Дуэйн Хэнсон:
скульптор-фотореалист, художник поп-арта читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых известных американских скульпторов, Дуэйн Хэнсон прославился своими суперреалистичными фигуративными скульптурами обычных представителей американского среднего класса. Созданные с помощью сложного процесса отливки с натуры, воспроизведённые в стеклопластике, виниле или бронзе, его фигуры обрели огромную популярность и стали ассоциироваться с поп-артом. Он одевал их в настоящую одежду и дополнял реальными предметами — стульями, тележками, колясками. Среди его известных работ: Туристы (1970, Национальная галерея современного искусства, Эдинбург); Куини II (1988, галерея Саатчи, Лондон) и Бездомный (1991, Кунстхалле, Гамбург).
Также связанный с веристской школой искусства, Хэнсон — наряду со своими современниками Джоном Де Андреа (р. 1941) и Кэрол Фейерман (р. 1945) — считается величайшим из скульпторов XX века, работающих в стиле фотореализма или гиперреализма. Другими художниками, популяризировавшими фотореализм в Америке, были живописец городских сцен Ричард Эстес (р. 1932) и портретист Чак Клоуз (р. 1940).
Ранние годы
Хэнсон родился в Александрии, штат Миннесота, в 1925 году, в семье фермера-молочника. С ранних лет он проявлял интерес к искусству, особенно к человеческой фигуре. Его первой попыткой в пластическом искусстве стала деревянная фигура по мотивам знаменитого портрета Голубой мальчик (1770) Томаса Гейнсборо. Тогда Хэнсону было 13 лет. В местной библиотеке имелась лишь одна арт-книга, где он нашёл изображение этой картины. В то же время он создавал фигуры людей из маминой метлы. В 1943 году он поступил в колледж Мака́лестер, затем в 1951 году окончил Академию искусств Кранбрук, штат Мичиган. В 1950-е годы он колебался между реализмом и абстракцией: «В школе я слышал, что искусство должно быть современным… Но я по-настоящему ожил, когда поп-арт снова сделал реализм уместным».
Первые скульптуры
В 1950-е годы Хэнсон преподавал искусство в Германии, где начал экспериментировать с синтетическими материалами, в частности с полиэфирной смолой и стеклопластиком. В 1960 году он вернулся в Атланту, а в 1965 году окончательно обосновался в Майами. В 1960-е поп-арт стал модным стилем в США и Великобритании. Важнее всего было то, что он утверждал: использование художником массовых товаров (например, консервных банок) вполне допустимо в изящных искусствах. Поп-арт стал реакцией на элитарный абстрактный экспрессионизм, прославляя банальные, но узнаваемые детали повседневной жизни.
В середине 1960-х годов Хэнсон начал изготавливать фигуративные отливки из стеклопластика и винила. Первые его работы были жестокими и шокирующими, находясь под влиянием американского художника-инсталляциониста Эдварда Кинхолца (1927–1994), автора Заднее сиденье «Доджа 38» (1964, Музей округа Лос-Анджелес). Среди примеров — Аборт (1966), медиа-композиция длиной два фута, изображающая мёртвую беременную женщину, накрытую простынёй. Позже он создал полноразмерную версию, но уничтожил её. В 1967 году он представил Авария (мотокатастрофа) и Расовая беспорядок (1969), изображавшую белого полицейского, терроризирующего афроамериканца. К другим его жёстким работам относятся Беспорядки (1967), Футболисты (1969) и Сцена во Вьетнаме (1969). С 1967 года Хэнсон создавал скульптуры напрямую с тел реальных моделей — этот метод он использовал всю карьеру.
Примечание о восприятии скульптурыО том, как воспринимать современных фигуративных скульпторов, таких как Дуэйн Хэнсон, см.: Как оценивать современную скульптуру. О более ранних примерах см.: Как оценивать скульптуру.
Зрелый стиль
В начале 1970-х Хэнсон отказался от провокационных тем и обратился к более тонкой выразительности. Его Молодая покупательница (1973, галерея Саатчи) — это статуя из полиэстера и стеклопластика полной женщины, расписанная маслом, одетая в настоящую одежду и с реальными аксессуарами. Он говорил: «Мне нравятся физические тяжести, которые несёт эта женщина. Она обременена сумками и сама словно превратилась в сумку. Это тяжесть повседневной жизни. Но в то же время это довольно смешная скульптура». Другие произведения этого периода: Покупательница в супермаркете (1970, Палаццо современного искусства, Милан) и Смотритель музея (1975, Милан). Хотя арт-критики часто сравнивают его работы с восковыми фигурами, смысл и содержание скульптур Хэнсона куда более сложны. Его произведения создавались с натуры, отливались из стеклопластика, затем тщательно раскрашивались с реалистичными венами и пятнами на коже. Одежду он покупал в секонд-хэндах. Следуя примеру французских реалистов, таких как Жан-Франсуа Милле и Оноре Домье, Хэнсон стремился проводить социальные параллели между искусством и жизнью. Его также вдохновляли художники тромплёй, такие как Джон Фредерик Пето, и суровый реализм Эдварда Хоппера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?