Конная статуя читать ~6 мин.
В скульптуре термин «конная статуя» описывает статую всадника, сидящего на лошади. Поскольку папы, политики и даже некоторые короли редко ездили на лошадях, конные статуи обычно изображали военачальников или военных лидеров.
Лошадей, как известно, трудно изобразить в камне или бронзе, и даже самые великие скульпторы испытывают технические трудности с балансом и поддержкой веса. Однако мало найдётся предметов искусства, столь величественных, как бессмертная конная статуя Ричарда Львиное Сердце (1856) скульптора барона Карло Марочетти (1805-1867), которая стоит у здания британского парламента в Лондоне; или грандиозный памятник Петру Великому «Медный всадник» (1778, Санкт-Петербург) работы Этьена-Мориса Фальконе (1716-1791). Среди лучших конных статуй – мраморная «Лошадь, сдерживаемая конюхом» («Лошадь Марли», 1739-45, Лувр, Париж) работы Гийома Кусту (1677-1746) и бронзовая «Лошадь с бороной» (1878) работы Пьера-Луи Руйяра, которая стоит у Музея д’Орсэ в Париже. Известны также конные рельефы: пример из древнеперсидского искусства – конная статуя Хосрау II, последнего великого правителя Сасанидской империи, на своём любимом коне Шабдизе (ок. 650 г. н.э., Керманшах, Иран).
История конных статуй
История скульптуры знает бесчисленное множество конных статуй, хотя от античности сохранилось немного. Одним из древнейших примеров конной статуи в греческой скульптуре является Рампинский всадник или Рампинский всадник (ок. 550 г. до н.э.), найденный на афинском акрополе. Изображение куроса, сидящего верхом на лошади, является образцом греческой скульптуры архаического периода (600-480 гг. до н.э.).
Римская скульптура, призванная продемонстрировать могущество Рима, включала большое количество конных статуй римских императоров. К сожалению, на протяжении веков большинство из них было переплавлено на церковные колокола или монеты. Одним из известных сохранившихся примеров является конная статуя Марка Аврелия (175 г. н.э., Капитолийские музеи).
В традиционном китайском искусстве статуи правителей довольно редки, поэтому конные статуи встречаются крайне редко. Даже в огромном кладе статуй, известном как Терракотовая армия (ок. 246-208 гг. до н.э., провинция Шэньси, Китай), нет статуй конных всадников (лошади отдельно, всадники отдельно).
В Средние века – то есть в эпоху романской и готической скульптуры – доминировало христианское искусство. Скульпторы и каменщики были слишком заняты спросом на соборную архитектурную скульптуру, чтобы уделять время конным памятникам. Однако были и исключения: Магдебургский конь (1240), статуя из песчаника, изображающая императора Оттона I и, предположительно, первая конная статуя к северу от Альп. Другой знаменитый средневековый конный памятник – Бамбергский всадник (1225-37) в Бамбергском соборе.
Самая известная резьба по дереву с изображением коня и всадника – Святой Георгий и дракон (1489) работы Бернта Нотке (1489), расположенная в шведской кирпично-готической церкви Святого Николая (Сторкиркан) в Стокгольме.
Конные статуи были более популярны в искусстве эпохи Возрождения (1400-1530) в Италии. Это было связано с участием итальянских городов-государств, таких как Флоренция, Мантуя и Сиена, чьи лидеры семья Медичи, Людовико Гонзага и др.) нуждались в увековечивании в светских картинах и скульптурах.
В скульптуре Ренессанса есть две выдающиеся статуи, обе занимают важные общественные места. Во-первых, это бронзовая Конная статуя Гаттамелаты (1453) работы Донателло (1386-1466), которая стоит на площади Пьяцца дель Санто в Падуе. Это портрет ренессансного кондотьера (наёмника) Эразмо да Нарни, известного как «Гаттамелата». В этой работе Донателло первым из европейских скульпторов вернул величественность классическому конному портрету. Менее величественным, но более живым является позолоченный бронзовый конный памятник Бартоломео Коллеони (ок. 1483-88) на Кампо деи Санти Джованни э Паоло, Венеция. Отлитый флорентийским скульптором и ювелиром Андреа дель Верроккьо (1435-1488), он был оплачен из значительного наследства, оставленного Коллеони Венеции. Среди других подобных работ скульпторов эпохи Возрождения – конные памятники сэру Джону Хоквуду и Никколо да Толентино (оба находятся в Флорентийском соборе), а также конный портрет Карла V работы Тициана 1548 года.
Последнее крупное произведение XVI века (ренессансное по тематике и местоположению, классическое по стилю) – бронзовая конная статуя Козимо I Медичи (1598) работы Джамболоньи (1529-1608), расположенная на площади Синьории, Флоренция. Законченная помощником Джамболоньи Пьетро Такка (1577-1640), она стала первой статуей в натуральную величину, изображающей правителя, а не военачальника.
В эпоху барочной скульптуры, которая совпала с эпохой абсолютизма, конные статуи были очень популярны среди правителей, особенно во Франции. Людовик XIV, например, заказал одну из них для Версальского дворца, а другую (работы Франсуа Жирардона) для Вандомской площади в Париже. Другие примеры: Конная статуя Карла I Английского (1633) работы Юбера Ле Сюра 1633 года, которая стоит на Чаринг-Кросс в Лондоне; и Статуя короля Жозе I Португальского (1760) в Прака-ду-Комерсиу, изваянная Жоакимом Мачадо де Кастро.
Неоклассическая скульптура включает несколько прекрасных памятников лошадям и всадникам, в том числе: Конная статуя Иосифа II (1795-1806) работы Франца фон Цаунера (1746-1822) на Йозефплац в Вене; Памятник князю Юзефу Понятовскому (1826-7) работы Бертеля Торвальдсена (1770-1844) в Варшаве; и Статуя эрцгерцога Карла, герцога Тешенского (1860-65) на Хельденплац в Вене, самая большая конная скульптура в мире, имеющая всего две точки опоры.
Но, пожалуй, самой великой неоклассической конной статуей является «Медный всадник» (1766-82) работы Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), который стоит на площади Декабристов (В советские времена – Сенатская) в Санкт-Петербурге. Этот знаменитый памятник, созданный по заказу Екатерины II и стоящий на самом большом камне, когда-либо перемещённом человеком (Гром-камень), является для Петербурга тем же, чем статуя Свободы для Нью-Йорка.
Знаменитые современные конные памятники
В эпоху современного искусства (ок. 1850-1960 гг.) конная скульптура постепенно исчезала, поскольку лошадей заменил автомобиль. Американские скульпторы создали ряд конных памятников, таких как: Бронзовый портрет Эндрю Джексона (1852) Кларка Миллса, первая американская скульптура, изображающая вздыбленную лошадь, расположенная на площади Лафайет в Вашингтоне; и бронзовый конный портрет Джорджа Вашингтона (1856) на площади Юнион-сквер в Нью-Йорке.
В Лондоне французский художник итальянского происхождения барон Карло Марочетти изваял конную статую Ричарда Львиное сердце (1856, Вестминстерский дворец). В Индии конная статуя Рани Лакшмибаи (1890) – одной из главных фигур индийского восстания 1857 года – была увековечена в памятнике возле Шивранджини, Ахмадабад.
В XX веке конные работы были относительно скудны, хотя их качество остаётся высоким. Ранней выдающейся работой современного американского скульптора был «Конец тропы» (1915, Национальный музей ковбоев и западного наследия, Оклахома-Сити) работы Джеймса Эрла Фрейзера (1876-1953). В 1950 году анималистка Анна Хайатт Хантингтон (1876-1973) выпустила свою сказочную алюминиевую картину «Бойцовые жеребцы», которая сейчас находится в садах Брукгрин, Мурреллс Инлет, Южная Каролина. В 1954 году Хуан Кристобаль Гонсалес Кесада создал вызывающую статую Эль Сида (Родриго Диас де Вивар 1043-1099), которая сейчас стоит у входа в собор Бургоса в Испании.
В последние годы гигантизм вновь заявил о себе в области пластического искусства. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге, недалеко от Улан-Батора, Монголия, в настоящее время является самой большой в мире каменной скульптурой лошади и всадника. Вскоре его обойдёт мемориал Крейзи Хорс в Южной Дакоте, США, который будет иметь 641 фут (195 м) в ширину и 563 фута (172 м) в высоту. Самыми большими в мире конными бронзами являются Статуя Хуана де Онате (2006) в Эль-Пасо, Техас; и Статуя Яна Жижки (1950) в Праге.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?