Наум Габо:
русский скульптор-конструктивист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших абстрактных скульпторов XX века, русский художник Наум Немия Певзнер — более известный под именем Наум Габо — был ключевой фигурой движения конструктивизма, пионером кинетического искусства и важным представителем русской скульптуры.
Будучи инженером по образованию, а не художником, Габо стал одним из первых скульпторов, использовавших полупрозрачные материалы и создававших абстрактные скульптуры, в которых пространство играло активную, положительную роль. На протяжении долгой жизни он был связан со многими стилями и художественными школами, включая кубизм, футуризм, Баухаус, «Абстракция-креация» и Сент-айвскую школу. Он также создал бесчисленное множество скульптур, офортов и графических работ, многие из которых можно увидеть в галерее Тейт в Лондоне. Другие примеры новаторского творчества Наума Габо представлены во многих лучших художественных музеях Европы и Америки.
Среди самых знаменитых работ Габо — Сконструированная голова № 2 (1916, Центр скульптуры Нэшера, Даллас), Голова женщины (1917–1920, Музей современного искусства, Нью-Йорк), Полупрозрачная вариация на сферическую тему (1937, Гуггенхайм, Нью-Йорк), Конструкция (Constructie, 1955–1957, универмаг Bijenkorf, Роттердам), Кинетическая конструкция (Стоячая волна) (1919–1920, реплика 1985 года, Тейт) и Линейная конструкция № 2 (1970–1971, Тейт). Наум Габо — один из великих русских художников, покинувших родину ради творчества, — считается одним из выдающихся скульпторов XX века.
Другие известные русские эмигрантские скульпторы включают кубистов Александра Архипенко (1887–1964) и Жака Липшица (1891–1973), экспрессиониста Осипа Цадкина (1890–1967) и мастера ассамбляжа Луизу Невельсон (урождённую Луизу Берлявскую) (1899–1988).
Ранние годы
Габо родился в провинциальном русском городе Брянске в 1890 году. При крещении он получил имя Наум Певзнер, но позже сменил фамилию на Габо, чтобы избежать путаницы со своим братом Антуаном Певзнером, который также стал конструктивистским скульптором. Его отец был владельцем крупного металлургического завода и настаивал на хорошем образовании для детей. Габо свободно владел несколькими языками, что, по его мнению, способствовало мобильности его художественной карьеры. В 1910 году он переехал в Мюнхен, чтобы учиться в университете. Сначала он изучал медицину, но вскоре перешёл на естественные науки. В 1912 году он поступил в престижный инженерный колледж, где освоил техники, которые позже помогли ему в создании скульптур. В колледже он познакомился с художником Василием Кандинским, который познакомил его с абстрактным искусством. Планы Габо начали меняться: его интересы постепенно сместились в сторону изобразительного искусства.
Возвращение в Россию и основы конструктивизма
В 1913 году Габо присоединился к брату Антуану в Париже — к тому времени Антуан уже был признанным художником в городе. Габо начал изучать механику скульптуры, и его первые работы этого периода получили признание критиков. Он был удостоен медали Логана в области искусств. С началом Первой мировой войны Габо был вынужден покинуть Германию и уехать в Норвегию. Там он начал экспериментировать с различными материалами, включая фанеру и картон. Он также работал с оцинкованным железом — материалом, обычно ассоциируемым с промышленным строительством, а не с изящными искусствами. Примерами этого периода служат Голова № 2 (1916, Тейт, Лондон) — скульптура из кортеновской стали, и Сконструированный торс (1917, Тейт), выполненный из картона. В 1917 году Габо и его брат вернулись в Россию, где в Московском художественном училище обменивались идеями с Казимиром Малевичем (1878–1935) и Владимиром Татлиным (1885–1953) — двумя главными фигурами авангардного русского искусства 1920-х годов. В 1920 году братья опубликовали свой Реалистический манифест, ставший ключевым текстом конструктивизма и изложивший их теорию художественного выражения. В Манифесте подчёркивалась необходимость отделения искусства от традиционных понятий линии, цвета, объёма и массы. Они также утверждали, что искусство должно сопровождать человека повсюду: «у верстака, в офисе, на работе, в покое и на досуге; в будни и праздники, дома и в дороге, чтобы пламя жизни в человеке не угасало». Идеи Манифеста были воплощены в работе Габо Кинетическая конструкция (Стоячая волна) (1920) — вибрирующей проволоке, приводимой в движение электромотором. Её реплика хранится в галерее Тейт, Лондон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?