Клаус Слютер:
международный готический скульптор читать ~4 мин.
Клаус Слютер (нидерл. Claus Sluter) — ведущий скульптор своего времени, чьё творчество знаменует переход от интернациональной готики к натурализму Северного Возрождения. Он был ключевой фигурой бургундской школы скульптуры, основанной герцогом Филиппом Смелым в Дижоне. Фигуры Слютера отличаются выразительностью, монументальностью и глубоким реализмом, в них земное начало преобладает над идеализированным. Его новаторский стиль оказал значительное влияние на таких живописцев, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден, а также на скульпторов, включая Ганса Мультшера.
Одним из самых известных произведений мастера является «Колодец Моисея» (1395–1403), созданный для картезианского монастыря Шанмоль. Сегодня эта работа находится на своей исторической территории в Дижоне.
Биография
Сведения о ранней жизни Клауса Слютера, родившегося около 1340 года в Харлеме (Нидерланды), немногочисленны. Предполагается, что именно он упоминается под именем Claes de Slutere van Herlam в записях брюссельской гильдии каменотёсов за 1379 год. Около 1385 года Слютер поступил на службу к Филиппу II Смелому, герцогу Бургундии и регенту Франции. Талант скульптора быстро получил признание, и он стал центральной фигурой в художественной жизни герцогского двора.
Для изучения методов оценки пластического искусства, созданного такими мастерами, как скульптор интернациональной готики Клаус Слютер, см. статью «Как ценить скульптуру». Для более поздних работ см. «Как ценить современную скульптуру».
Творчество в Дижоне
Большую часть своей карьеры Слютер посвятил работе в картезианском монастыре Шанмоль в Дижоне. Герцог Филипп Смелый выбрал этот монастырь в качестве родовой усыпальницы и превратил его в крупный художественный центр, привлёкший лучших мастеров. Слютер возглавил скульптурную мастерскую после Жана де Марвиля.
Портал монастырской капеллы
Одной из первых крупных работ Слютера в Дижоне стал скульптурный портал монастырской церкви (1389–1397). В центре композиции, на столбе-опоре (тримо), находится фигура Девы Марии с Младенцем. По сторонам от входа расположены реалистичные портретные статуи коленопреклонённых донаторов — герцога Филиппа Смелого и его супруги Маргариты Фландрской. Их представляют небесные покровители — Иоанн Креститель и святая Екатерина Александрийская. Эти скульптуры стали новаторскими для своего времени благодаря беспрецедентной портретной точности и жизненной силе образов.
«Колодец Моисея»
Монументальная композиция «Колодец Моисея» была создана для центрального двора монастыря. Она представляет собой шестигранное основание фонтана, вырезанное из аньерского известняка. Это произведение символизировало «источник вечной жизни» (fons vitae). На каждой грани основания установлены фигуры шести ветхозаветных пророков: Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исайи. Над ними парят скорбящие ангелы. Каждая фигура наделена яркой индивидуальностью, мощной пластикой и психологической глубиной. Изначально скульптурная группа была увенчана Голгофой с Распятием, у подножия которого стояли Дева Мария, Иоанн Богослов и Мария Магдалина. Затем композиция была расписана и позолочена придворным художником Жаном Малуэлем. Во время Французской революции верхняя часть была разрушена, но основание с пророками сохранилось и находится на своём первоначальном месте.
Надгробие Филиппа Смелого
Слютер также начал работу над монументальным надгробием Филиппа Смелого, которое после его смерти завершил его племянник и преемник Клаус де Верве. Сегодня гробница находится в Музее изящных искусств Дижона. Самой знаменитой частью памятника является процессия плакальщиков (pleurants) — 40 фигур из алебастра, расположенных в аркадах по периметру основания саркофага. Слютер отошёл от канона, создав настоящую «драму в миниатюре»: каждая фигура скорбящего уникальна и выражает свою гамму чувств — от открытого горя до скрытой печали. Это надгробие стало образцом для подобных памятников по всей Франции на многие десятилетия.
Наследие
Клаус Слютер был подлинным новатором в области пластического искусства. В то время как его современники, например Андре Боневе, продолжали следовать изысканному и утончённому стилю интернациональной готики, Слютер смело раздвигал границы. Его мощные, объёмные и эмоционально насыщенные фигуры предвосхитили достижения скульпторов итальянского Возрождения. Творчество Слютера нередко сравнивают с работами сиенского мастера Якопо делла Кверча и флорентийского гения Донателло (ок. 1386–1466), которые вышли на художественную арену несколько позже. Слютер скончался в 1406 году, через два года после смерти своего покровителя герцога Филиппа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?