Гвидо Маццони:
терракотовый скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~4 мин.
Важный вклад в итальянскую скульптуру эпохи Возрождения и один из величайших скульпторов в терракоте, Гвидо Маццони был также художником, режиссёром фестивалей и мастером масок. К сожалению, сохранилось очень мало его терракотовых скульптур и статуэток: большинство из них стали жертвами либо разрушения, либо естественного распада. Самая известная (сохранившаяся) его работа – «Плач» (1492-94) в церкви Монтеоливето в Неаполе. Одна из его наиболее интересных работ меньшего масштаба – Голова смеющегося мальчика (ок. 1498, Королевская коллекция Ее Королевского Высочества королевы Елизаветы II).
Ранняя жизнь
Прозванный Паганино или Моданино, Маццони родился в 1450 году в городе Модена (в то время находившемся под властью феррарского рода Эсте). У нас очень мало сведений о его ранней жизни и о том, как он овладел искусством скульптуры, но мы знаем, что он воспитывался своим дядей, Паганино Маццони, чиновником правительственной бюрократии Эсте. Связь с феррарским двором проливает свет на ранние заказы Маццони.
Впервые он был задокументирован в возрасте 23 лет, когда делал реквизит и маски для свадьбы герцога Феррары. В записях того времени он значился как «художник». Вполне возможно, что он научился искусству лепки реквизита из папье-маше во дворце Шифанойя. Город Модена в этот период славился производством реалистичных и карикатурных фестивальных масок (известных как «volti modenesi»).
Терракотовые скульптуры
В середине 1470-х годов Маццони создал одну из своих самых значительных работ, Плач по мёртвому Христу (1477-80, Сан-Джованни Баттиста, Модена). Выполненные в терракоте и раскрашенные, фигуры в натуральную величину очень выразительны. За ней следует «Поклонение младенцу» (1485-90, Дуомо Модены), также выполненная из пигментированной терракоты скульптура с пятью фигурами. Однако самой потрясающей группой терракотовых скульптур Маццони является Оплакивание (1492-94) в церкви Монтеоливето, Неаполь.
Эта групповая статуя была заказана для капеллы Гроба Господня церкви Альфонсо II Неаполитанским. Каждая фигура в произведении представляет собой характерный портрет либо самого дарителя, либо его семьи. Например, коленопреклонённая фигура Иосифа Аримафейского в натуральную величину на самом деле является портретом покровителя Маццони, Альфонсо II. Жена Альфонсо, Элеонора, изображена как Мария ди Клеоф. Постановочная мелодрама этой сцены – прямое влияние театрального опыта Маццони. Над этой и многими другими работами с Маццони сотрудничала его собственная жена Изабелла Дискальци, а также его дочь.
Франция и художественное признание
В 1495 году Маццони стал одним из первых итальянских скульпторов эпохи Возрождения, переехавших во Францию, ко двору Карла VIII. Французский двор стремился привлечь к себе уважаемых итальянских художников, и в итоге Маццони был посвящён в рыцари. В 1498 году Маццони выполнил гробницу Карла VIII в Сен-Дени, но она, к сожалению, была разрушена во время Французской революции (1793). Следующие двадцать лет он провёл, работая во Франции, возвращаясь в Италию лишь на короткое время. В 1516 году он наконец вернулся на родину в Модену, где и умер два года спустя.
Смеющийся мальчик
Голова смеющегося мальчика (ок. 1498 г., Британская коллекция королевского искусства ) – это небольшой раскрашенный терракотовый бюст, предположительно принадлежащий 7-летнему Генриху VIII (1491-1547). В 1925 году Лайонел Куст, смотритель королевских произведений искусства, приписал бюст Маццони. Реалистичность характера и превосходная степень технического мастерства, безусловно, делают это вероятным. Бюст знаменит, так как это единственное изображение молодого будущего печально известного короля.
Нет никаких свидетельств того, что Маццони когда-либо ездил в Лондон, и в королевских счетах не зафиксировано никакого заказа на бюст. Однако, когда Маццони работал над гробницей короля Франции Карла VIII, он представил в Лондон аналогичный проект гробницы Генриха VII для Вестминстерского аббатства. Его проекты были отвергнуты в пользу других, выполненных Пьетро Торриджано.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как терракотовый скульптор эпохи Возрождения Гвидо Маццони, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Маццони создал мало скульптур из камня, мрамора или бронзы, если вообще их создал. Терракота была дешевле и более распространена в окрестностях Модены и была естественным выбором для местных художников. Однако терракотовая скульптура как вид искусства часто отвергается учёными эпохи Возрождения как менее значимый. В результате работы Маццони были в значительной степени упущены из виду в учебниках истории.
Его работы пользовались большим уважением в своё время; он работал для самых влиятельных людей Европы. Его терракотовые фигуры отличаются высокой реалистичностью, гораздо большей, чем если бы они были выполнены из мрамора или бронзы. Отсутствие интереса к его работам можно объяснить и тем, что он работал вдали от главных городов эпохи Возрождения – Флоренции, Венеции и Рима.
Его работы можно сравнить с искусством семьи делла Роббиа, известной своими синими и белыми глазурованными терракотовыми работами, и с творчеством Никколо делл’Арка, работавшего в Болонье.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?