Мраморная скульптура читать ~12 мин.
Мрамор — один из самых популярных материалов, используемых в скульптуре. Его полупрозрачность и прочность сделали его излюбленным материалом многих величайших скульпторов, включая греческих мастеров, таких как Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель, а также их преемников — Донателло, Микеланджело, Бернини, Канову и Родена. Мрамор в равной степени применялся как для создания рельефной скульптуры (выпуклых изображений на плоской поверхности) и фризов, так и для отдельно стоящих статуй. Фактически, с момента изобретения металлических инструментов в бронзовом веке мрамор высоко ценился и скульпторами, и архитекторами. В эпоху Возрождения Микеланджело (1475–1564) знаменито описывал каменную скульптуру как процесс медленного высвобождения формы из каменного блока. Он говорил, что его роль как художника — освободить человеческую форму, заключённую в глыбе, постепенно откалывая лишнее с поверхности камня.
Известные примеры мраморной скульптуры включают такие шедевры, как рельефы Парфенона (446–430 гг. до н.э.), Аполлон Бельведерский (330 г. до н.э.), Венера Милосская (ок. 100 г. до н.э.), рельефы колонны Траяна (113 г. н.э.), «Давид» работы Микеланджело (1501–1504), «Похищение сабинянок» Джамболоньи (1581–1583), «Аполлон, увенчивающий себя» Кановы (1781), «Поцелуй» Родена (1888–1889) и статуя Линкольна работы Дэниела Честера Френча (1922).
Характеристики мрамора как скульптурного материала
Камень, который мы называем мрамором, представляет собой метаморфическую породу, состоящую в основном из кальцита (разновидности карбоната кальция). Он образуется в результате изменения осадочных или магматических пород под воздействием высокого давления и температуры. Скульпторы ценят мрамор за то, что он, будучи относительно мягким и лёгким в обработке сразу после добычи, является прочным и плотным материалом. Кроме того, он отличается разнообразием оттенков и узоров.
Белый мрамор особенно ценится в искусстве скульптуры благодаря своей относительной изотропности (одинаковым свойствам во всех направлениях), однородности и устойчивости к растрескиванию. Низкий коэффициент преломления кальцита позволяет свету проникать на несколько миллиметров вглубь камня, что создаёт характерный «восковой» эффект, придающий поверхности сходство с человеческой кожей. Мрамор также прекрасно поддаётся полировке, что делает его идеальным материалом для декоративных работ.
По сравнению с ближайшей альтернативой, известняком, мрамор обладает гораздо более мелкой зернистостью. Это значительно облегчает скульптору проработку мельчайших деталей. Мрамор также более устойчив к атмосферным воздействиям.
Однако у мрамора есть и недостатки. Он встречается реже и стоит дороже, чем многие другие виды камня. Мрамор очень тяжёл, что усложняет его транспортировку. По сравнению с бронзой он обладает меньшей прочностью на разрыв и более подвержен образованию трещин. Он менее устойчив к погодным условиям, чем гранит, и требует осторожного обращения, поскольку впитывает жиры, что может привести к появлению пятен.
Каковы основные виды мрамора?
Самыми востребованными в скульптуре видами мрамора являются пентелийский, паросский и каррарский.
В эпоху классической античности наибольшую известность имел мелкозернистый пентелийский мрамор с золотистым оттенком, который добывали на горе Пентеликон в Аттике. Фрагменты высокой классической греческой скульптуры, вывезенные графом Элгином из Парфенона в 1801–1803 годах и известные как «мраморы Элгина», были высечены именно из этого камня.
Другим популярным сортом был паросский мрамор — более крупнозернистый, но полупрозрачный белый камень с эгейских островов Наксос и Парос. Этот сорт использовался для создания знаменитого Мавзолея в Галикарнасе. Третий тип — чистейший белый каррарский мрамор из Каррары и Пьетрасанты в Тоскане. Из него выполнен шедевр «Аполлон Бельведерский» (ок. 330 г. до н.э.). Этот вид мрамора был излюбленным материалом итальянской скульптуры эпохи Возрождения, особенно почитаемым флорентийским мастером Микеланджело.
Разные сорта мрамора отличаются по цвету, текстуре, устойчивости к выветриванию и химическому составу. Хотя мрамор славится своей чисто-белой поверхностью, некоторые греческие скульпторы предпочитали камень с едва заметным оттенком, так как считалось, что он лучше передаёт нежные изгибы человеческого тела.
См. также: Как оценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Как создаётся скульптура из мрамора?
Создание крупной мраморной статуи, которое у греческого скульптора занимало в среднем около 12 месяцев, включает несколько этапов:
Шаг 1. Создание модели
Сначала художник создаёт небольшой эскиз (макет) из воска или глины на каркасе. На основе этой модели разрабатывается полноразмерный прототип, на котором в ключевых точках расставляются метки с помощью кронциркулей. Затем для переноса этих точек с модели на камень используется специальный инструмент — пунктировальная машина.
Шаг 2. Перенос разметки на камень
Координаты ключевых точек переносятся на необработанный мраморный блок. Этот процесс известен как пунктирование.
Шаг 3. Грубая обработка
Начинается традиционная работа «молотком и скарпелем» — основная техника, используемая в резьбе по камню со времён дедалической скульптуры Древней Греции (ок. 650 г. до н.э.). С помощью молотка и остроконечного долота (скарпеля) от блока откалываются крупные куски лишнего камня.
Шаг 4. Детальная проработка
После того как общая форма статуи высечена, резчик использует другие инструменты для создания точных черт фигуры, включая зубчатые долота (зубчатки), рашпили и рифлёвки. Конечно, скульпторы XX века уже имели в своём распоряжении целый арсенал электроинструментов, включая камнерезные станки, дрели и другие приспособления.
Шаг 5. Шлифовка и полировка
По завершении резьбы шероховатую поверхность статуи необходимо обработать. Это делается путём шлифовки другим камнем (например, наждаком) или наждачной бумагой. Для полировки мрамора также могут использоваться электроинструменты. В результате шлифовки и полировки камень приобретает свой естественный цвет и блеск. Иногда для придания поверхности глянца на неё наносят оксиды олова и железа или специальные уплотняющие составы.
Отделка
Начиная с эпохи ранней классической греческой скульптуры (480–450 гг. до н.э.), ни одна статуя не считалась завершённой без росписи и декора. Такая роспись (полихромия) была особой задачей, которую выполнял опытный художник. Цветовые решения варьировались: как правило, статуи или рельефы, расположенные высоко и менее доступные для детального рассмотрения (например, фриз Парфенона), украшались более яркими и условными пигментами. Так, волосы могли окрасить в оранжевый цвет. Скульптуры, расположенные ближе к зрителю (например, на саркофаге Александра), раскрашивались в более реалистичные цвета.
Иногда кожу окрашивали, иногда оставляли естественной, но глаза, брови, веки и ресницы расписывали обязательно, как и волосы. В особо значимых скульптурах глаза могли инкрустировать цветной эмалью или стеклом, а соски — покрывать медью. Более подробную информацию см: Классическая цветовая палитра.
Проблема копирования глиняных моделей
Выдающиеся скульпторы редко проходили все пять этапов, описанных выше. Обычно они создавали лишь первоначальную модель из глины или воска, а затем доверяли своим помощникам в мастерской перенести её в мрамор. Эта процедура хорошо работала в эпоху ранней греческой скульптуры (ок. 650–500 гг. до н.э.), когда строгие, каноничные фигуры юношей (куросов) и девушек (кор) в египетском стиле создавались по неизменной системе пропорций, которую было легко скопировать.
Однако по мере того как формы статуй становились всё более сложными и натуралистичными, простая система пропорций устарела, и процесс воспроизведения оригинального замысла в мраморе усложнялся.
Со временем была принята система сеток, просуществовавшая до эпохи эллинистической греческой скульптуры. Она позволяла измерять координаты множества «точек» на глиняной модели, а затем пропорционально увеличивать их. Эти новые измерения отмечались на мраморном блоке и тщательно соблюдались в процессе резьбы. Тем не менее этот метод оставался сложным и часто приводил к тому, что мраморные статуи заметно уступали по качеству глиняным оригиналам.
История мраморной скульптуры
До классической античности скульптуры обычно изготавливали из известняка, песчаника, гипса, алебастра, нефрита или глины. Лишь в эпоху архаической греческой скульптуры (ок. 650–480 гг. до н.э.) мрамор стал использоваться регулярно — первоначально для создания статуй стоящего обнажённого юноши (куроса) и задрапированной девушки (коры).
В период классической греческой скульптуры (ок. 480–323 гг. до н.э.), когда были созданы великолепные рельефы Парфенона, не менее важной стала и бронзовая скульптура. Мрамор также играл ключевую роль в римской скульптуре, особенно в римской рельефной скульптуре. Открытие карьеров и их близость (для пентелийского, каррарского и паросского сортов) были важными факторами его широкого использования, равно как и его высокая стоимость. По этим причинам мрамор почти не использовался для украшения сотен соборов, аббатств и церквей, построенных в эпоху романской и готической скульптуры.
С другой стороны, у скульпторов эпохи Возрождения было больше финансовых возможностей. Микеланджело использовал мрамор для создания своего шедевра «Давид» (1501–1504, Галерея Академии, Флоренция), а также «Пьеты» (1497–1499) для собора Святого Петра.
Стоит помнить, что большинство оригинальных греческих бронзовых скульптур были переплавлены или утеряны. При этом римляне создали многочисленные мраморные копии известных им греческих бронз. В результате греческая и римская скульптура стала прочно ассоциироваться с мрамором. Это стало ещё одной причиной, по которой художники Возрождения, стремившиеся возродить искусство классической античности, предпочитали его другим породам камня. Более того, после эпохи Возрождения мрамор оставался материалом выбора для всех последователей классицизма: от Бернини и Альгарди эпохи барокко XVII века до Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена, представителей неоклассической скульптуры (1750–1850). Превосходство мрамора пропагандировалось во всех европейских академиях искусств вплоть до начала XX века.
Знаменитые мраморные статуи и рельефы
Знаменитые мраморные статуи и фризы можно увидеть в лучших художественных музеях и садах скульптур мира. К шедеврам относятся, например, следующие:
Мраморные скульптуры эпохи неолита
Женская фигура (ок. 4250 г. до н.э.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Женская статуэтка (ок. 3500 г. до н.э.) Национальный археологический музей, Кальяри.
Кикладская статуэтка (ок. 2600 г. до н.э.) Музей кикладского искусства Гуландриса, Афины.
Архаическая греческая мраморная скульптура
«Клеобис и Битон» (610–580 гг. до н.э.) Археологический музей, Дельфы.
«Курос из Суниона» (600 г. до н.э.) Национальный археологический музей, Афины.
«Курос» (ок. 600 г. до н.э.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Мосхофор (Теленосец)» (ок. 570 г. до н.э.) Музей Акрополя, Афины.
«Кора в пеплосе» (530 г. до н.э.) Музей Акрополя, Афины.
«Курос из Анависсоса» (525 г. до н.э.) Национальный археологический музей, Афины.
«Мальчик Крития» (480 г. до н.э.) Музей Акрополя, Афины.
Классическая греческая мраморная скульптура
«Леда и лебедь» (V в. до н.э.) Капитолийские музеи. Копия с оригинала Тимофея.
«Геркулес Фарнезский» (V в. до н.э.) Национальный археологический музей, Неаполь.
«Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон» (477 г. до н.э.) Неаполь. Копия с оригинала Крития.
«Аполлон Парнопий» (450 г. до н.э.) Государственный музей, Кассель. Копия с оригинала Фидия.
Парфенон: рельефы и статуи (446–430 гг. до н.э.) Музеи в Афинах, Лондоне, Париже.
«Раненая амазонка» (440–430 гг. до н.э.) Капитолийские музеи. Копия с оригинала Поликлета.
Храм Аполлона Эпикурийского, восточный фриз (420 г. до н.э.) Британский музей.
«Афродита Книдская» (350–340 гг. до н.э.) Музей Пио-Клементино. Копия с оригинала Праксителя.
«Гермес, завязывающий сандалию» (IV в. до н.э.) Лувр, Париж. Копия с оригинала Лисиппа.
Мавзолей в Галикарнасе, фриз «Амазономахия» (350 г. до н.э.) Британский музей.
«Аполлон Бельведерский» (330 г. до н.э.) Музей Пио-Клементино. Копия с оригинала Леохара.
Эллинистическая греческая мраморная скульптура
«Умирающий галл» (ок. 230 г. до н.э.) Капитолийские музеи. Мраморная копия с бронзового оригинала Эпигона.
«Фавн Барберини (Пьяный сатир)» (ок. 220 г. до н.э.) Глиптотека, Мюнхен.
«Ника Самофракийская» (220–190 гг. до н.э.) Лувр, Париж.
«Фарнезский бык» (II в. до н.э.) Неаполь. Авторы: Аполлоний Траллийский и Тавриск.
«Три грации» (II в. до н.э.) Лувр.
Фриз Пергамского алтаря (166–156 гг. до н.э.) Пергамский музей, Берлин.
«Венера Медичи» (150–100 гг. до н.э.) Уффици, Флоренция. Работа неизвестного художника.
«Венера Милосская» (ок. 100 г. до н.э.) Лувр. Автор: Александр Антиохийский.
«Гладиатор Боргезе» (ок. 100 г. до н.э.) Лувр, Париж.
Римские мраморы
Портретный бюст Юлия Цезаря (ок. 25 г. до н.э.) Музеи Ватикана.
Фриз «Алтаря Мира» (13–9 гг. до н.э.) Музей Алтаря Мира, Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера (41–54 гг. н.э.) Музеи Ватикана.
Колонна Траяна (113 г. н.э.) Рельефная скульптура, Рим.
Арка Константина (ок. 312 г. н.э.) Рим.
Колоссальная голова Константина (ок. 320 г. н.э.) Капитолийские музеи, Рим.
Мраморная скульптура эпохи Возрождения
Фонтан «Источник радости» (Фонте Гайя) (1414–1419) Палаццо Пубблико, Сиена. Автор: Якопо делла Кверча.
«Аввакум („Цукконе“)» (1423–1435) Флоренция. Автор: Донателло.
«Пьета» (1497–1499) Базилика Святого Петра. Автор: Микеланджело.
«Давид» (1501–1504) Галерея Академии, Флоренция. Автор: Микеланджело.
«Умирающий раб» (1513–1516) Лувр. Автор: Микеланджело.
Гробница папы Юлия II (1505–1545) Рим. Автор: Микеланджело.
Мраморы маньеризма и барокко
«Похищение сабинянок» (1581–1583) Флоренция. Автор: Джамболонья.
«Плутон и Прозерпина» (1621–1622) Галерея Боргезе, Рим. Автор: Бернини.
«Аполлон и Дафна» (1622–1625) Галерея Боргезе, Рим. Автор: Бернини.
Гробница папы Льва XI (1634–1644) Собор Святого Петра, Рим. Автор: Альгарди.
«Экстаз святой Терезы» (1647–1652) Капелла Корнаро. Автор: Бернини.
«Милон Кротонский» (1671–1682) Лувр. Автор: Пьер Пюже.
Неоклассическая мраморная скульптура
«Аполлон» (1715) Государственные художественные собрания, Дрезден. Автор: Бальтазар Пермозер.
«Кони Марли» (1739–1745) Лувр. Автор: Гийом Кусту.
«Венера» (1773) Музей Гетти, Лос-Анджелес. Автор: Джозеф Ноллекенс.
«Сидящий Вольтер» (1781) Париж. Автор: Жан-Антуан Гудон.
«Аполлон, увенчивающий себя» (1781) Музей Гетти, Лос-Анджелес. Автор: Антонио Канова.
«Амур и Психея» (1787–1793) Лувр. Автор: Антонио Канова.
«Ясон с золотым руном» (1803–1828) Копенгаген. Автор: Бертель Торвальдсен.
Современная мраморная скульптура
«Тарцизий, христианский мученик» (1868) Музей Орсе. Автор: Фальгьер.
«Отчаяние» (1869) Музей Орсе. Автор: Жан-Жозеф Перро.
«Поцелуй» (1888–1889) Париж. Автор: Огюст Роден.
Статуя Линкольна (1922) Мемориал Линкольна. Автор: Дэниел Честер Френч.
«Птица в пространстве» (1925–1931) Кунстхаус, Цюрих. Автор: Константин Бранкузи.
«Женский торс» (1953) Музей Людвига, Кёльн. Автор: Ханс Арп.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?