Мраморная скульптура читать ~12 мин.
Мрамор – вероятно, самый популярный материал, используемый в скульптуре. Прозрачность и прочность мрамора сделали его средством выбора всех величайших скульпторов, включая греческих художников, таких как Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель, а также их преемников Донателло, Микеланджело, Бернини, Канова и Родена. Мрамор в равной степени использовался как для рельефной скульптуры и фризов, так и для отдельно стоящей статуи. Фактически, с момента изобретения металлических инструментов в бронзовом веке, мраморный камень высоко ценился как скульпторами, так и архитекторами. В эпоху Возрождения Микеланджело (1475-1564) знаменито описал каменную скульптуру как медленное высвобождение формы по мере её выхода из блока. Он говорил, что его роль как художника заключается в том, чтобы освободить человеческую форму, запертую внутри блока, постепенно откалывая кусочки от поверхности камня.
Известные примеры мраморной скульптуры включают такие шедевры, как: Рельефы Парфенона (446-430 гг. до н.э.), Аполлон Бельведерский (330 г. до н.э.), Венера Милосская (100 г. до н.э.), Рельефы колонны Траяна (113 г. н.э.), Давид работы Микеланджело (1501-4), Похищение сабинянок (1581-3), Коронование Аполлона (1781), Поцелуй (1888-9) Родена и Статуя Линкольна (1922) Дэниела Честера Френча.
Характеристики мрамора как скульптурного материала
Камень, который мы называем мрамором, представляет собой метаморфическую породу (в основном состоящую из кальцита, разновидности карбоната кальция), образовавшуюся в результате изменения структуры осадочных или магматических пород под воздействием сильного давления или тепла. Скульпторы любят мрамор за то, что, будучи относительно мягким и легко обрабатываемым при добыче, он с возрастом становится чрезвычайно твёрдым и плотным, а также имеет разнообразные оттенки и рисунки.
Белый мрамор особенно ценится в художественной скульптуре благодаря своей относительной изотропности и однородности, а также устойчивости к осыпанию. Кроме того, низкий коэффициент преломления кальцита позволяет свету проникать внутрь камня (как это происходит с кожей человека), в результате чего появляется типичный «восковой» вид, придающий камню человеческий облик. Мрамор также может быть хорошо отполирован, что делает его идеальным для декоративных работ.
По сравнению со следующим лучшим альтернативным камнем, известняком, мрамор обладает гораздо более мелкой зернистостью, что значительно облегчает скульптору проработку мельчайших деталей. Мрамор также более устойчив к атмосферным воздействиям.
Однако есть и недостатки. Мрамор встречается реже, поэтому стоит дороже, чем некоторые другие виды камня, используемые в каменной скульптуре. Кроме того, он очень тяжёлый, что затрудняет его транспортировку. Кроме того, по сравнению с бронзой, мрамор обладает меньшей прочностью на разрыв и подвержен растрескиванию. Он значительно менее устойчив к погодным условиям, чем гранит, и плохо поддаётся обработке, так как впитывает кожные масла, вызывая появление пятен.
Каковы основные виды мрамора?
Наиболее популярными видами мрамора, используемыми в скульптуре, являются пентелийский, парианский и каррарский мрамор. Во времена классической античности наиболее известным был пентелийский сорт с близкой зернистостью и золотистым оттенком, добываемый на горе Пентеликон в Аттике.
Фрагменты высококлассической греческой скульптуры, полученные графом Элгином из Парфенона в Афинах в 1801-3 годах и известные как Элгинские мраморы, были высечены из пентелика. Другим популярным сортом был парианский мрамор, более крупнозернистый, но полупрозрачный белый камень, добываемый на эгейских островах Наксос и Парос. Этот сорт использовался для создания знаменитого Мавзолея в Галикарнасе. Третий тип, использованный для шедевра «Аполлон Бельведерский» (ок. 330 г. до н.э.), представлял собой чистый белый каррарский мрамор, найденный в Карраре и Пьетра Санта в Тоскане. Это был популярный материал в итальянской скульптуре эпохи Возрождения, любимый флорентийским художником Микеланджело.
Мрамор отличается от одного сорта к другому, обычно из-за цвета, текстуры, выветривания и химического состава. Хотя мрамор славится своей чисто белой поверхностью, греческие скульпторы избегали этого вида, так как из-за него трудно было разглядеть нежные изгибы мышц тела. Наиболее типичный цвет, встречающийся в греческой скульптуре, на самом деле является оттенок белизны.
См. также: Как оценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Как вырезают скульптуру из мрамора?
Создание крупной мраморной статуи, на которую у греческого скульптора уходило в среднем около 12 месяцев, включает в себя несколько этапов:
Шаг 1.
Сначала художник обычно делает небольшой макет из воска или глины на арматуре или раме. На основе этой первоначальной модели разрабатывается полноразмерная модель, в которую в ключевых точках вставляются клещи. Затем на модель накладывается измерительная рамка, на которой фиксируются места установки закрепок.
Шаг 2.
Затем места расположения прихваток переносятся на необработанный мраморный блок в процессе, известном как наводка.
Шаг 3.
Теперь начинается традиционная «работа молотком и остриём» – основная техника, используемая во всех каменных скульптурах, начиная со времён дедальской греческой скульптуры, в 650 году до н.э.. При этом отбиваются значительные куски ненужного камня с помощью молотка и либо длинного остроконечного зубила, либо клиновидного долота.
Шаг 4.
После того, как общая форма статуи вытесана из блока, резчик использует другие инструменты для создания точных характеристик фигуры, включая зубчатые или когтевые долота, рашпили и рифлеры. Конечно, скульпторы 20-го века теперь имеют в своём распоряжении целый арсенал электроинструментов, включая камнерезы, дрели и другие инструменты.
Шаг 5.
После завершения резьбы необходимо обработать шероховатую поверхность статуи. Это можно сделать путём шлифовки поверхности другим камнем, называемым наждаком, или наждачной бумагой. Для полировки мрамора можно также использовать электроинструменты. В результате шлифовки и полировки камень приобретает цвет и блеск, называемый патиной. Иногда на поверхность наносят оксиды олова и железа или уплотняющие составы, чтобы придать ей отражающий блеск.
Отделка
Начиная с эпохи ранней классической греческой скульптуры и далее (480-450), ни одна статуя не была завершена, пока её не раскрасили и не украсили. Такая роспись была специализированной задачей, которую выполнял опытный художник. Цветовые схемы варьировались, но, как правило, статуи или рельефы, расположенные высоко и детали которых были менее заметны для наблюдателей – например, фриз Парфенона – украшались более яркими, более неестественными цветовыми пигментами: волосы, например, могли быть окрашены в оранжевый цвет. В то время как скульптуры, расположенные ближе к земле – например, скульптуры на саркофаге Александра – были раскрашены более реалистичными красками.
Иногда кожу красили, иногда нет; но глаза, брови, веки и ресницы красили обязательно, как и волосы. В случае важных фигуративных скульптур глаза могли быть вставлены цветной эмалью или стеклом, а на соски груди могла быть нанесена медь. Более подробную информацию см: Классическая цветовая палитра.
Проблема копирования глиняных моделей
Успешные скульпторы редко участвовали во всех 5 этапах, описанных выше. Обычно все, что они делали, это создавали первоначальную модель из глины или воска, после чего они полагались на своих помощников в мастерской, чтобы скопировать глиняную модель на мрамор. Эта процедура хорошо работала в эпоху ранней греческой скульптуры (ок. 650-500 гг. до н.э.), когда жёсткие фигуры коре и курос в египетском стиле создавались в соответствии с неизменной системой пропорций, которая легко копировалась с глины на мрамор.
Но по мере того, как форма статуй становилась все более сложной и натуралистичной, система пропорций стала устаревать, и весь процесс воспроизведения оригинального глиняного дизайна в мраморе становился все сложнее.
Со временем была принята система сетки, которая просуществовала до эпохи эллинистической греческой скульптуры, при которой измерялось количество «точек» на первоначальной глиняной модели, затем их размер увеличивался в соответствии со скоростью увеличения. Затем эти новые измерения отмечались на мраморном блоке и тщательно соблюдались в процессе резьбы. Однако эта схема оставалась проблематичной и часто приводила к тому, что мраморные статуи получались заметно хуже глиняных оригиналов.
История мраморной скульптуры
До классической античности каменные скульптуры обычно изготавливались из известняка, песчаника, гипса, алебастра, нефрита или глины. Только начиная с эпохи греческой архаической скульптуры (ок. 650-480 гг. до н.э.), мрамор стал использоваться на регулярной основе – первоначально для изготовления стоящего обнажённого мужчины (kouros) и стоящей задрапированной женщины (kore).
В период классической греческой скульптуры (ок. 480-323 гг.), когда были созданы великолепные рельефы Парфенона, бронзовая скульптура стала не менее важной. Мрамор был также важен в римской скульптуре – особенно в римской рельефной скульптуре. Открытие и близость карьеров по добыче мрамора (для пентелийской, каррарской и парийской разновидностей камня) также было важным фактором в его использовании для скульптурных целей, как и его стоимость: две причины, почему он не использовался для украшения сотен соборов, аббатств и церквей, построенных в эпоху романской и готической скульптуры.
С другой стороны, у скульпторов эпохи Возрождения было больше денег, поэтому Микеланджело использовал мрамор для создания своего шедевра Давид (1501-4, Галерея Академии, Флоренция), а также Пьета (1497-9) для Собора Святого Петра.
Стоит помнить, что большинство оригинальных греческих бронз были переплавлены или утеряны, а также, что римляне сделали многочисленные мраморные копии известных им бронз. В результате греческая и римская скульптура стала прочно ассоциироваться с мрамором, что стало ещё одной причиной, по которой художники эпохи Возрождения – охваченные желанием возродить искусство классической древности – предпочитали его обычному камню. Более того, после эпохи Возрождения мрамор оставался материалом выбора для всех выразителей классицизма, от Бернини и Альгарди эпохи барокко XVII века до Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена школы неоклассической скульптуры (1750-1850). Превосходство мрамора пропагандировалось во всех европейских художественных академиях вплоть до начала 20-го века.
Знаменитые мраморные статуи и рельефы
Знаменитые мраморные статуи и фризы можно увидеть в ряде лучших художественных музеев мира и садах скульптуры. К шедеврам, например, относятся:
Мраморные скульптуры эпохи неолита
Женская фигура (ок. 4250 г. до н.э.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Женская фигурка (ок.3500 г.) Национальный археологический музей, Кальяри.
Кикладская фигурка (ок. 2600 г. до н.э.) Музей кикладского искусства Гуландриса, Афины.
Архаическая греческая мраморная скульптура
Клеобис и Битон (610-580 гг. до н.э.) Археологический музей Дельф.
Сунион Курос (600 г.) Национальный археологический музей Афин.
Курос (ок. 600 г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Мосхофорос или Теленосец (ок. 570) Музей Акрополя, Афины.
«Пеплос Коре» (530 г.) Музей Акрополя, Афины.
«Анависос Курос» (525 г.) Национальный археологический музей Афин.
«Мальчик Критиос» (480) Музей Акрополя, Афины.
Классическая греческая мраморная скульптура
Леда и лебедь (500-450) Капитолийский музей. Тимофей.
Фарнезский Геракл (5 век) Археологический музей, Неаполь.
Тираноборцы Хамодия Аристогейтона (477 г.) Неаполь. По Критиосу.
«Аполлон Парнопий» (450) Государственный музей, Кассель. Фидий.
Парфенон Рельефы/статуи (446-430), музеи в Афинах, Лондоне, Париже.
Раненая амазонка (440-430), Капитолийский музей. По Поликлет.
Храм Аполлона Эпикуриоса, восточный фриз (420) Британский музей.
Афродита Книдосская (350-40 гг.) Музей Пио Клементино. По Пракситель.
Гермес, завязывающий сандалию (IV век) Лувр, Париж. По Лисипп.
Мавзолей Харликарнаса, фриз амазонок (350 г.), Британский музей.
Аполлон Бельведерский (330), Музей Пио Клементино. По Леохару.
Эллинистическая греческая мраморная скульптура
Умирающий Галл (240) Бронзовая копия, Капитолийский музей. Автор Эпигон.
Фавн Барберини (220) Глиптотека, Мюнхен.
Самофракийская Ника (220-190) Лувр, Париж.
«Фарнезский бык» (II век) Неаполь. Автор Аполлоний Тралльский.
«Три грации» (II век) Лувр.
Фриз Пергамского алтаря (166-156), Пергамский музей, Берлин.
«Венера Медичи» (150-100), Уффици, Флоренция. Работа неизвестного художника.
«Венера Милосская» (100) Лувр. Автор Андрос Антиохийский.
Гладиатор Боргезе (100 г. до н.э.) Лувр, Париж.
Римские мраморы
Портретный бюст Юлия Цезаря (ок. 25 г. до н.э.) Музеи Ватикана.
Фриз «Августовского мира» (13-9 гг. до н.э.), Музей Ара Пацис, Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера (41-54 гг. н.э.) Музеи Ватикана.
Колонна Траяна (113 г. н.э.) Рельефная скульптура, Рим.
Арка Константина (ок. 312 г. н.э.), Рим.
Колоссальная голова Константина (ок. 320 г. н.э.), Капитолийский музей.
Мраморная скульптура эпохи Возрождения
Фонте Гайя (1414-19 гг.) Палаццо Пубблико, Сиена. По Якопо делла Кверча.
Il Zuccone (1423-35) Флоренция. Донателло.
Пьета (1497-9) Базилика Святого Петра. Автор Микеланджело.
Давид (1501-4) Галерея Академии, Флоренция. Автор Микеланджело.
Умирающий раб (1513-16) Лувр. Микеланджело.
Гробница папы Юлия II (1505-1545) Рим. Микеланджело.
Мраморы маньеризма и барокко
Похищение Сабины (1581-3) Флоренция. По Джамболонья.
Плутон и Прозерпина (1621-2) Галерея Боргезе, Рим. По Бернини.
Аполлон и Дафна (1622-5) Галерея Боргезе, Рим. Автор Бернини.
Гробница папы Льва XI (1634-44) Собор Святого Петра, Рим. Работа Альгарди.
Экстаз святой Терезы (1647-52) Капелла Корнаро. Бернини.
Мило из Кротоны (1671-82) Лувр. По Пьер Пюже.
Неоклассическая мраморная скульптура
Аполлон (1715) Государственная художественная коллекция, Дрезден. По Бальтасар Пермозер.
«Конь Марли» (1739-45) Лувр. Гийом Кусту.
Венера (1773) Музей Джей Пола Гетти, Лос-Анджелес. Автор Джозеф Ноллекенс.
Портрет Вольтера, сидящего (1781) Париж. Автор Жан-Антуан Гудон.
Аполлон, коронующий себя (1781) Музей Гетти, Лос-Анджелес. Автор Антонио Канова.
Психея, пробуждённая Эросом (1787-93) Лувр. Автор Антонио Канова.
Ясон с золотым руном (1803-28) Копенгаген. Автор Бертель Торвальдсен.
Современная мраморная скульптура
Тарсисий, христианский мученик (1868) Музей д’Орсэ. Автор Фальгьер.
Отчаяние (1869) Музей д’Орсэ. Жан-Жозеф Перро.
Поцелуй (1888-9) Париж. Автор Огюст Роден.
Статуя Линкольна (1922) Мемориал Линкольна. По Дэниел Честер Френч.
Птица в космосе (1925-31) Кунстхаус, Цюрих. Автор Константин Бранкузи.
Женский торс (1953) Музей Людвига, Кёльн. Автор Ханс Арп.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?