Гвидо Маццони:
терракотовый скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~4 мин.
Важный вклад в итальянскую скульптуру эпохи Возрождения внёс Гвидо Маццони (Guido Mazzoni) — один из величайших мастеров терракоты, который был также художником, режиссёром фестивалей и создателем масок. К сожалению, сохранилось очень мало его терракотовых скульптур: большинство из них были утрачены в результате разрушений или естественного распада. Самая известная из сохранившихся его работ — скульптурная группа «Оплакивание» (1492–1494) в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди (Монтеоливето) в Неаполе. Одно из его наиболее примечательных произведений меньшего масштаба — «Голова смеющегося мальчика» (ок. 1498, Королевская коллекция, Великобритания).
Ранняя жизнь
Известный под прозвищем Моданино (Modanino), Маццони родился в 1450 году в городе Модена, который в то время находился под властью феррарского рода д’Эсте. Сведений о его ранней жизни и обучении искусству скульптуры сохранилось мало, но известно, что его воспитывал дядя, Паганино Маццони, служивший при дворе д’Эсте. Эта связь с феррарским двором объясняет ранние заказы Маццони.
Первые документальные упоминания о нём относятся к 1473 году, когда 23-летний мастер создавал реквизит и маски для свадебных торжеств герцога Феррары Эрколе I д’Эсте. В записях того времени он указан как «художник». Вероятно, он освоил искусство лепки из папье-маше во дворце Скифанойя. Модена в тот период славилась производством реалистичных и карикатурных фестивальных масок, известных как «volti modenesi».
Терракотовые скульптуры
В середине 1470-х годов Маццони создал одну из своих самых значительных работ — «Оплакивание мёртвого Христа» (1477–1480, церковь Сан-Джованни-Баттиста, Модена). Фигуры в натуральную величину, выполненные из раскрашенной терракоты, отличаются высокой экспрессивностью. За этой работой последовало «Поклонение младенцу» (1485–1490, собор Модены), также представляющее собой скульптурную группу из пяти фигур из пигментированной терракоты.
Однако самой впечатляющей группой терракотовых скульптур Маццони является «Оплакивание» (1492–1494) в неаполитанской церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди (Монтеоливето). Эта композиция была заказана Альфонсо II Арагонским, королём Неаполя, для капеллы Гроба Господня. Каждая фигура в произведении является портретом либо самого заказчика, либо членов его семьи. Например, коленопреклонённая фигура Иосифа Аримафейского — это портрет покровителя Маццони, Альфонсо II. Его жена, Элеонора, изображена в образе Марии Клеоповой. Театральность и постановочная мелодрама сцены отражают опыт Маццони в оформлении представлений. Над этой и многими другими работами Маццони трудился вместе со своей женой Изабеллой и их дочерью.
Франция и художественное признание
В 1495 году Маццони стал одним из первых итальянских скульпторов эпохи Возрождения, переехавших во Францию ко двору короля Карла VIII. Французский двор активно привлекал уважаемых итальянских художников, и со временем Маццони был посвящён в рыцари. В 1498 году он создал гробницу Карла VIII в аббатстве Сен-Дени, которая, к сожалению, была разрушена во время Французской революции (1793). Следующие двадцать лет скульптор провёл, работая во Франции, лишь ненадолго возвращаясь в Италию. В 1516 году он окончательно вернулся в родную Модену, где и скончался два года спустя.
«Голова смеющегося мальчика»
«Голова смеющегося мальчика» (ок. 1498, Королевская коллекция, Великобритания) — это небольшой раскрашенный терракотовый бюст, предположительно изображающий семилетнего Генриха VIII (1491–1547). В 1925 году Лайонел Каст, хранитель королевских произведений искусства, атрибутировал бюст Маццони. Реализм и высочайший уровень технического мастерства делают эту атрибуцию весьма вероятной. Бюст примечателен как единственное известное скульптурное изображение Генриха VIII в детстве.
Нет свидетельств того, что Маццони когда-либо посещал Лондон, и в королевских счетах не зафиксировано заказа на этот бюст. Однако известно, что во время работы над гробницей Карла VIII Маццони представил в Лондон проект гробницы для Генриха VII, предназначенной для Вестминстерского аббатства. Его проект был отклонён в пользу работы Пьетро Торриджано.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как терракотовый скульптор эпохи Возрождения Гвидо Маццони, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Маццони почти не создавал скульптур из камня, мрамора или бронзы. Терракота была более дешёвым и распространённым материалом в окрестностях Модены и являлась естественным выбором для местных художников. Однако терракотовая скульптура как вид искусства нередко оценивается исследователями эпохи Возрождения ниже, чем работы из более благородных материалов. В результате творчество Маццони долгое время оставалось в тени.
При жизни его работы высоко ценились; он выполнял заказы самых влиятельных людей Европы. Его терракотовые фигуры отличаются исключительным реализмом, который было бы сложнее передать в мраморе или бронзе. Относительно невысокий интерес к его творчеству в последующие эпохи можно объяснить и тем, что он работал вдали от главных центров Ренессанса — Флоренции, Венеции и Рима.
Работы Маццони можно сравнить с искусством семьи делла Роббиа, известной своими глазурованными терракотовыми изделиями, и с творчеством Никколо дель Арка, работавшего в Болонье.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?