Мастер из Кабестани:
романский скульптор читать ~4 мин.
Мастер из Кабестани (фр. Maître de Cabestany, кат. Mestre de Cabestany, исп. Maestro de Cabestany) — анонимный романский скульптор, работавший во второй половине XII века. Его уникальный вклад в средневековую скульптуру был впервые определён в 1930-х годах после анализа ряда произведений, выделяющихся своим стилем и мастерством. Среди них — скульптурные рельефы тимпана церкви в Кабестани, городе недалеко от Перпиньяна в Руссильоне.
Примечание: сравните Мастера из Кабестани с другими средневековыми художниками, такими как Жильбер (XII век) и Мастер Матео (XII век).
Стиль религиозной скульптуры
Работая в русле романской архитектуры, первого международного стиля, распространившегося в религиозных постройках Франции, Германии, Италии и Испании, Мастер из Кабестани создавал произведения, которые заметно превосходили работы многих его современников. Его скульптура может показаться несколько грубой по сравнению с классическими образцами, но она обладает огромной выразительной силой.
Характерный стиль этого мастера средневекового искусства легко узнаваем. Человеческие фигуры имеют треугольные лица с низкими лбами и скошенными подбородками, необычно высоко расположенные уши, миндалевидные глаза с просверлёнными зрачками для усиления игры света и тени. Непропорционально большие кисти рук с длинными, тонкими пальцами и одежда с обильными, графичными складками также являются его визитной карточкой.
Искажение пропорций в его работах было характерно для романской скульптуры в целом, которая редко стремилась к натурализму. Основной задачей было не реалистичное изображение, а передача духовного смысла. Человеческая теплота и жизнеподобие появятся в европейской скульптуре позже, с приходом готики.
Тимпан церкви в Кабестани
Именно тимпан из церкви Нотр-Дам-дез-Анж в Кабестани стал отправной точкой для исследований. Его иконография необычна: слева показан Христос, выводящий Марию Магдалину из гробницы, касаясь её руки. В центре — вознесение Христа в мандорле, поддерживаемой ангелами, а справа — явление Христа своим ученикам. Эта работа привлекла внимание искусствоведов, которые начали искать другие произведения со схожими чертами.
Последующие исследования позволили собрать значительный корпус работ, приписываемых этому скульптору. Учёные выявили его руку в произведениях из французских регионов Од и Лангедок, испанских Каталонии и Наварры, а также итальянской Тосканы. Всего на сегодняшний день Мастеру из Кабестани или его мастерской приписывается около 121 скульптурного фрагмента.
Центр изучения наследия Мастера
В 1993 году власти Кабестани сформировали комитет из ведущих европейских учёных. Его задачей был отбор ключевых работ мастера для создания точных копий. С оригиналов были сняты слепки, по которым изготовили каменные отливки, повторяющие текстуру и цвет первоисточников. Эти копии практически неотличимы от оригинальных скульптур.
С 2004 года коллекция этих копий экспонируется в отреставрированном винном погребе, который был преобразован в культурный центр, посвящённый романскому искусству. Он выполняет функции музея, образовательной площадки и исследовательского центра по изучению средневекового пластического искусства. В экспозиции также представлены рельефы и статуи современников мастера, что помогает понять исторический и художественный контекст эпохи.
Примечание об оценке скульптуры
Чтобы научиться оценивать таких художников, как романский скульптор Мастер из Кабестани, см.: Как оценивать скульптуру.
Места расположения скульптур
Работы Мастера из Кабестани в романском стиле находятся в следующих местах:
Восточные Пиренеи (Франция)
- Кабестани — тимпан приходской церкви Нотр-Дам-дез-Анж.
- Монастир-дель-Камп — капители главного портала.
- Ле-Булу (Руссильон) — фриз на портале церкви Святой Марии.
Од (Франция)
- Рьё-Минервуа — капители в церкви Успения Богоматери.
- Аббатство Сен-Илер — саркофаг святого Сатурнина.
- Аббатство Сен-Папуль — скульптуры в апсиде.
- Аббатство Сент-Мари-де-Лаграс — фрагменты главного портала.
Каталония (Испания)
- Монастырь Сан-Пере-де-Родес — фрагменты западного портала.
- Церковь Сан-Пере-де-Гальиганс — несколько капителей.
Наварра (Испания)
- Приходская церковь в Эррондо — тимпан, который сейчас экспонируется в музее Клойстерс (филиал Метрополитен-музея) в Нью-Йорке.
Тоскана (Италия)
- Аббатство Cант-Антимо — капитель в главном нефе.
Другие течения в романском искусстве XII века
О других влиятельных стилях романского искусства в Западной Европе см. статью о мозанской школе, центром которой был город Льеж (современная Бельгия). Эта школа представлена великолепными работами по металлу и ювелирному искусству, созданными такими мастерами, как Николай Верденский (ок. 1130–1205) и Годфруа де Клер (ок. 1100–1173).
- Бенедетто Антелами: романский скульптор, биография
- Гизлебертус: романский скульптор, биография
- Романская скульптура
- Уникальные яхтеные гонки на Карибах
- Средневековые художники: скульпторы, художники, ювелиры средневековья
- Владимирский Центр ИЗО представил публике репродукции работ Ван Гога, выполненные в цифровой технике жикле
- Классический «Оскар» у известного российского пианиста
- «Долгий путь домой» Луизы Пенни, краткое содержание
- Выставка «Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?