Гийом Кусту: французский барочный скульптор, биография читать ~4 мин.
Член французской династии скульпторов во главе с резчиком по дереву Франсуа Кусту (ум. 1690 г.) и шурин скульптора в стиле барокко Антуана Койсевокса (1640-1720 гг.), Гийом Кусту учился во Французской академии живописи и скульптуры, а также в Риме, прежде чем вернуться во Францию, где его исключительные таланты были использованы королем Людовиком XIV.
Гийом Кусту, очень талантливый мастер скульптуры в стиле барокко, наиболее известен своими двумя мраморными скульптурами, каждая из которых называется Лошадь, удерживаемая Женихом (1739-45, Лувр, Париж), известная также как Лошади Марли. Первоначально созданные для королевского замка в Марли, затем перемещенные на площадь Согласия, прежде чем окончательно обосноваться в Лувре, эти мощные статуи излучают элегантность и силу конного спорта. Они являются одними из самых стойких образов энергичного искусства барокко начала восемнадцатого века.
Биография
Николя Кусту (1658-1733), старший брат Гийома, тоже был скульптором и именно он проложил путь для своего младшего брата. В 1676 году Николя отправился в Париж под руководством своего дяди Антуана Койсевокса – президента недавно созданной Французской академии живописи и скульптуры. В 1682 году он получил Римскую премию, которая дала ему право на четыре года обучения во Французской академии Рима. По возвращении во Францию, Николя стал полноправным членом Академии, где он вел весьма успешную академическую карьеру (одним из его учеников был знаменитый художник Луи-Франсуа Рубилиак (1695-1762), став профессором скульптуры, позже ректором и, наконец, канцлером. Художник замечательных способностей, несмотря на влияние более ранних виртуозов, таких как Микеланджело (1475-1564) и Алессандро Альгарди (1598-1654) – он – идеальный образец скульптуры французского барокко.
Падение и подъем
Лучше, чем его брат – фактически один из великих художников французского барокко, Гийом Кусту также выиграл Римский приз (приз Колберта) (в 1697 году), а также отправился учиться в итальянскую столицу, но поссорился с руководством Академии и покинул ее. Его спас от бездомности французский скульптор Пьер Легро II (1666-1719), который подружился с ним и помог ему в дальнейшем изучении, особенно что касается изучения работ Бернини.
Вернувшись в Париж около 1700 года, он помог Койсевоксу достроить две его монументальные конные статуи Славы и Меркурия, предназначенные для парка в замке Марли. В 1704 году он, как и его старший брат, был избран членом Французской академии и представил мраморную скульптуру Геракл на погребальном костре (1703, Лувр), произведение, которое наглядно демонстрирует его виртуозность в искусстве каменной скульптуры и динамичной композиции. Как и его брат Николя, Гийом сделал успешную карьеру в Академии, став профессором скульптуры, а затем и ректором.
Лошади Марли
Также величайшими работами Гийома Кусту являются две мраморные лошади с конюхами («Лошади мергели»), выполненные по заказу французского короля Людовика XIV. В новой интерпретации темы колоссальных укротителей лошадей на Пьяцца Квиринале в Риме каждая из этих классических скульптур в стиле барокко состоит из всадника, пытающегося приручить дикого коня, что позволяет нам восхищаться изображением Кусту энергичной импульсивности и ощутимого реализма. Разработанные первоначально для Terrace de l’Abreuvoir (кормушка для лошадей) в королевском замке в Марли, на замену скульптурам Койсевокса Меркурий и Слава, которые были перенесены в сад Тюильри в 1719 году, эти прекрасные конные работы были перенесены в 1794 году на Место de la Concorde у входа на Елисейские поля, где они находятся до сих пор (заменены копиями, а оригиналы перенесены в Лувр).
Чтобы узнать, как судить о художниках, таких как французский скульптор в стиле барокко Гийом Кусту, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: Как ценить современную скульптуру.
Другие скульптуры Гийома Кусту
Среди других работ Кусту – колоссальные группы Океан и Средиземноморье для парка в Марли; также для Марли в сотрудничестве с его братом Николя, изготовлена Дафна, преследуемая Аполлоном (1714, Лувр); бронзовая скульптура Рона, которая являлась частью статуи короля Людовика XIV в Лионе; а в Париже – рельефная скульптура с изображением Людовика XIV в сопровождении юстиции и благоразумия и бронзовые фигуры Марса и Минервы (1733–34) у входа в отель Des Invalides.
Другие известные фигуративные скульптуры Гийома Кусто: бегущая Гиппомена, расположенная в середине одного из карповых бассейнов в Марли; пара мраморных скульптур в натуральную величину короля Людовика XV в роли Юпитера и Марии Лещинской в роли Юноны для замка Пти-Бург рядом с Версалем; бронзовая статуя Дианы и Хинда для сада Тюильри в Париже и мраморный бюст Самуила Бернара (1735, Музей Метрополитен).
Гийом Кусту II (1716-1777) стал скульптором и был отмечен такими работами, как мраморный Апофеоз Святого Франциска Ксавьера (1743, Бордо, церковь Святого Павла), Аполлон (1753, замок Бельвю), Марс и Венера (1769, Шлосс Сан-суси, Потсдам) и другие. Младший Шарль Пьер Кусту (1721-97) работал архитектором.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?