Гийом Кусту:
французский барочный скульптор читать ~4 мин.
Гийом Кусту (Guillaume Coustou; 1677–1746) — представитель французской династии скульпторов, основанной его отцом, резчиком по дереву Франсуа Кусту (ум. 1690), и племянник выдающегося мастера барокко Антуана Куазево (1640–1720). Кусту обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, а затем в Риме. После возвращения во Францию его исключительный талант нашёл применение при дворе короля Людовика XIV.
Гийом Кусту, талантливый мастер скульптуры барокко, наиболее известен благодаря двум мраморным группам «Конь, удерживаемый конюхом» (1739–1745, Лувр, Париж), которые также называют «Конями Марли». Изначально созданные для королевского замка в Марли, эти мощные статуи позже были перевезены на площадь Согласия, а затем окончательно размещены в Лувре. Они являются одним из самых ярких и запоминающихся образов энергичного искусства барокко начала XVIII века, излучая элегантность и мощь.
Семья и обучение
Старший брат Гийома, Николя Кусту (1658–1733), также был скульптором и во многом проложил путь для младшего брата. В 1676 году Николя приехал в Париж, где начал работать под руководством своего дяди Антуана Куазево, занимавшего пост директора Королевской академии живописи и скульптуры. В 1682 году Николя получил Римскую премию, которая дала ему право на четырёхлетнее обучение во Французской академии в Риме. По возвращении во Францию он стал полноправным членом Академии и сделал блестящую карьеру: был профессором скульптуры, ректором и, наконец, канцлером. Одним из его учеников был знаменитый скульптор Луи-Франсуа Рубильяк (1702–1762). Будучи художником огромного дарования, испытавшим влияние таких виртуозов, как Микеланджело (1475–1564) и Алессандро Альгарди (1598–1654), Николя стал образцовым представителем французской барочной скульптуры.
Гийом Кусту, которого многие считают одним из величайших художников французского барокко, также получил Римскую премию (известную как премия Кольбера) в 1697 году и отправился на учёбу в столицу Италии. Однако вскоре он поссорился с руководством Академии и покинул её. От нужды его спас французский скульптор Пьер Легро Младший (1666–1719), который подружился с ним и помог продолжить обучение, в частности изучение работ Бернини.
Признание в Париже
Вернувшись в Париж около 1700 года, Гийом помогал своему дяде Куазево в работе над двумя монументальными конными статуями «Слава» и «Меркурий», предназначавшимися для парка в замке Марли. В 1704 году Гийом, как и его старший брат, был избран членом Французской академии. В качестве приёмной работы он представил мраморную скульптуру «Геракл на погребальном костре» (1704, Лувр) — произведение, которое наглядно демонстрирует его виртуозное владение скульптурой из камня и динамичной композицией. Подобно брату, Гийом сделал успешную карьеру в Академии, став профессором скульптуры, а затем и ректором.
Главный шедевр: «Кони Марли»
Величайшей работой Гийома Кусту считаются две мраморные группы с укротителями коней, известные как «Кони Марли», заказанные королём Людовиком XV. В этих скульптурах, ставших новой интерпретацией темы колоссальных «Укротителей коней» с Квиринальской площади в Риме, Кусту изобразил конюхов, пытающихся обуздать диких жеребцов. Автору удалось мастерски передать энергичную импульсивность и ощутимый реализм. Изначально скульптуры предназначались для Террасы у водопоя (Abreuvoir) в королевском замке в Марли, где они должны были заменить работы Куазево «Меркурий» и «Слава», перенесённые в сад Тюильри в 1719 году. В 1794 году «Коней Марли» переместили на площадь Согласия ко входу на Елисейские поля. Сегодня на их месте стоят копии, а оригиналы хранятся в Лувре.
Чтобы узнать, как судить о художниках, таких как французский скульптор в стиле барокко Гийом Кусту, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: Как ценить современную скульптуру.
Другие скульптуры Гийома Кусту
Среди других известных работ Гийома Кусту:
- колоссальные группы «Океан» и «Средиземноморье» для парка в Марли;
- созданная в сотрудничестве с братом Николя группа «Дафна, преследуемая Аполлоном» (1714, Лувр);
- бронзовая скульптура «Рона», которая была частью статуи короля Людовика XIV в Лионе;
- рельеф «Людовик XIV в сопровождении Правосудия и Благоразумия» и бронзовые фигуры «Марс» и «Минерва» (1733–1734) у входа в парижский Дом Инвалидов;
- бегущая «Гиппомена», установленная в центре одного из бассейнов в Марли;
- пара мраморных скульптур в натуральную величину «Король Людовик XV в образе Юпитера» и «Мария Лещинская в образе Юноны» для замка Пти-Бург близ Версаля;
- мраморный «Бюст Самюэля Бернара» (1735, Метрополитен-музей).
Династия Кусту
Гийом Кусту II (1716–1777), сын Гийома, также стал скульптором. Среди его известных работ — мраморный «Апофеоз святого Франциска Ксаверия» (1743, Бордо, церковь Святого Павла), «Аполлон» (1753, замок Бельвю), «Марс и Венера» (1769, дворец Сан-Суси, Потсдам). Младший сын, Шарль-Пьер Кусту (1721–1797), был архитектором.
- Пьер Пюже: французский скульптор эпохи барокко
- Сотрудники в сфере искусства будут цениться всё больше и вот почему
- Роман об убийстве Боба Марли стал фаворитом Букера
- Иногда они возвращаются. Сеанс психотерапии от Марлона Брандо
- «Доктор Фауст» Марлоу мог быть написан в соавторстве с забытым драматургом
- Кристофер Марло — официальный соавтор Шекспира. Для начала …
- «Мальтийский еврей» Кристофера Марлоу, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?