Марк Ди Суверо:
абстрактный скульптор из металла и стали читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из ведущих американских абстрактных скульпторов XX века, создававший монументальные произведения, Марк Ди Суверо известен своими гигантскими скульптурами, выполненными преимущественно из промышленных двутавровых балок. Родившись в Китае и получив образование в Калифорнийской школе изящных искусств, он начал карьеру в пластическом искусстве с создания трёхмерных произведений арта из мусора (junk art) из обломков и отходов, прежде чем возвести свою знаменитую Башню мира (Peace Tower) в Лос-Анджелесе в 1966 году. В начале 1970-х годов он жил в Европе, где начал создавать монументальные уличные абстрактные скульптуры, прославившие его на весь мир.
Будучи одним из самых плодовитых американских скульпторов, Ди Суверо создал огромное количество публичного искусства по всей Америке. Среди его самых известных работ — Storm Angel (1973–1974, площадь Шаба, Шалон-сюр-Сон) и Arikidea (1977, Сад скульптуры Института искусств Уокера, Миннеаполис).
Ранние годы
Ди Суверо родился в Шанхае в семье итальянского происхождения. В 1941 году он переехал с родителями в Калифорнию, а с 1953 по 1957 год изучал изящные искусства в Калифорнийском университете. В 1957 году он перебрался в Нью-Йорк, где познакомился с художниками-абстрактными экспрессионистами, такими как Аршил Горки, Франц Клайн, Клиффорд Стилл, Ханс Хофман, Виллем де Кунинг и Джексон Поллок.
Он присоединился к кооперативу «10th Street Cooperative», созданному как альтернатива консервативным и крайне избирательным галереям на Мэдисон-авеню и 57-й улице. Кооператив на 10-й улице был авангардным и работал с минимальным бюджетом. В то время Ди Суверо создавал сварные металлические скульптуры и вместе с другими скульпторами основал Скульптурный парк Сократа (Socrates Sculpture Park) в Лонг-Айленд-Сити, Куинс, чтобы художники могли устанавливать свои работы на открытом воздухе. Парк продолжает функционировать и по сей день и регулярно проводит выставки под открытым небом. В 1960 году у него состоялась первая персональная выставка в галерее Green Gallery в Нью-Йорке.
Ранние скульптуры
В 1960-х годах Ди Суверо начал экспериментировать с найденными объектами, такими как стальные балки, стулья, шины и цепи — материалами, собранными им на заброшенных стройках. После периода экспериментов с этим видом арта из мусора он сосредоточился на двутавровых балках, которые сваривал в скульптуры, способные раскачиваться и вращаться с заметной степенью подвижности. Ярким примером является работа Arikidea (1977, Сад скульптуры Института искусств Уокера, Миннеаполис). Здесь художник использовал двутавровые балки от снесённых небоскрёбов Нью-Йорка и собрал из них массивную, напоминающую паука конструкцию. Её ширина — 8 метров, высота — 13 метров. В центре конструкции весело покачивается деревянное сиденье. Скульптура вдохновлена паукообразными — существами, которыми Ди Суверо восхищался за их грациозное движение.
Творческий процесс
Хотя отправной точкой творческого процесса остаётся рисунок, создание масштабных скульптур требует высокой степени организованности и креативности. Как объяснял сам Ди Суверо: «Мне нужны определённые инструменты — по сути, кран, подъёмник с люлькой (иногда его называют ‘человекоподъёмником’), горелка, сварочный аппарат, вспомогательные молотки, щётки по металлу и мелкий ручной инструмент. Я просто поднимаю куски металла, перемещаю их краном и, когда остаюсь доволен их положением, свариваю». Его скульптуры открыты для зрителя и предполагают интерактивность. Зрителю предлагается ощутить масштаб его искусства, а иногда даже прокатиться на некоторых работах. Его геометрические стальные конструкции соединяют небо и землю, время и пространство. Кажется, будто Ди Суверо пытается одушевить материал — сталь, — который по своей природе совершенно лишён человечности.
Абстрактный экспрессионизм
Хотя большинство знаменитых абстрактных экспрессионистов — живописцы, скульпторы также играли важную роль в этом движении. Кроме Ди Суверо, к ним относятся Дэвид Смит (1906–1965), Луиза Буржуа (1911–2010), Ричард Станкевич (1923–1983), Ибрам Лассо (1913–2003), Теодор Розак (1907–1981) и Луиза Невельсон (1899–1988). Многие из этих скульпторов выставлялись вместе на знаменитой Выставке на Девятой улице (Ninth Street Show) 1951 года в Нью-Йорке, куратором которой был Лео Кастелли (1907–1999).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?