Гизлебертус:
романский скульптор, биография читать ~4 мин.
Один из величайших мастеров средневековой скульптуры, французский скульптор Гизлебертус (фр. Gislebert, лат. Gislebertus), творил в Бургундии в первой половине XII века. Его выразительная и новаторская романская скульптура сделала его одним из первых художников эпохи Средневековья, чьё имя стало известно за пределами родного региона. Наибольшую известность ему принесли рельефы, созданные для порталов собора Святого Лазаря в Отёне. Творческие методы Гизлебертуса во многом предвосхитили и подготовили расцвет французской готической скульптуры.
Творчество Гизлебертуса стоит в одном ряду с работами других выдающихся средневековых художников, таких как Мастер из Кабестани и Мастер Матео (оба творили в XII веке).

К сожалению, о его жизни и обучении искусству скульптуры практически ничего не известно. Предположительно, его первые значительные работы в камне были созданы для аббатства Клюни — одного из главных центров романской архитектуры в Бургундии. Там он, вероятно, был одним из ведущих помощников в мастерской так называемого Мастера из Клюни — ещё одного выдающегося деятеля средневекового искусства Франции.
Считается, что около 1115 года Гизлебертус создал для аббатства Клюни (самого влиятельного из всех романских монастырей) несколько декоративных скульптур. После этого периода он, возможно, работал в Везле, в базилике Сент-Мари-Мадлен, которая привлекала огромное количество паломников на пути в Сантьяго-де-Компостела и крестоносцев, отправлявшихся в Святую землю. Там мастер мог участвовать в украшении тимпана главного входа и создании других рельефов внутри собора.
Собор Святого Лазаря в Отёне
Около 1125 года Гизлебертус переехал в Отён, где епископ Этьен де БАже вынашивал грандиозные планы по перестройке городского собора. Собор Святого Лазаря возводился как паломническая церковь для хранения мощей святого Лазаря, обретённых в городе в начале XII века. Согласно Евангелию, Лазарь, брат Марфы и Марии из Вифании, был воскрешён Иисусом из мёртвых. Епископ Отёна, видя потоки паломников, устремлявшихся в Везле, решил возвести в своём городе не менее величественный собор. К тому времени Гизлебертус уже имел прочную репутацию одного из ведущих скульпторов христианского искусства. Сначала он трудился над капителями в нефе и хоре собора, освящённых в 1130 году. Затем в течение следующих нескольких лет он посвятил себя работе над тимпаном западного портала (тимпан — полукруглое или треугольное поле над входом). Его работы для западного тимпана славятся своей экспрессией, а некоторые элементы, особенно фигуры демонов, близки к абстракции и, как считают некоторые искусствоведы, предвосхищают сюрреализм XX века. Монументальная композиция «Страшный суд», достигающая в высоту более шести метров, считается его шедевром.
На перемычке северного портала собора изначально располагалась большая рельефная фигура лежащей обнажённой «Евы», которая также демонстрирует высочайшее мастерство Гизлебертуса в передаче экспрессии и технике резьбы (сегодня рельеф «Ева» хранится в Музее Ролена в Отёне). Гизлебертус также является автором около 60 капителей в интерьере и порталах собора, большинство из которых украшены сценами из Библии. Художественное воображение мастера поразительно: нежность, с которой он изображает сцены младенчества Христа, резко контрастирует с ужасающими образами Страшного суда и проклятых грешников.
Капитель «Сон волхвов» (Собор Святого Лазаря, ок. 1120–1135)
Эта знаменитая капитель — яркий пример того, как много смысла можно вложить в простую, но выразительную композицию. Три волхва изображены спящими под одним одеялом. Во сне им является ангел (видна только его верхняя часть), который будит их и указывает на Вифлеемскую звезду. Жест ангела настолько красноречив, что мы почти слышим его наставление. Ритмичные линии складок одежд и покрывала придают сцене динамизм. По сложности и проработанности драпировок эту композицию можно сравнить с метопами Парфенона, например, со сценами «Битвы лапифов с кентаврами».
Хотя Гизлебертус, несомненно, работал с помощниками, его авторский стиль легко узнаваем. Кроме того, он сделал несвойственный для того времени шаг — оставил свою подпись прямо на тимпане «Страшного суда», под ногами фигуры Христа: “Gislebertus hoc fecit” («Гизлебертус сделал это»). Сам факт наличия подписи свидетельствует о высоком статусе мастера и признании его таланта заказчиками.
Наследие
Гизлебертуса (не следует путать с Гилабертом Тулузским, другим скульптором того же периода, подписавшим две скульптуры в соборе Сент-Этьен в Тулузе) по праву считают одним из величайших мастеров романской скульптуры. Именно его богатое воображение в сочетании с высочайшим мастерством исполнения вдохновило целое поколение скульпторов, чьё творчество проложило путь к экспрессивному стилю готического искусства и архитектуры.
Среди других значимых явлений романского искусства в Европе выделяется маасская (мозанская) школа, прославившаяся в первую очередь выдающимися работами по металлу таких мастеров, как Николай Верденский (ок. 1130–1205) и Годфруа де Юи (ок. 1100–1173).
Работы Гизлебертуса и других романских мастеров требуют особого подхода к анализу; подробнее об этом можно прочесть в статье «Как оценить скульптуру».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?