Этьен Морис Фальконе:
скульптор французского барокко и рококо читать ~4 мин.
Выдающийся французский скульптор XVIII века Этьен Морис Фальконе (фр. Étienne Maurice Falconet), возможно, один из наиболее недооценённых критиками художников этого периода, склонялся к стилю рококо в своих работах, особенно в изображениях обнажённой натуры. Однако он был способен создавать и героические произведения большой драматической силы. Ярчайший пример — его знаменитая конная статуя Памятник Петру Великому, или «Медный всадник» (1766–1778), вероятно, величайшее произведение петровской эпохи в Санкт-Петербурге.

Даже его обнажённые фигуры, которые лучше всего воспринимаются в мраморном исполнении, передают вдумчивое настроение вместо типично легкомысленной атмосферы основного направления рококо. Среди них выделяются Купальщица (1757, Лувр, Париж) и Флора (1770, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фальконе был директором модельной мастерской на Севрской фарфоровой мануфактуре, а позднее стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Главным соперником Фальконе считался более классически ориентированный Жан-Батист Пигаль (1714–1785). Вместе они обеспечили Франции господство в европейской скульптуре, которое она сохраняла до Великой французской революции (1789).
Биография
Как и Пигаль, Фальконе родился в большой бедной семье в Париже. Первоначально отданный в ученики к плотнику, он проявил талант в создании глиняных фигур, чем привлёк внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана (1704–1778), который принял его в свою мастерскую. Там же обучался и Пигаль. Хотя самой успешной ранней работой Фальконе стала статуя Милон Кротонский, принёсшая ему звание академика в 1754 году, впервые он привлёк внимание публики в Парижском салоне 1755 и 1757 годов своими чувственными мраморными скульптурами Амур (1754) и Нимфа, спускающаяся в купальню (та самая «Купальщица», 1757).
К этому времени среди его покровителей была влиятельная маркиза де Помпадур, которая в 1757 году обеспечила ему должность руководителя скульптурного отдела на новой Королевской фарфоровой мануфактуре в Севре. В течение следующих девяти лет он вдохнул новую жизнь в производство мелкомасштабных неглазурованных фарфоровых статуэток, отчасти под влиянием чувственных картин Франсуа Буше (1703–1770). Примеры включают «Детей Фальконе» — серию настольных скульптур из бисквитного фарфора, изображающих путти. Мода на такие небольшие произведения быстро распространилась по всей Европе.
В это же время Фальконе написал множество статей об искусстве, включая главу «Скульптура» для престижной французской «Энциклопедии», где утверждал, что современные скульпторы превзошли античных мастеров. Когда его труды были опубликованы в Лозанне (1781–1782), они составили шесть томов. Он также находил время для создания мраморных скульптур, таких как Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж).
Чтобы научиться оценивать пластических художников, таких как французский скульптор рококо Э. М. Фальконе, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Россия
Фальконе оставался в Севре до 1766 года, когда по рекомендации философа Дени Дидро отправился в Россию по приглашению императрицы Екатерины II для создания памятника Петру I. Следующие двенадцать лет Фальконе посвятил своему величайшему шедевру — колоссальной бронзовой статуе Петра Великого на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, открытой в 1782 году. Название «Медный всадник» закрепилось за монументом благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя отлит он из бронзы.
Над памятником вместе с Фальконе работала его ученица и падчерица Мари-Анн Колло, которая изваяла голову императора, а змею под ногами коня создал русский скульптор Фёдор Гордеев. Огромный конь, вставший на дыбы, создаёт впечатление мощи и драматизма. Постамент в виде гранитной скалы символизирует преодолённые Петром I трудности, а медвежья шкура вместо седла — дикую нацию, цивилизованную государем. Этот памятник — один из величайших образцов жанра, который не позволяет ограничить творчество Фальконе рамками рококо. До сих пор остаётся неясным, является ли «Медный всадник» примером скульптуры барокко или отражает новый европейский стиль — неоклассицизм.
Последние годы
Фальконе вернулся во Францию в 1778 году, но пять лет спустя, в 1783 году, перенёс инсульт, который его парализовал. После этого он полностью прекратил заниматься скульптурой, посвятив себя пересмотру своих теоретических трудов. Он умер в 1791 году в возрасте 75 лет. Хотя его репутация после смерти несколько пострадала, отчасти потому, что он не предпринял обязательной для художников того времени поездки в Италию для изучения античных мастеров, возрождение интереса к его наследию давно назрело.
Скульптуры Фальконе можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев и садах скульптур по всей Европе.
- Мишель Коломб: французский скульптор поздней готики, биография
- Жермен Пилон: французский скульптор-маньерист эпохи Возрождения
- Франсуа Жирардон: французский скульптор эпохи барокко
- Луи-Франсуа Рубильяк: французский скульптор барокко
- «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди, краткое содержание
- Коллекционер из Люксембурга требует $6,5 млн. за поддельные русские картины
- Музей Д’Орсе открылся после реконструкции
- Новосибирская картинная галерея
- Живопись - последние события. Фотолента 03 февраля 2012
- Найдена коллекция Карела Аппеля, исчезнувшая 10 лет назад
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?