Никколо Дель Арка:
скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~4 мин.
Влиятельная фигура в итальянской скульптуре эпохи Возрождения, Никколо Дель Арка (он же: Никколо да Рагуза, Никколо да Бари и Никколо д’Антонио д’Апулия) был известен своей экспрессионистской глиняной скульптурой, которую он создал, сочетая технику северного готического реализма и композиционные принципы искусства Ренессанса. Предпочитая работать с терракотой, он внёс наиболее значительный вклад в итальянское Возрождение: его скульптуры Плач над мёртвым Христом (1463, первоначально для Санта-Мария делла Вита, Болонья, но сейчас находится в Национальной пинакотеке, Болонья) и Мадонна со святыми (1478, вход в Палаццо Комунале в Болонье).
Ранняя жизнь и обучение скульптуре
Место рождения Никколо дель Арки, родившегося в 1435 или 1440 году, точно не установлено. Возможно, он родился в Апулии или Бари, хотя некоторые историки искусства предполагают, что он мог быть славянского происхождения.
Первоначально он был известен под именами Никколо да Рагуза, Никколо да Бари и Никколо д’Антонио д’Апулия, но после завершения работы над гробницей святого Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье стал известен как Дель Арка («арка» по-итальянски означает гробница).
Считается, что Никколо переехал в Далмацию (современная территория Хорватии) в раннем подростковом возрасте и обучался искусству скульптуры у далматинского скульптора Джорджо да Себенико. Другие историки считают, что он работал с каталонским скульптором Гильемом Сагрерой в Неаполе над триумфальной аркой замка Нуово; третьи утверждают, что он путешествовал во Францию и Сиену, где на него могли повлиять работы Донателло (1386-1466) и Якопо делла Кверча (ок. 1374-1438).
Плач над мёртвым Христом
Первое упоминание о Никколо Дель Арка относится к 1462 году, где он описывается как «мастер терракотовых фигур». Этот комментарий, вероятно, относится к его работе в церкви Санта-Мария-делла-Вита в Болонье. Это раскрашенная терракота в натуральную величину, состоящая из шести фигур, которые стоят вокруг тела Христа, оплакивая его смерть. Фигуры вырезаны в драматических позах, их лица вытравлены с выражением скорби и муки. Это очень реалистичное произведение, которое стало бы заслугой любого скульптора-экспрессиониста XX века.
Эта группа из шести стоящих фигур в натуральную величину была установлена в церкви Санта-Мария-делла-Вита в Болонье. Драпировка, заимствованная Никколо Дель Арка у классических греческих скульпторов, здесь особенно драматична: одеяния скорбящих женщин развеваются позади них. Размер фигур вокруг мёртвого тела Христа, их реалистичность и расстроенное состояние сделали бы эту инсталляцию захватывающим зрелищем для верующих в церкви.
Именно использование терракоты, в отличие от мрамора или бронзы, позволило художнику создать более выразительные работы. Эта скульптура вполне могла повлиять на аналогичную работу – Плач (1492-94) Гвидо Маццони в церкви Монтеоливето в Неаполе.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как глиняный скульптор эпохи Возрождения Никколо Дель Арка, см: Как ценить скульптуру.
Гробница Святого Доменика
В 1469 году Никколо Дель Арка получил заказ на строительство нового амбициозного дополнения к гробнице Святого Доменика (Arca di San Domenico) в Сан-Доменико, Болонья. Гробница представляла собой огромную спиральную конструкцию с несколькими отдельно стоящими фигурами на вершине саркофага. Саркофаг содержал останки Святого Доминика и был изваян за два века до этого Николой Пизано и его подмастерьями (1265-67). Ее завершили Арнольфо ди Камбио и фра Гульельмо Аньелли. Работа Никколо заключалась в том, чтобы добавить дополнительный шпиль и множество статуй. Он создал статую Бога-отца, которая была установлена на вершине канделябра и поддерживалась двумя путти (ангелами) и четырьмя дельфинами (все они были покрыты фестонами и фруктами). Никколо продолжал работать над проектом до 1473 года, а затем работал над ним с перерывами.
В памятнике прослеживается влияние нескольких разных скульпторов эпохи Возрождения: нижняя часть надстройки была окружена отдельно стоящими скульптурами, некоторые из которых были созданы Никколо, но затем завершены молодым Микеланджело в 1494 году.
Искусствоведы считают гробницу шедевром, в котором смешались разные влияния: флорентийского, бургундского, готического и ренессансного. Одним из примеров является скульптура «Пророк, надевающий тюрбан». Тяжёлая, мягкая драпировка этой фигуры характерна для большей части кватроченто (XV века) готической скульптуры и указывает на влияние северной поздней готики, а точнее бургундской скульптуры круга Клауса Слютера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?