изваяния, которые устанавливались в главных храмах и святилищах.
Смотрите также: История скульптуры.
Техника и характеристики
Хризелефантиновые статуи, как правило, создавались на деревянном каркасе. К нему крепились резные пластины из слоновой кости, изображающие тело, и тонкие листы золота, которые представляли собой одежду, доспехи, волосы и другие детали. Для инкрустации глаз, оружия и прочих элементов применяли цветное стекло, драгоценные и полудрагоценные камни.
Кроме своего великолепия, хризелефантиновые статуи символизировали богатство и высокий статус города или святилища. Их создание требовало огромных затрат и участия множества мастеров: скульпторов, плотников, специалистов по резьбе по слоновой кости и ювелиров. После завершения работы статуи нуждались в постоянном уходе для поддержания сохранности материалов.
Чтобы снизить финансовую нагрузку, статуи создавались по модульному принципу. Это позволяло в трудные времена снимать часть золотых элементов, переплавлять их на монеты и возвращать на место, когда финансовое положение улучшалось. Например, фигура богини победы Ники, которую держала в правой руке Афина Парфенос, была целиком отлита из чистого золота и являлась съёмной.
Из-за огромной ценности большинство таких статуй было разобрано на драгоценные материалы ещё в поздней античности или в раннем Средневековье. Например, оригинальная статуя Афины Парфенос не сохранилась. Сведения о ней дошли до нас благодаря детальному описанию античного автора Павсания (активен в 143–176 гг. н.э.) и нескольким дошедшим до нас миниатюрным копиям. Одна из самых известных копий хранится в Национальном археологическом музее в Афинах.
Курос из Палекастро (1480–1425 до н.э.)
Статуя, известная как «Курос из Палекастро», получила своё название по месту находки на востоке Крита. Она датируется позднеминойским периодом (поздний бронзовый век) и является одним из древнейших сохранившихся образцов хризелефантиновой скульптуры. Скульптура юноши вырезана из клыков бегемота и украшена золотом. Волосы сделаны из серпентинита (змеевика), а глаза — из горного хрусталя.
Статую находили по частям в 1987–1990 годах во время раскопок святилища в минойском поселении Руссолаккос. Это был важный центр ранней критской культуры, разрушенный пожаром в XV веке до н.э. В стиле статуэтки заметно влияние искусства Древнего Египта периода Нового царства.
Статуя Афины Парфенос (447–438 до н.э.)
Афина Парфенос («Афина-Дева») — шедевр древнегреческого искусства, монументальная хризелефантиновая культовая статуя богини Афины, созданная Фидием и его помощниками. Статуя изображала Афину в полный рост. В правой руке она держала крылатую фигуру Ники, богини Победы, а левой опиралась на щит, рядом с которым стояло копьё.
Голову венчал шлем, украшенный сфинксом и двумя грифонами по бокам. На груди богини была эгида с головой Медузы Горгоны. Статуя была установлена в целле Парфенона (строился в 447–438 гг. до н.э.) на афинском Акрополе. Главной функцией храма было служить домом для этой статуи — пожалуй, самого знаменитого культового изображения в Афинах и одного из величайших образцов древнегреческой скульптуры.
Считается, что оригинальные золотые пластины весом более тонны (около 1100 кг) со временем были заменены позолоченной бронзой. Статуя стояла в Парфеноне до V века н.э., когда, предположительно, была вывезена в Константинополь и там впоследствии утрачена. Наиболее точными античными копиями статуи считаются «Афина Варвакион» и «Афина Ленорман». Другие копии и реплики находятся в Лувре, Национальном музее Рима и Парфеноне в Нэшвилле.
Реплика Парфенона: Нэшвилл, Теннесси
В Нэшвилле (штат Теннесси, США) находится полномасштабная реплика афинского Парфенона. Она была возведена в 1897 году к Столетней выставке Теннесси. Внутри храма установлена современная, почти 13-метровая реплика статуи Афины Парфенос. Её создал американский скульптор Алан Леквир в 1980-х годах, а для публики работа была открыта в 1990 году.
Реплика выполнена из композита на основе гипса и стекловолокна на стальном и алюминиевом каркасе. Вместо цельных золотых пластин скульптор использовал сусальное золото в 23,75 карата. Созданию статуи предшествовали тщательные исследования, чтобы обеспечить максимальное сходство с оригиналом Фидия. Весь комплекс, включая полихромное оформление в античном стиле, представляет собой наглядную реконструкцию одного из величайших памятников древнегреческой архитектуры.
Статуя Зевса в Олимпии (ок. 435 до н.э.)
Статуя Зевса в Олимпии — монументальная хризелефантиновая скульптура высотой около 13 метров, созданная Фидием для храма Зевса в священной Олимпии. Согласно описаниям Павсания, сидящий на троне Зевс был выполнен на деревянном каркасе, покрытом пластинами из золота и слоновой кости. В правой руке он держал небольшую хризелефантиновую статую Ники, богини победы, а в левой — скипетр, увенчанный орлом.
Трон был сделан из кедра и инкрустирован чёрным деревом, золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Статуя считалась одним из Семи чудес света до своей гибели, предположительно в V веке н.э. Достоверных копий статуи не существует, её облик известен только по описаниям античных авторов и условным изображениям на монетах.
Дополнительные ресурсы
Величайшие скульпторы в истории
Величайшие скульптурные шедевры
Как ценить скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?