Мерет Оппенгейм:
скульптор-сюрреалист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Немецко-швейцарская скульптор, художница и дизайнер Мерет Оппенгейм была связана с сюрреализмом и дадаизмом. Она также занималась фотографией и была близкой подругой Ман Рэя в 1930-х годах. Её самая знаменитая работа — Объект / Чашка, блюдце и ложка, обтянутые мехом (1936, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — сделала её одной из самых известных сюрреалистических художниц и одной из знаковых скульпторов XX века. Впервые эта работа была представлена на двух крупных выставках 1936 года: Международной выставке сюрреализма в Лондоне и выставке Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Среди её более поздних скульптурных работ — Пиршество каннибалов (1959, частная коллекция), Спираль (1971, гора Сент-Женевьев, Париж) и фонтан Waisenhausplatz (1983, Берн). Кроме уникального вклада в современное искусство, Оппенгейм была известна своей красотой, раскрепощённым поведением, творческой одарённостью и независимостью.
Ранние годы
Оппенгейм родилась в Берлине в 1913 году и провела детство между Швейцарией и южной Германией. Её происхождение было необычным: отец был врачом, интересовавшимся трудами швейцарского психиатра Карла Юнга; тётя была замужем за нацистом Германом Гессе; а бабушка — художницей, которая сначала изучала живопись, а позже стала известной писательницей романов и детских сказок. В 16 лет Оппенгейм посетила выставку произведений школы дизайна Баухаус в Базельской Кунстхалле, что пробудило в ней интерес к сюрреализму.
Новое вещество (Neue Sachlichkeit)
Она покинула школу в 17 лет и познакомилась с рядом художников движения «Новое вещество» (Neue Sachlichkeit), возникшего в Германии в 1920-х годах в прямом противовесе немецкому экспрессионизму. С этим направлением в разное время были связаны Отто Дикс, Георг Гросц, Макс Бекманн, Карл Хуббух, Кристиан Шад, Рудольф Шлихтер и Георг Шольц. Оппенгейм сначала начала создавать рисунки пером и тушью и экспериментировала с акварелью. Она создала множество выразительных карикатур, напоминающих ранние офорт Поля Клее.
Парижский сюрреализм
В 1932 году Оппенгейм приехала в Париж и ненадолго поступила в Академию Ла-Гранд-Шомьер (Académie de la Grande Chaumière). Вскоре ей наскучила академическая рутина, и она стала проводить дни в галереях и кафе, где узнала о популярном художественном движении — сюрреализме. Именно в кафе Dôme в 1933 году она познакомилась с соотечественником-швейцарцем Джакометти, а через него — с Жаном Арпом, Куртом Зелигманном, Максом Эрнстом и Софи Тойбер. Арп и Джакометти стали её первыми наставниками, а Эрнст и Ман Рэй — близкими друзьями. Джакометти побудил Оппенгейм создать свой первый сюрреалистический объект; она сделала это и назвала его Ухо Джакометти (1933). В том же году её пригласили выставляться вместе с ним и Арпом на Salon des Surindépendants. После этого она регулярно посещала собрания сюрреалистов и стала тесно ассоциироваться с этим движением. В 1933 году у неё состоялась первая персональная выставка в галерее Шультесс (Galerie Schulthess) в Базеле.
Сюрреализм и феминизм
В кругу сюрреалистов часто считали, что Оппенгейм выступает в роли музы — мнение, с которым она категорически не соглашалась. Она говорила: «Я тогда мало говорила, и это было к лучшему, потому что почти не понимала по-французски». Она скорее воспринимала себя как слушательницу — роль, которую разделяли и другие женщины-сюрреалистки, такие как Леонор Фини и Доротея Тэннинг. Для Оппенгейм сюрреалистический круг стал подходящей площадкой для утверждения собственной свободы. В 1933 году она написала на полях одного из своих рисунков: «Наконец! Свобода! Гарпуны летят. Радуга на улицах!» Сюрреализм помог ей вырваться из ловушки традиционных женских ролей; она твёрдо решила, что никогда не выйдет замуж. В речи 1974 года, принимая художественную премию города Базеля, она говорила о трудностях, с которыми сталкивается женщина, решившая посвятить себя искусству: «Всё начинается с того, что кажется внешними мелочами. Люди привыкли к тому, что мужчины-художники живут так, как им вздумается, — и буржуазия закрывает на это глаза. Но стоит женщине поступить так же — и все взгляды устремляются на неё».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?