Гринлинг Гиббонс:
Барочный резчик по дереву, скульптор рококо читать ~5 мин.
Гринлинг Гиббонс (англ. Grinling Gibbons) — англо-голландский скульптор и резчик по дереву, чьё творчество стоит на границе между скульптурой барокко и стилем рококо. Он работал с мрамором, камнем и бронзой, однако прославился прежде всего виртуозной резьбой по дереву. Его тончайшие натюрморты из липы, изображающие цветы, фрукты, листья, животных и херувимов, украшают Хэмптон-корт и собор Святого Павла. Эти работы считаются одними из лучших образцов декоративного искусства XVII века в Европе.
Гиббонс занимал должность главного резчика при королевском дворе со времён правления Карла II до Георга I. Он часто сотрудничал с архитектором сэром Кристофером Реном в работе над архитектурным декором. Выдающиеся образцы его деревянной скульптуры можно увидеть в Виндзорском замке, Бленхеймском дворце, Петуорт-хаусе и библиотеке Тринити-колледжа в Кембридже. Кроме того, его бронзовая статуя короля Якова II установлена перед Национальной галереей в Лондоне, а мраморная купель находится в церкви Святого Иакова на Пикадилли. Мастерство Гиббонса, которого сегодня признают одним из величайших скульпторов в области декоративного искусства, ярко проявилось в такой работе, как резной кружевной галстук (1690, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Биография
О первых двадцати годах жизни Гринлинга Гиббонса известно немного. Он родился в Роттердаме в английской семье. Предполагается, что его отцом был Сэмюэл Гиббонс, работавший со знаменитым архитектором Иниго Джонсом (1573–1652). Искусству скульптуры Гиббонс обучался в Голландии, вероятно, в мастерской семьи Квеллин, где освоил как работу с мрамором, так и резьбу по дереву.
К моменту своего переезда в Англию около 1667 года Гиббонс уже был выдающимся резчиком. Он хорошо изучил стиль барокко, вдохновляясь реалистичными натюрмортами фламандских мастеров, таких как Питер Пауль Рубенс, Ян Филипс ван Тилен и Даниэль Сегерс. Его талант открыл аристократ и автор знаменитого дневника Джон Ивлин, у которого Гиббонс в 1671 году снимал коттедж. Ивлин застал художника за работой над резной копией «Распятия» Тинторетто и представил его сэру Кристоферу Рену и королю Карлу II.
После Великого лондонского пожара 1666 года город активно восстанавливался, и мастера уровня Гиббонса были чрезвычайно востребованы. В 1672 году он вступил в Гильдию драпировщиков и вскоре открыл в Ковент-Гардене процветающую мастерскую. Она выполняла заказы на резьбу по липе и каменную скульптуру для отделки величественных зданий в столице и её окрестностях.
Техника и знаменитые работы
Секрет непревзойдённого мастерства Гиббонса заключался в его уникальной технике. Он предпочитал работать с липой — её мягкая и мелкозернистая древесина идеально подходила для создания тончайших деталей. Чтобы добиться исключительной глубины и реализма, он создавал свои композиции из нескольких слоёв дерева, склеивая их вместе. Это позволяло ему вырезать элементы с невероятной детализацией, которые выглядели объёмными с любого ракурса.
Один из крупнейших заказов Гиббонс получил от сэра Кристофера Рена на оформление хоров и корпуса органа в соборе Святого Павла. Его работа включает изысканные троны епископа и лорд-мэра Лондона. Мастерская Гиббонса также украшала оригинальную алтарную преграду, фрагменты которой после демонтажа в 1860 году всё ещё можно увидеть в храме. Он выполнил множество произведений религиозного искусства для церквей по всему Лондону. Кроме того, по заказу Карла II скульптор создал знаменитую «Панель Козимо» — резное панно из липы в подарок великому герцогу Тосканскому Козимо III Медичи.
Королевский скульптор
К 1680 году Гиббонс получил неофициальный титул «королевского резчика» Карла II (правил в 1660–1685). Он продолжил служить при дворе и при последующих монархах: Якове II, Вильгельме III и Марии II, королеве Анне и Георге I. В 1693 году, после успешной работы над Государственными апартаментами, Вильгельм III присвоил ему официальный титул «главного резчика».
Фирменным стилем Гиббонса стала рельефная скульптура из липы. Его композиции из фруктов, цветов, листвы, рыб, птиц и херувимов украшали панели, стены, камины и мебель. Признанный величайшим английским резчиком по дереву, Гиббонс оказал огромное влияние на дизайн интерьеров в золотой век английской усадебной архитектуры (около 1700–1850). Его творчество вдохновляло и более поздних мастеров, таких как мебельщик Томас Чиппендейл. Гринлинг Гиббонс умер в 1721 году в возрасте 73 лет и был похоронен в церкви Святого Павла в Ковент-Гардене.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как судить художников, таких как английский резчик по дереву Гринлинг Гиббонс, см.: Как оценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, см.: Как оценить современную скульптуру.
Работы Гринлинга Гиббонса
Примеры творчества Гиббонса сохранились в следующих местах:
Хэмптон-корт
Резьба украшает дверные рамы, карнизы и фриз в спальне короля. Здесь можно увидеть многочисленные гирлянды из липы с цветами, листьями и фруктами, многие из которых несут символический смысл с отсылками к классической мифологии.
Собор Святого Павла
Работы включают оформление хоров, тронов епископа и сиденья лорд-мэра.
Церковь Святого Иакова на Пикадилли
Здесь находится алтарный образ (ретабло), украшенный гирляндами из ракушек, а также корпус органа с фигурами ангелов и путти.
Петуорт-хаус
Знаменитый Резной зал (Carved Room) демонстрирует сложнейшую деревянную резьбу Гиббонса, включающую изображения птиц, музыкальных инструментов и корзин с цветами.
Кембриджский университет
Книжные шкафы в библиотеке Тринити-колледжа украшены резьбой Гиббонса.
Оксфордский университет
В часовне Тринити-колледжа находится алтарный образ, выполненный Гиббонсом из липы и груши.
Другие образцы его резьбы можно увидеть в Данэм-Мэсси и Лайм-парке в Чешире, Садбери-холле в Дербишире и Белтон-хаусе в Линкольншире.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?