Джозеф Ноллекенс:
неоклассический скульптор читать ~3 мин.
Англо-фламандский скульптор-неоклассицист Джозеф Ноллекенс (англ. Joseph Nollekens; 1737–1823) первоначально утвердился в Риме, где с 1762 по 1770 год занимался копированием, реставрацией, а также торговлей античной скульптурой. В этом историческом центре искусства он впитал всё лучшее от греческой скульптуры и итальянского Ренессанса, совершенствуя свой стиль в рамках неоклассицизма.
Благодаря своему таланту в портретном искусстве, Ноллекенс быстро заслужил репутацию и заработал состояние. По возвращении в Англию в 1770 году он основал процветающую мастерскую, которая создавала не только портреты, но и садовую скульптуру в стиле рококо, а также погребальные памятники. Наибольшую известность ему принёс классицизм его портретных бюстов и мифологические статуи, такие как «Венера» (1773, Музей Гетти, Лос-Анджелес).
Подобно французскому скульптору Жану-Антуану Гудону (1741–1828), Ноллекенс сочетал в своём творчестве элементы барокко и античности, хотя в поздние годы предпочитал строгий стиль римской скульптуры. Он стал одним из самых успешных скульпторов-неоклассицистов своего времени.
Биография
Джозеф Ноллекенс родился в Лондоне в семье фламандского жанрового художника из Антверпена. С 13 лет он обучался рисунку и моделированию у скульптора Питера Схемакерса (1691–1781), известного своими надгробными памятниками. В 1760 году, в возрасте 23 лет, Ноллекенс отправился в Рим, где начал работать в мастерской Бартоломео Кавачеппи, известного реставратора и торговца антиквариатом.
В Риме Ноллекенс не только реставрировал, но и создавал искусные имитации древней каменной скульптуры. Он также копировал терракотовые работы мастеров Возрождения, среди которых были Андреа делла Роббиа (1435–1525), Микеланджело (1475–1564) и Джамболонья (1529–1608). Эта деятельность приносила ему хороший доход, особенно благодаря состоятельным английским туристам, совершавшим Гранд-тур по Европе.
В 1762 году Ноллекенс создал мраморный барельеф «Тимоклея перед Александром», удостоенный премии Общества искусств. В 1768 году он выполнил точную копию античной скульптуры «Кастор и Поллукс» для лорда Энсона. Одной из его значительных работ того периода стала композиция «Меркурий и Венера, укоряющие Купидона» (1768). Годы в Риме позволили ему отточить технику работы с мрамором и заложить основу будущего состояния.
Портретные бюсты и признание
Вернувшись в Англию в 1770 году, Ноллекенс быстро стал востребованным скульптором-портретистом. В 1771 году его избрали ассоциированным членом Королевской академии художеств, а в 1772 году — действительным. Год спустя он завершил свою знаменитую статую «Венера» (1773), укрепив статус самого модного портретиста своего времени.
Среди его заказчиков был король Георг III, а также видные британские политики: Уильям Питт Младший, Чарльз Джеймс Фокс и другие. Он также создал бюсты деятелей искусства, включая американского художника Бенджамина Уэста. Многие из этих работ выполнены под влиянием реалистичных портретов римской эпохи поздней Республики, что придавало им особую выразительность.
Другие работы
Кроме портретов, Ноллекенс создавал мифологические статуи, такие как «Вакх», «Венера, снимающая сандалию» и «Купидон и Психея». Хотя этот жанр был его любимым, и он владел изящной манерой рококо, критики отмечали, что этим работам часто не хватало оригинальности. Ноллекенс также выполнил большое количество погребальных скульптур и резных украшений для гробниц.
Ноллекенс заработал огромное состояние и дожил до 85 лет. Однако он был известен своей скупостью, оставив после себя наследство в 200 000 фунтов — колоссальную сумму для того времени. Его эксцентричность была подробно описана его бывшим учеником Дж. Т. Смитом (1766–1833) в биографии «Ноллекенс и его время» (1828), которая, впрочем, носила несколько предвзятый характер из-за личных обид автора.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?