Франсуа Жирардон:
французский скульптор эпохи барокко читать ~3 мин.
Французский скульптор-классицист Франсуа Жирардон (François Girardon; 1628–1715) работал преимущественно для короля Людовика XIV в Версале. Хотя он является одним из самых известных скульпторов барокко Франции, его сдержанная манера исполнения способствовала формированию французского классического стиля. Этот стиль, которому подражали по всей Европе, стал предвестником более позднего неоклассического искусства.

Более «академичный» и классический, чем его главный соперник при дворе Антуан Куазевокс (1640–1720), и несравненно более «традиционный», чем индивидуалист Пьер Пюже (1620–1694), Жирардон создал знаковые произведения скульптуры барокко. Среди них — Аполлон, обслуживаемый нимфами (1666–1675) и Похищение Прозерпины (1677–1699). Его работы украшают сады Версаля и экспонируются в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Биография
Жирардон родился в Труа, в регионе Шампань. Он начал изучать искусство скульптуры у местного мастера-краснодеревщика, а затем продолжил обучение в Париже в мастерской Франсуа Ангье (1604–1669), специалиста по надгробным памятникам. Влияние Ангье заметно в более поздней работе Жирардона — надгробии кардинала Ришелье (1675–1694) в церкви Сорбонны в Париже.
Композиция изображает умирающего кардинала, который возлежит на саркофаге. Его поддерживает аллегорическая фигура Религии, а у его ног скорбит фигура Науки. Персонажи искусно вырезаны из мрамора, их позы выразительны, а драпировки одежд выглядят очень реалистично. Жирардон также является автором гробницы Лувуа (после 1691, церковь Сент-Эсташ), военного министра Людовика XIV. Считается, что после начального обучения Жирардон отправился в Рим для изучения античных памятников, что оказало сильное влияние на его стиль.
Версаль: Аполлон и нимфы
Вернувшись во Францию около 1652 года, Жирардон сблизился с Шарлем Лебреном (1619–1690), первым художником короля. Лебрен, один из доминирующих деятелей искусства Франции XVII века, помог своему другу получить несколько придворных заказов. Первым и самым важным из них стала мраморная группа Аполлон, обслуживаемый нимфами (1666–1675), созданная для грота в Версальском дворце. Эта работа, на завершение которой ушло почти десять лет, считается одним из наиболее чистых образцов французского классицизма в скульптуре XVII века.
Версаль: Похищение Прозерпины
Другим важным шедевром Жирардона стала скульптурная группа Похищение Прозерпины (1677–1699), также находящаяся в Версале. Композиция изображает сцену похищения Персефоны Плутоном, царём подземного мира. В отличие от драматичной и экспрессивной трактовки того же сюжета у Бернини, работа Жирардона отличается сдержанностью и равновесием. Действие заключено в рамки изящных, плавных линий, а сама группа рассчитана на фронтальный обзор, что придаёт ей сходство с высоким рельефом. Ещё одним важным заказом стала бронзовая конная статуя Людовика XIV (1692), установленная на площади Людовика Великого (ныне Вандомская) в Париже. Статуя была уничтожена во время революции, но её уменьшенная модель хранится в Лувре.
Стиль и наследие
Стиль Жирардона представляет собой отход от драматизма и патетики итальянского барокко, ярким представителем которого был Джан Лоренцо Бернини. Французский мастер отдавал предпочтение ясности, гармонии и сдержанности, свойственным античному искусству и высокому Возрождению. Его работы отличаются уравновешенностью композиции, спокойствием поз и жестов, а также тщательной проработкой деталей без излишней эмоциональности.
В знак признания его таланта Жирардон был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, где в 1659 году стал профессором, в 1674 году — помощником ректора, а в 1695 году — канцлером. После смерти Лебрена в 1690 году он был назначен генеральным инспектором скульптурных работ, что дало ему значительную власть и влияние. Жирардон скончался 1 сентября 1715 года — в тот же день, что и его главный покровитель, Людовик XIV. В его родном городе Труа находится музей, где хранятся его работы, включая мраморные портретные бюсты Людовика XIV и королевы Марии Терезии.
Примечание об оценке скульптуры
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор эпохи барокко Франсуа Жирардон, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
- Мишель Коломб: французский скульптор поздней готики, биография
- Жермен Пилон: французский скульптор-маньерист эпохи Возрождения
- Этьен Морис Фальконе: скульптор французского барокко и рококо
- Луи-Франсуа Рубильяк: французский скульптор барокко
- Открыта древняя мозаика, изображающая похищение Персефоны
- ВХОДИТ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК… (16+) надежды в двух действиях
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?