Гизлебертус: романский скульптор, биография читать ~4 мин.
Биография
Один из величайших практиков средневековой скульптуры, французский художник Гизлебертус (Giselbetus или Ghiselbertus) из Отёна – был активным в начале 12-го века. Его выразительная и образная романская скульптура сделала его одним из первых художников в эпоху средневекового искусства, известным по всей Европе. Он наиболее известен своей рельефной скульптурой на порталах французского собора Святого Лазаря в Отёне. Методы Гизлебертуса помогли проложить путь к развитию французской готической скульптуры.
Примечание: сравните Гизлебертуса с другими средневековыми художниками, такими как Мастер Кабестани и Мастер Матео (оба 12-го века).
К сожалению, почти ничего не известно о его жизни или о том, кто научил его искусству скульптуры. Его первые признанные резные скульптуры из камня можно увидеть в аббатстве Клюни – одном из великих мест романской архитектуры в Бургундии – где он работал одним из главных помощников в мастерской мастера Клюни, другого выдающегося деятеля средневекового искусства во Франции.
В 1115 году Гизлебертус подарил аббатству Клюни (наиболее влиятельному из всех романских монастырей) несколько декоративных скульптур, которые до сих пор можно увидеть в западном дверном проеме. После своего ученичества в Клюни, Гизлебертус переехал в Везелай, где собор привлекал огромное количество паломников по пути в Сантьяго-де-Компостела и крестовых походов на Святую Землю. Вдохновленный богатством, епископ Везлеев поручил Гизлебертусу украсить тимпан для главного входа – вместе с другими рельефами внутри собора.
Собор Святого Лазаря, Отён
В 1125 году Гизлебертус переехал в Отён, где у местного епископа были свои планы расширения. Собор Святого Лазаря был изначально построен как паломническая церковь для хранения мощей Лазаря, которые были обнаружены в начале 12 века. Лазарь был братом Марии Магдалины и, согласно Библии, Иисус воскрес из мертвых. Епископ Отёнский, зная обо всех туристах, стекающихся в Везелай, хотел создать столь же «грандиозный» собор в Отёне. На этом этапе репутация Гизлебертуса как одного из передовых скульпторов христианского искусства была твердо установлена. Сначала он работал в восточной части собора, которая была закончена в 1130 году. Затем он работал в течение оставшихся четырех или пяти лет на Западном Тимпане (тимпан – внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона). Его работы над Западным Типаном славятся своей экспрессионистской манерой, а некоторые из дизайнов, особенно формы демонов, почти граничат с абстракцией и содержат отголоски сюрреализма 20-го века. Крупномасштабная скульптура на западном тимпане Страшного Суда, высотой более 6 метров, считается его шедевром.
На северной стороне собора большая наклонная обнаженная «Ева» также иллюстрирует превосходство Гислебертуса в экспрессионизме и технике резьбы («Ева» в настоящее время находится в Музее Ролина в Отёне). Гислебертус также создал 60 капителей в интерьере и дверных проемах, большинство из которых изображают сцены из Библии. Фантазия художника, проявленная при создании этих произведений, известна – например, нежностью, которую он сумел изобразить в скульптурах младенчества Христа, резко контрастирует с пугающими сценами суда и проклятия.
Благовещение перед волхвами (Сен-Лазар, 1120-30)
Эта знаменитая капитель показывает, как много смысла можно передать при помощи простой эффектной композиции. Три короля показаны спящими. Когда они спят, они видят ангела, только верхняя часть которого изображена, а остальное скрыто за одеялом спящих магов. Ангел что-то говорит волхвам и звезде над ними, и мы почти слышим его указания. Линии, отмечающие складки одежды ангела и одеяла, придают динамизм композиции, которая напоминает сложную драпировку метоп в Парфеноне: см., Например, южную метопу, «Битву при Лапите» и «Кентавров».
Хотя Гислебертус, несомненно, работал с многочисленными помощниками, его работы этого периода могут быть четко определены, поскольку он сделал необычный шаг, он очень заметно подписывал свои работы словами «Gislebertus hoc fecit» (Гислебертус сделал это). Тот факт, что ему было позволено делать это, свидетельствует о том, что его высоко ценили в свое время.
Наследие
Гислебертус (не путать с Гилабертусом, другим скульптором того же периода, который подписал две фигуративные скульптуры в соборе св. Этьена в Тулузе) считается одним из мастеров средневековой скульптуры в романском стиле. Именно его яркое воображение в сочетании с практическим мастерством вдохновило поколение других скульпторов, стремящихся к выразительному стилю готического искусства и архитектуры.
Более подробную информацию о христианском романском искусстве в Западной Европе можно найти в бельгийской школе искусства Мосан, примером которой являются выдающиеся работы по металлу Николая Вердунского (1156-1232) и Годфруда де Клэр (1100-1173).
Чтобы узнать, как судить о художниках, таких как романский скульптор Гизлебертус, см.: Как оценить скульптуру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?