Якопо делла Кверча:
готический скульптор эпохи Возрождения из Сиены читать ~6 мин.
Внеся важный вклад в итальянскую скульптуру эпохи Возрождения, Якопо делла Кверча был первым из скульпторов сиенской школы, кто осознал значение искусства Возрождения. Современник трёх выдающихся скульпторов раннего Ренессанса — Филиппо Брунеллески (1377–1446), Лоренцо Гиберти (1378–1455) и Донателло (1386–1466) — он начал с создания готических скульптур (фонтан Фонте Гайя). Затем проявил более изящный подход (гробница Иларии дель Карретто). Наконец, развил драматическое качество, заметное в его лучшей работе — массивной и выразительной рельефной скульптуре, которая украшает главные двери церкви Сан-Петронио в Болонье. Эта резьба по камню оказала большое влияние на Микеланджело (1475–1564), когда он создавал фрески цикла «Бытие» в Сикстинской капелле. Джорджо Вазари (1511–1574) написал биографию Якопо делла Кверча в своей книге «Жизни самых выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов», опубликованной в 1550 году.
Обучение и ранняя карьера
Якопо родился в Кверча-Гросса близ Сиены. Он был обучен искусству скульптуры у своего отца Пьеро д’Анджело — резчика по дереву и ювелира. Якопо научился резьбе по дереву и освоил основы бронзовой скульптуры. Однако, как и Микеланджело, его любимым материалом была каменная скульптура, особенно мрамор. Выросший в Сиене, он был хорошо знаком с мраморными скульптурами Николы Пизано (ок. 1220–1284) и Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310) на кафедре городского собора.
Существуют неподтверждённые сведения о том, что его первой работой была конная резьба по дереву для похорон Аццо Убальдини. Достоверно о нём впервые упоминается в 1401 году, когда он участвовал в конкурсе на создание второй бронзовой двери Флорентийского баптистерия. В конкурсе также участвовали Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти, который в итоге получил этот заказ. К сожалению, скульптура, которую делла Кверча создал для конкурса, была утеряна. Около 1403 года он вырезал из мрамора «Деву с гранатом» (Мадонна Сильвестри) для собора Феррары, а также статуэтку святого Маврелия.
Гробница Иларии дель Карретто
Самой ранней из сохранившихся работ делла Кверча традиционно считается мраморная гробница Иларии дель Карретто — второй жены Паоло Гиниджи, правителя Лукки (собор Лукки, 1406). Изящная надгробная фигура на вершине саркофага изображена в манере северной готики, напоминающей о фламандском скульпторе Клаусе Слютере (ок. 1340–1406). Однако обнажённые путти по бокам гробницы уже несут в себе черты наступающего стиля Возрождения.
В это время делла Кверча также работал в Пизе, где изучал обширную коллекцию римских скульптур в Кампосанто. Эти знания во многом объясняют его постепенный переход от готического стиля к итальянскому Ренессансу. Другим важным фактором стало влияние мощной пластики его современника Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди).
Фонте Гайя
В 1409 году ему поручили спроектировать новый фонтан для города Сиены на площади Пьяцца дель Кампо. Этот важный проект свидетельствовал о его растущем авторитете как самого выдающегося скульптора Сиены. Однако только в 1414 году, скрываясь от обвинения в изнасиловании и занимаясь проектированием капеллы Трента в базилике Сан-Фредиано в Лукке, он приступил к работе над фонтаном.
Прямоугольный мраморный фонтан, известный как Фонте Гайя (Фонтан Радости), был оформлен в готическом стиле. Он украшен множеством статуй и имеет несколько изливов. Работа была завершена в 1419 году. Рельефная резьба включает несколько изысканно задрапированных фигур и мощную панель, изображающую «Изгнание из рая». К сожалению, все эти элементы сейчас сильно повреждены.
Поздние заказы
В 1416 году, получив охранную грамоту, он вернулся в Лукку для завершения работы над капеллой Трента. Он также спроектировал саркофаги Лоренцо Трента и его жены Изабетты Онести. Одновременно он начал работу над заказом на проектирование шестиугольной крестильной купели с бронзовыми панелями для баптистерия в Сиене. Он завершил только один бронзовый рельеф на тему «Благовещение Захарии», поскольку параллельно работал над Фонте Гайя и капеллой Трента.
В 1421 году он завершил работу над «Благовещением», состоящим из двух раскрашенных деревянных статуй Богородицы и ангела Гавриила для Коллегиаты в Сан-Джиминьяно. Статуи были расписаны Мартино ди Бартоломео и другими художниками. Делла Кверча охотно работал над несколькими проектами одновременно вплоть до преклонного возраста.
В 1427 году он в сотрудничестве с Донателло и Гиберти разработал проект крестильной купели для баптистерия в Сиене. Купель представляет собой шестиугольную чашу, опирающуюся на центральное основание, и содержит статуи пророков, установленные в нишах.
Рельефы Порта Магна церкви Сан-Петронио
В 1425 году он получил ещё один престижный заказ: создание серии рельефных панелей для украшения главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье. Это сложное произведение христианского искусства занимало его большую часть оставшихся тринадцати лет жизни и считается его шедевром.
Декорация включает девять портретных бюстов пророков и пять сцен из Книги Бытия, вырезанных в технике низкого рельефа. В сцене, изображающей Сотворение Адама, он использует композиционную схему, аналогичную Фонте Гайя в Сиене. Фигуры обладают непосредственностью и силой, что вызвало восхищение Микеланджело. Великий мастер признавал, что его фрески цикла «Бытие» на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане были созданы под влиянием рельефов делла Кверча.
В последние годы жизни город Сиена наградил Якопо делла Кверча рядом почестей. В 1435 году он был посвящён в рыцари и назначен на почётную должность Operaio (смотрителя) собора. Кроме того, он участвовал в оформлении капеллы Святого Себастьяна в Сиенском соборе, создав горельеф с изображением кардинала Антонио Казини, представляемого Деве Марии святым Антонием Египетским. Это произведение сейчас выставлено в Зале статуй Музея собора. Делла Кверча скончался в октябре 1438 года и был похоронен в церкви Сан-Агостино в Сиене.
Произведения Якопо делла Кверча
Работы делла Кверча можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев и церквей Европы:
«Мадонна (Мадонна Сильвестри)» (1403–1406) Мрамор. Собор, Феррара
«Гробница Иларии дель Карретто» (1406–1413) Мрамор. Собор Сан-Мартино, Лукка
«Акка Ларентия» (1414–1419) Мрамор. Палаццо Пубблико, Сиена
«Фонтан Фонте Гайя» (1414–1419) Мрамор. Палаццо Пубблико, Сиена
«Рея Сильвия» (1414–1419) Мрамор. Палаццо Пубблико, Сиена
«Добродетель» (1414–1419) Мрамор. Палаццо Пубблико, Сиена
«Надежда» (1414–1419) Мрамор. Палаццо Пубблико, Сиена
«Изгнание Адама и Евы» (1414–1419) Мрамор. Оспедале делла Скала, Сиена
«Крестильная купель» (ок. 1417) Мрамор, позолоченная бронза и эмаль. Баптистерий, Сиена
«Благовещение: Ангел Гавриил» (1421–1426) Дерево. Коллегиата, Сан-Джиминьяно
«Благовещение: Богородица» (1421–1426) Дерево. Коллегиата, Сан-Джиминьяно
«Алтарь Трента» (1422) Мрамор. Сан-Фредиано, Лукка
«Порта Магна» (Главный портал) (1425–1438) Истрийский камень. Сан-Петронио, Болонья
«Сотворение Адама» (1425–1435) Истрийский камень. Сан-Петронио, Болонья
«Искушение» (1425–1428) Истрийский камень. Сан-Петронио, Болонья
«Статуэтка Иоанна Крестителя» (1427) Бронза. Баптистерий Сиенского собора
«Захария в храме» (1428–1430) Позолоченный бронзовый рельеф. Баптистерий, Сиена
«Изгнание Адама и Евы» (ок. 1435) Истрийский камень. Сан-Петронио, Болонья
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?