Якопо делла Кверча:
готический скульптор эпохи Возрождения из Сиены читать ~6 мин.
Внеся важный вклад в итальянскую скульптуру эпохи Возрождения, Якопо делла Кверча был первым из скульпторов сиенской школы, кто понял значение искусства Возрождения. Современник трёх скульпторов раннего Ренессанса Филиппо Брунеллески (1377-1446), Лоренцо Гиберти (1378-1455) и Донателло (1386-1466), он начал с создания основных готических скульптур (фонтан Фонте Гайя), затем проявил более изящный подход (гробница Иларии дель Каретто), и, наконец, развил драматическое качество, заметное в его лучшей работе – массивной и выразительной рельефной скульптуре, которая окружает главные двери церкви Сан-Петронио в Болонье. Эта резьба по камню оказала большое влияние на Микеланджело (1475-1564), когда он создавал фрески «Адам и Ева» в Сикстинской капелле. Джорджо Вазари (1511-1574) написал биографию Якопо делла Кверча в своей книге «Жизни самых выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов», опубликованной в 1550 году.
Обучение и ранняя карьера
Якопо родился в Кверчиа Гросса близ Сиены и был обучен искусству скульптуры у своего отца, Пьеро д’Анджело, резчика по дереву и ювелира. Он научился резьбе по дереву и освоил основы бронзовой скульптуры, но, как и Микеланджело, его любимым средством была каменная скульптура, особенно мрамор. Выросший в Сиене, он был хорошо знаком с мраморными скульптурами Николы Пизано (1206-1278) и Арнольфо ди Камбио (1240-1310) на кафедре в городском соборе.
Хотя есть неподтверждённые сведения о том, что его первой работой была конная резьба по дереву для похорон Аццо Убальдини, впервые о нём упоминается в 1401 году, когда он участвовал в конкурсе на вторую бронзовую дверь Флорентийского баптистерия вместе с Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти (который в итоге получил этот заказ). К сожалению, скульптура, которую он сделал для конкурса, была утеряна. Около 1403 года он вырезал из мрамора Деву с гранатом (Мадонна Сильвестри) для собора Феррары, а также статуэтку святого Маурелиуса.
Гробница Иларии дель Карретто
Самой ранней из сохранившихся работ делла Кверчиа традиционно считается мраморная гробница Иларии дель Карретто, второй жены Паоло Гиниджи, правителя Лукки (собор Лукки, 1406). Изящное чучело на вершине саркофага изображено в манере северной готики, напоминающей о фламандском скульпторе Клаусе Слутере (ок. 1340-1406), но обнажённые путти по бокам гробницы – признаки наступающего стиля Возрождения.
В это время делла Кверча также работал в Пизе, где он должен был изучать обширную коллекцию римских скульптур в Кампосанто. Эти знания в какой-то мере объясняют его постепенный переход от готического стиля к итальянскому Ренессансу. Другим фактором является влияние мощной пластики его современника Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди).
Фонте Гайя
В 1409 году ему было поручено спроектировать новый фонтан для города Сиены на площади Пьяцца дель Кампо – важный проект, свидетельствующий о его растущем авторитете как самого выдающегося скульптора Сиены. Однако только в 1414 году, спасаясь от обвинения в изнасиловании и находясь в процессе проектирования капеллы Трента в базилике Сан-Фредиано в Лукке, он приступил к работе над проектом.
Прямоугольный мраморный фонтан, известный как Фонте Гайя (Фонтан Радости), был оформлен в готическом стиле с множеством статуй и множеством изливов и завершён в 1419 году. Рельефная резьба включает в себя несколько изысканно задрапированных фигур и очень мощную панель, изображающую Изгнание из рая (все они сейчас сильно повреждены).
Поздние заказы
В 1416 году, получив письмо о безопасном поведении, он вернулся в Лукку, чтобы завершить работу над капеллой Трента. Он также спроектировал саркофаги Лоренцо Трента и его жены Изабетты Онести. В то же время он начал работу над заказом на проектирование шестиугольного бассейна с бронзовой панелью для баптистерия в Сиене. Он закончил только один бронзовый рельеф на тему «Благовещение Захарии», поскольку одновременно работал над Фонте Гайя и капеллой Трента.
В 1421 году он завершил работу над Благовещением, состоящим из двух раскрашенных деревянных статуй Богородицы и ангела Гавриила, для Коллегиата в Сан-Джиминьяно (статуи были расписаны Мартино ди Бартоломео и другими). Делла Кверча с удовольствием работал над разными проектами одновременно до глубокой старости.
В 1427 году он в сотрудничестве с Донателло и Гиберти разработал проект крестильной купели для баптистерия в Сиене. Купель представляет собой шестиугольную колонну, опирающуюся на столбчатое основание в центре бассейна, и содержит статуи пяти пророков, установленные в нишах.
Рельефы Порта Магна, церковь Сан-Петронио
В 1425 году он получил ещё один престижный заказ: проект серии рельефных панелей, украшающих главный дверной проем церкви Сан-Петронио в Болонье. Это сложное произведение христианского искусства будет занимать его большую часть оставшихся тринадцати лет жизни и считается его шедевром.
Декорации включают девять портретных бюстов пророков и пять сцен из Бытия, вырезанных в нижнем рельефе. В сцене, изображающей Сотворение Адама, он использует ту же схему, что и в Фонте Гайя (в Сиене). Фигуры обладают непосредственностью и силой, что вызвало похвалу Микеланджело, который признал, что его фреска Бытие на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане была основана на рельефах делла Кверчиа, как и последняя из его скульптур (Дева с младенцем) для капеллы Медичи.
В последние годы жизни город Сиена наградил Якопо делла Кверча рядом почестей. В 1435 году он был посвящён в рыцари и назначен на желанную должность Operaio собора. Кроме того, он участвовал в оформлении капеллы Святого Себастьяна в Сиенском соборе, отвечая за резьбу горельефа кардинала Антонио Казини, подаренного Деве Марии святым Антонием Египетским, который сейчас выставлен в Зале статуй в Музее собора. Делла Кверча окончательно скончался в октябре 1438 года. Его похоронили в церкви Сан-Агостино в Сиене.
Скульптуры Якопо делла Кверча
Работы делла Кверча можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев и церквей Европы.
Мадонна (Мадонна Сильвестри) (1403-6) Мрамор, собор, Феррара
Гробница Иларии дель Карретто (1406-13) Мрамор, собор Сан Мартино, Лукка
Акка Ларентия (1414-19) Мрамор, Палаццо Пубблико, Сиена
Фонтан Фонте Гайя (1414-19) Палаццо Пубблико, Сиена
Рея Сильвия (1414-19) Мрамор, Palazzo Pubblico, Сиена
Добродетель (1414-19) Мрамор, Palazzo Pubblico, Сиена
Надежда (1414-19) Мрамор, Палаццо Пубблико, Сиена
Изгнание Адама и Евы (1414-19) Мрамор, Оспедале делла Скала, Сиена
Крестильная купель (ок. 1417 Мрамор, позолоченная бронза и эмаль, Баптистерий, Сиена
Благовещение: Ангел Гавриил (1421-26) Дерево, Коллегиата, Сан-Джиминьяно
Благовещение: Богородица (1421-26) Дерево, Коллегиата, Сан-Джиминьяно
Трентийский алтарь (1422) Мрамор, Сан-Фредиано, Лукка
Порта Магна (Главный дверной проем) (1425) Истрийский камень, Сан Петронио, Болонья
Сотворение Адама (1425-35) Истрийский камень, Сан Петронио, Болонья
Искушение (1425-28) Мрамор, Сан-Петронио, Болонья
Фонтан и статуэтка Иоанна Крестителя (1427) Баптистерий Сиенского собора
Захария в храме (1428-30) Позолоченный бронзовый рельеф, Баптистерий, Сиена
Изгнание Адама и Евы (ок. 1435 Мрамор, Сан-Петронио, Болонья
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?