Конная статуя читать ~6 мин.
В скульптуре термин «конная статуя» обозначает статую всадника на лошади. Такие монументы, как правило, посвящены монархам, военачальникам или иным государственным деятелям.
Изображение лошади в камне или бронзе — сложная задача, требующая от скульптора мастерства в передаче баланса и распределении веса. Тем не менее в мировом искусстве существует множество величественных произведений этого жанра. Среди них — конная статуя Ричарда Львиное Сердце (1856) работы барона Карло Марочетти в Лондоне и грандиозный памятник Петру Великому «Медный всадник» (1766–1782) Этьена-Мориса Фальконе в Санкт-Петербурге.

К числу шедевров также относят скульптурную группу «Кони Марли» (1739–1745) Гийома Кусту в Париже и бронзовую скульптуру «Лошадь с бороной» (1878) Пьера-Луи Руйяра, установленную у Музея д’Орсе. Кроме отдельно стоящих статуй, существуют и конные рельефы, например, изображение Хосрова II, правителя империи Сасанидов, верхом на коне Шабдизе (около 650 г., Таг-е Бостан, Иран).
История конных статуй
История скульптуры насчитывает множество конных статуй, однако лишь немногие из них сохранились с античных времён. Один из самых ранних образцов в греческой скульптуре — «Всадник Рампена» (около 550 г. до н.э.), найденный на Афинском акрополе. Эта статуя, изображающая куроса верхом на коне, считается выдающимся примером архаического периода (600–480 гг. до н.э.).
В римском искусстве, прославлявшем могущество империи, было создано множество конных статуй императоров. Большинство из них не дошли до наших дней, поскольку в последующие века были переплавлены для изготовления монет или колоколов. Единственная полностью сохранившаяся античная конная статуя из бронзы — это монумент императору Марку Аврелию (175 г.), который сегодня находится в Капитолийских музеях Рима.
В традиционном китайском искусстве статуи правителей создавались нечасто, поэтому и конные памятники являются редкостью. Примечательно, что даже в составе знаменитой Терракотовой армии (около 246–208 гг. до н.э., провинция Шэньси) нет скульптур всадников на конях: фигуры воинов и лошадей были изготовлены отдельно.
В Средние века, в периоды романики и готики, в искусстве преобладала христианская тематика. Мастера были в основном заняты созданием скульптур для соборов, поэтому конные памятники почти не возводились. Среди редких исключений — «Магдебургский всадник» (1240), статуя из песчаника, изображающая императора Оттона I. Считается, что это первая отдельно стоящая конная статуя к северу от Альп. Другой известный памятник этой эпохи — «Бамбергский всадник» (1225–1237), расположенный в Бамбергском соборе.
Одной из самых известных деревянных скульптур на конную тему является композиция «Святой Георгий и дракон» (1489) работы Бернта Нотке. Она находится в церкви Святого Николая (Сторчюркан) в Стокгольме.
Жанр конной статуи вновь обрёл популярность в эпоху Возрождения (1400–1530) в Италии. Правители городов-государств, таких как Флоренция, Мантуя и Сиена (включая представителей семьи Медичи и Людовико Гонзага), стремились увековечить свою власть и славу в монументальных светских произведениях.
В скульптуре Ренессанса выделяются два знаменитых конных монумента. Первым стал памятник кондотьеру Эразмо да Нарни по прозвищу «Гаттамелата», созданный Донателло (1386–1466) в 1453 году и установленный на площади Пьяцца дель Санто в Падуе. Этой работой Донателло возродил традиции классического конного портрета.
Второй шедевр — конный памятник Бартоломео Коллеони (около 1483–1488) в Венеции, на площади Санти-Джованни-э-Паоло. Монумент был создан флорентийским мастером Андреа дель Верроккьо (1435–1488) на средства, завещанные самим Коллеони. Эта работа отличается большей экспрессией и динамизмом по сравнению со статуей Гаттамелаты. Среди других работ скульпторов Возрождения известны фрески с изображением конных памятников Джону Хоквуду и Никколо да Толентино во Флорентийском соборе. Важное влияние на развитие жанра оказал и «Конный портрет Карла V» (1548) кисти Тициана.
Знаковым произведением конца XVI века стала бронзовая конная статуя Козимо I Медичи (1598) работы Джамболоньи (1529–1608), установленная на площади Синьории во Флоренции. Памятник, завершённый ассистентом мастера Пьетро Такка, примечателен тем, что изображает современного на тот момент правителя, а не полководца-наёмника, как в работах Донателло и Верроккьо.
В эпоху барокко и абсолютизма конные статуи стали важным атрибутом власти монархов, особенно во Франции. Например, Людовик XIV заказал несколько таких памятников, в том числе для Версальского дворца и для Вандомской площади в Париже (работа Франсуа Жирардона). Другие известные примеры этого периода — конная статуя Карла I (1633) работы Юбера Ле Сюэра в Лондоне и памятник королю Португалии Жозе I (1775) в Лиссабоне, созданный Жоакимом Машаду де Каштру.
Период неоклассицизма также подарил миру несколько выдающихся конных монументов. Среди них — статуя императора Иосифа II (1795–1806) работы Франца Антона фон Цаунера на площади Йозефсплац в Вене и памятник князю Юзефу Понятовскому (1826–1827) в Варшаве, созданный Бертелем Торвальдсеном. Особого внимания заслуживает памятник эрцгерцогу Карлу Тешенскому (1860) на площади Хельденплац в Вене — сложнейшая с инженерной точки зрения скульптура, в которой массивный всадник на вздыбленном коне опирается лишь на две точки.
Однако величайшей неоклассической конной статуей по праву считается «Медный всадник» (1766–1782) — памятник Петру I работы Этьена Мориса Фальконе. Он установлен в Санкт-Петербурге на Сенатской площади (в советское время — площадь Декабристов). Монумент, воздвигнутый по приказу Екатерины II на гигантском «Гром-камне», стал таким же символом города, как Статуя Свободы для Нью-Йорка.
Конные статуи в Новое и Новейшее время
С середины XIX века, с развитием современного искусства и постепенным вытеснением лошадей автомобилями, жанр конной статуи стал терять свою актуальность. Тем не менее в этот период был создан ряд значимых работ. Американские скульпторы внесли заметный вклад: Кларк Миллс создал памятник Эндрю Джексону (1852) на площади Лафайет в Вашингтоне — первую в США скульптуру со вздыбленным конём, а Генри Кирк Браун — конную статую Джорджа Вашингтона (1856) на Юнион-сквер в Нью-Йорке.
В Европе в это же время барон Карло Марочетти создал уже упомянутую статую Ричарда Львиное Сердце (1856) у Вестминстерского дворца в Лондоне. В Индии была увековечена память Рани Лакшмибаи, героини Сипайского восстания 1857 года; её многочисленные конные статуи установлены в разных городах страны.
В XX веке количество конных памятников сократилось, но среди них есть настоящие шедевры. Одной из самых пронзительных работ стала скульптура «Конец тропы» (1915) Джеймса Эрла Фрейзера, символизирующая трагедию коренных народов Америки. Скульптор-анималист Анна Хайатт Хантингтон создала динамичную алюминиевую группу «Бойцовые жеребцы» (1950). А у входа в собор Бургоса в Испании установлена экспрессивная статуя Эль Сида (1954) работы Хуана Кристобаля Гонсалеса Кесады.
В конце XX — начале XXI века в пластическом искусстве проявилась тенденция к гигантизму. Примером служит конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге (Монголия) — на сегодняшний день это самая высокая конная статуя в мире (40 метров), выполненная из нержавеющей стали. По своим масштабам её может превзойти лишь мемориал Неистового Коня в Южной Дакоте (США) — высеченный в скале монумент высотой 172 метра, работа над которым продолжается. Среди крупнейших бронзовых конных монументов выделяют памятник Яну Жижке (1950) в Праге. Ранее в этот список входила и статуя Хуана де Оньяте (2006) в Эль-Пасо (Техас), однако в 2020 году она была демонтирована.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?