Луиза Невельсон:
американская скульптор, мастер ассамбляжа читать ~5 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Американская абстрактная скульптор русского происхождения Луиза Невельсон (урождённая Луиза Берлявская), переехавшая в США в 1905 году, всерьёз занялась искусством лишь в 30 лет. Испытав влияние кубизма и африканского искусства, она сначала экспериментировала с живописью и монументальной росписью, прежде чем окончательно выбрать скульптуру. В 1950–1960-х годах она прославилась своим уникальным стилем деревянных рельефоподобных ассамбляжей. Обычно это были крупные деревянные конструкции — часто занимающие целую стену, — состоящие из множества отсеков, заполненных композициями из «найденных» предметов, чаще всего фрагментов мебели, окрашенных в однородные матовые цвета — чёрный, золотой или белый. Будучи одной из самых новаторских американских скульпторов, Невельсон также работала в живописи и графике. Среди её самых известных работ — Свадебная часовня Дэйн II (Dawn’s Wedding Chapel II, 1959, Музей Уитни, Нью-Йорк) и Площадь Луизы Невельсон (Louise Nevelson Plaza, 1979, финансовый район Нью-Йорка). Она также создавала скульптуры меньшего масштаба из алюминия и люцита, например Прозрачная скульптура VI (1967–1968). Другие произведения Невельсон можно увидеть во многих лучших художественных музеях Америки и мира.
Биография
Как и великий модернист Александр Архипенко (1887–1964), родившийся на десятилетие раньше, Луиза Берлявская появилась на свет в Киеве как раз в тот момент, когда русская скульптура готова была расцвести. В 1905 году она эмигрировала в Америку вместе с семьёй и поселилась в Рокленде, штат Мэн. В 21 год она вышла замуж за Чарльза Невельсона и переехала в Нью-Йорк, где два года спустя родила сына. Как и многие художники до неё, включая Александра Калдера (1898–1976), Невельсон училась в Лиге студентов-художников (Art Students League) в Нью-Йорке в 1929–1930 годах, где изучала рисунок с натуры и живопись под руководством Георга Гросца (1893–1959) — немецкого экспрессиониста, известного своими язвительными карикатурами на берлинскую жизнь 1920-х годов, — а также абстрактной художницы баронессы Хиллы Ребай фон Эренвайзен (1890–1967).
В этот период Невельсон познакомилась с кубизмом, коллажем и дадаизмом, а также с творчеством Пабло Пикассо, Хуана Гриса и Марселя Дюшана. В 1930 году она переехала в Мюнхен и училась у Ханса Хофмана (1880–1966) — важнейшего художника-абстрактного экспрессиониста, вдохновлявшего студентов и художников по всему миру. В 1932 году Невельсон вернулась в Америку и работала помощницей Бена Шана (1898–1969) у Диего Риверы над его фресками в Нью-Йорке. Она также преподавала искусство в художественной школе Educational Alliance на Манхэттене.
Ассамбляжи
В период с 1932 по 1944 год Невельсон начала экспериментировать с пластическим искусством, в частности с абстрактными деревянными ассамбляжами. Она также работала с алюминием, магнием и люцитом. На её творчество сильно повлияли сюрреализм, кубизм, африканское и доколумбовое искусство, и её работы регулярно выставлялись в 1930-х годах.
Невельсон оставалась малоизвестной, пока в 1941 году не провела свою первую персональную выставку в галерее Нирендорфа (Nierendorf Gallery) в Нью-Йорке. Она превратила галерею в пространство, отсылающее одновременно к доисторическим пещерам, египетской гробнице и витрине магазина — всё это создавало эфемерный образ мира, который либо исчез, либо существовал лишь в воображении. В 1943 году художница начала серию «Фермерских ассамбляжей» (Farm assemblages), включавших деревянные фрагменты и найденные объекты, как, например, в работах Цирк, Зверинец и Древний город (все — 1945, Художественный музей Бирмингема, Алабама). Она также создавала терракотовые произведения, такие как Движущиеся статичные движущиеся фигуры (ок. 1947, Музей Уитни, Нью-Йорк).
Развитие стиля: «Скульптурные стены»
В 1947 году Невельсон начала работать в мастерской британского художника Стэнли Уильяма Хейтера (Atelier 17), известной гравюрой. Хейтер был связан с сюрреализмом до 1930-х годов, а с 1940-х — с абстрактным экспрессионизмом. Невельсон также ассоциируется с ранним феминистским искусством, хотя само движение ещё не оформилось. В Atelier 17 она освоила технику офортной гравюры. Её первые акватинты (техника глубокой печати) датируются 1953 годом (например, Королева цветов). В 1958 году Невельсон провела персональную выставку в галерее Grand Central Moderns в Нью-Йорке. Она создала инсталляции под названиями Лунный сад плюс один (Moon Garden Plus One) и Небесный собор (Sky Cathedral) (впоследствии воссозданная в Музее современного искусства, Нью-Йорк). Это были скульптуры размером с комнату, составленные из стопок ящиков, заполненных резными деревянными фрагментами и найденными предметами — ножками мебели, карнизами, спинками стульев и частями украшений. Это была одна из её первых крупномасштабных работ. Собрав предметы в сложный ассамбляж и покрыв его чёрной краской, чтобы скрыть первоначальную идентичность объектов, она добивалась формального единства композиции. Такие скульптуры размещались у стены и получили название «скульптурные стены». Другой пример — Зеркальное отражение 1 (1969, Музей изящных искусств, Хьюстон). Такое сочетание объектов включало элементы экшен-пейнтинга, кубизма и колористической живописи. (Отметим также новаторские ассамбляжи французского художника Армана [1928–2005], созданные в Париже и Нью-Йорке в начале 1960-х.) За чёрными ассамбляжами последовали полностью белые, такие как Свадебная часовня Дэйн (1959, Музей Уитни, Нью-Йорк). Она также экспериментировала с золотом в работе Американский дань британскому народу (An American Tribute to the British People, 1960–1965, галерея Тейт, Лондон). Именно к концу 1950-х годов Невельсон была признана одной из самых творческих скульпторов XX века в Америке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?