Жан Арп:
скульптор и абстрактный художник читать ~7 мин.
Французский абстрактный скульптор, гравёр, коллажист и поэт Жан (Ханс) Арп был заметной фигурой во многих значимых направлениях XX века, включая современные направления искусства, Moderne Bund, Blue Rider и дадаизм, сюрреализм, а также художественные группы-скульпторы Cercle et Carre и Abstract-Creation. Его зрелые работы после 1931 года отличаются биоморфной формой и повлияли на многих художников, в том числе Генри Моора и Барбару Хепворт.
Он был женат дважды: на художнице Софи Таубер и позднее на швейцарской коллекционерке Маргерит Хагенбах. Среди других абстрактных скульпторов, активных в Париже, он ближе всего к Константину Бранкузи и Василию Кандинскому. Арп оказал огромное влияние на развитие органических форм и считается одним из великих скульпторов XX века.
Художественное образование
Арп родился в Страсбурге в 1887 году. Он начал образование в Страсбургской школе прикладных искусств. В 1904 году перешёл во Веймарскую школу искусств и учился у Людвига фон Хофмманна (1861–1945) до 1907 года. Хофмманн был основателем Берлинской секессии (1898), что стало первым открытым протестом против академических традиций и проложило путь немецким модернистским течениям, таким как экспрессионизм. Он сотрудничал с влиятельными художниками своего времени, включая Арнольда Боклина, Эдварда Мунка, Макса Клингенера, Гергарда Гауппмана и Стефана Георга. В 1908 году Арп ненадолго переехал в Париж и учился в Академии Юлиана.
Голубой всадник (Der Blaue Reiter)
В 1909 году Арп переехал в Швейцарию, где вместе с Вальтером Хельбигом и Осгаром Лути он основал движение Moderne Bund (Modern Federation). Арп был одним из организаторов их первой выставки в Люцерне, на которой были представлены работы Арпа, а также Фриз, Гоген, Гими, Хельбиг, Лути, Ходлер, Матисс и Пикассо. В 1911 году Арп приехал в Мюнхен, чтобы увидеться с Кандинским, который попросил помочь с публикацией Der Blaue Reiter (The Blue Rider). Через несколько месяцев Арп принял участие в первой выставке Голубого всадника в Мюнхене.
Он также участвовал во второй выставке Moderne Bund в Цюрихе в 1913 году и передал рисунки для берлинской публикации Der Sturm (The Storm). Также в 1913 году он принял участие в первом Осеннем салоне в берлинской галерее Sturm Gallery, принадлежащей Херварту Вальдену (1879–1941). Здесь он познакомился с одними из самых влиятельных художников современного искусства, включая Пикассо, Модильяни (который нарисовал его портрет), Артура Кравана и Макса Жака. В 1914 году Арп провёл совместную выставку с Максом Эрнстом в Кёльне.
Цюрихская Дада
В 1915 году, вскоре после начала Первой мировой войны, Арп переехал в нейтральную Швейцарию. Здесь он провёл первую персональную экспозицию абстрактного искусства, коллажей и гобеленов в галерее Tanner (где встретил будущую супругу Софи Таубер) и стал одним из основателей цюрихской Дады. Дада — движение «анти-искусство», начавшееся в Швейцарии в 1916 году и распространившееся в Берлин, Париж и по всей Европе, пик пришёлся на 1922 год. Его задачей было высмеять бессмысленность современной эпохи и выступать антибуржуазно и анархически. В основном это касалось изобразительного искусства, но охватило и поэзию, театр и графический дизайн. Оно стало основой для сюрреализма. Арп иллюстрировал стихи Тристана Тцара (который написал дада-манифест в 1918 году) и создал свои первые абстрактные деревянные рельефы в 1917 году. Также он выступал на первой цюрихской выставке дада в том году. Пример работы того времени — его Dada Relief (1916, Kunsthaus Basel).
Кёльнская Дада
После войны многие художники дада вернулись домой и распространили движение по регионам. В 1919 году Арп отправился в Кёльн и основал там Кёльнскую Даду вместе с Йоханнесом Бааргельдом и Максом Эрнстом. В 1920 году в Берлине состоялась Первая международная ярмарка Дада, организованная фотомонтажистами Джоном Хартфилдом и Раулем Хаусманном, а также сатирическим экспрессионистским художником Георгом Гросцем. Арп принял участие, как и Макс Эрнст, Рудольф Шличтер, Фрэнсис Пикабия, вместе с многими ведущими авангардистами города. Было показано более двухсот работ, окружённых подстрекательскими лозунгами, но выставка прошла с убытком — продано было лишь одно произведение. Находясь в Берлине, Арп опубликовал ряд стихов, сопровождаемых ксилографиями. В 1923 году он опубликовал Isms in Art вместе с Эль Лисситцки, что определило дада.
Замечание об оценке скульптуры
Чтобы понять, как оценивать современных абстрактно-сюрреалистических скульпторов, таких как Жан Арп, смотрите: Как ценить современную скульптуру. Для более ранних работ — Как ценить скульптуру.
Сюрреализм
Как и многие дадаисты, в 1925 году Арп переключился на сюрреализм и стал одним из пионеров сюрреалистического движения, приняв участие в первой сюрреалистической выставке в галерее Пьера в Париже. В 1926 году Арп переехал в Париж на постоянное жительство, поселившись неподалёку в Мёйдоне. Среди работ того периода —
Torn‑Up Woodcut (ок. 1920, Tate Modern, Лондон) и
Moustaches (ок. 1925, Tate Modern).
Это абстрактные рельефы, созданные из случайных обрывков бумаги для формирования символов. Усы здесь символизируют власть и помпезность. Арп использовал их, чтобы выразить дух глупости, приведшей к Первой мировой войне. В 1931 году он порвал с сюрреализмом и основал Abstraction-Creation, сотрудничая с парижской группой художников. Именно с этого времени он занялся скульптурой в объёме.
Скульптура Арпа
Сначала Арп сосредоточился на создании рельефных гравюр по дереву как на «скульптуру». Он собирал их как коллаж, сначала вырезая форму (и раскрашивая её), затем крепя её на другой куске дерева. Арх продолжал работать в таком виде на протяжении всей карьеры, сочетая живопись, коллаж, скульптуру и рельеф. Пример — Перевёрнутая синяя туфля с двумя каблуками под чёрной аркой (ок. 1925, Гуггенхайм, Нью-Йорк).
В начале 1930‑х его творчество стало включать независимые рельефы, которые опирались на резные основания или прямо на землю (например, Shell Profiles, 1930, частная коллекция). Биоморфные элементы постепенно вошли в работу, и вскоре он работал в полном трёхмерном объёме. Первым примером стало Bell and Navels (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Затем он создал целую серию форм — биоморфной/органической абстракции — из дерева и гипса; некоторые позднее отливали в бронзе. Многие из этих скульптур можно увидеть в Центре Помпиду, Париж — например Торс (1932, белый мрамор).
В 1930‑е годы художник создал множество небольших скульптур, которые зритель мог поднимать, разделять и перестраивать в новые конфигурации. Ещё одно важное произведение — Sculpture to be Lost in the Forest (ок. 1932, Tate Modern). Это биоморфная скульптура; он создавал её, шлифуя гипс, пока форма не устраивала его. «Я работаю, пока в её тело не уйдёт достаточно моей жизни», — говорил он. Другие органические формы периода включали Giant Pip (1937, камень, Musée National d’Art Moderne, Centre Georges Pompidou) и Growth (1938, Музыей Гуггенхайм, Нью-Йорк). В 1940‑х и 1950‑х годах биоморфные работы Арпа и других художников (включая Жоана Миро, Ива Танги, Барбару Хепворт и Генри Моора) назывались Organic Abstraction.
Вторая мировая война
В 1940 году Арп покинул Париж и отправился в Грасс, на юг Франции. В 1942 году он и его жена снова бежали в Швейцарию, где Софи погибла в следующем году. После войны Арп вернулся в Мёйдон в 1946 году. В 1949 году он отправился в Нью-Йорк, где устроил персональную выставку в галерее Buchholz. В 1950 году ему поручили создать рельеф для Учебного центра Гарвардского университета в Кембридже и фреску для здания ЮНЕСКО в Париже. Он также занялся гобеленами. В 1954 году он получил Гран-при за скульптуру на Венецианской биеннале. В 1959 году он женился на Маргерит Хагенбах. В 1964 году он получил премию за скульптуру на Pittsburgh International: одной из выдающихся работ периода стал Demeter (1961, бронза, Израильский музей, Иерусалим). Ретроспектива его творчества прошла в Музее современного искусства в Нью‑Йорке (1958) и в Национальном музее современного искусства, Париж (1962). Арп скончался в Базеле в 1966 году.
Наследие
Один из самых значительных абстрактных скульпторов XX века, Арп постоянно стремился расширять границы привычного искусства. Его работы находятся в крупнейших музеях мира, включая Tate Modern, Лондон; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей искусства, Филадельфия и Музей искусства, Базель.
Избранные работы в Tate Modern
Среди работ Арпа в Tate Modern приведены следующие:
Constellation According to the Laws of Chance (ок. 1930), деревянный рельеф
According to the Laws of Chance (1933)
Impish Fruit (1943), деревянный рельеф
Pagoda Fruit (1949), бронза, экспонируется в Tate Liverpool
Danger of Death (1954), на бумаге
Winged Being (1961), скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?