Никколо Дель Арка:
скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~3 мин.
Никколо дель Арка (итал. Niccolò dell’Arca; ок. 1435–1494), также известный как Никколо да Рагуза, Никколо да Бари и Никколо д’Антонио д’Апулия, — влиятельная фигура в итальянской скульптуре эпохи Возрождения. Он прославился своими экспрессивными работами из терракоты, в которых сочетал готический реализм Северной Европы с композиционными принципами искусства Ренессанса. Его наиболее значительным вкладом в итальянское Возрождение стали скульптурная группа «Плач над мёртвым Христом» (1463–1490, Санта-Мария-делла-Вита, Болонья) и «Мадонна ди Пьяцца» (1478, фасад Палаццо Коммунале, Болонья).
Ранняя жизнь и обучение
Точное место рождения Никколо дель Арки, появившегося на свет около 1435 или 1440 года, не установлено. Предположительно, он родился в Апулии, возможно, в Бари. Некоторые историки искусства считают, что он мог иметь славянское происхождение.
Изначально скульптор был известен под именами Никколо да Рагуза, Никколо да Бари и Никколо д’Антонио д’Апулия. Своё прозвище «дель Арка» (от итал. arca — «ковчег», «гробница») он получил после работы над гробницей святого Доминика в болонской церкви Сан-Доменико.
Существует предположение, что в юности Никколо переехал в Далмацию (современная Хорватия), где обучался искусству скульптуры у Джорджо да Себенико. Другие исследователи полагают, что он мог работать с каталонским мастером Гильемом Сагрерой в Неаполе над триумфальной аркой замка Кастель-Нуово. Также возможно, что он путешествовал во Францию и Сиену, где испытал влияние Донателло (1386–1466) и Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438).
«Плач над мёртвым Христом»
Первое документальное упоминание о Никколо дель Арке датируется 1462 годом, где он назван «мастером терракотовых фигур». Вероятно, это относится к его работе «Compianto sul Cristo morto» («Плач над мёртвым Христом»). Эта раскрашенная терракотовая группа в натуральную величину состоит из семи фигур: мёртвого Христа и шести скорбящих — Девы Марии, Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Марии Саломеи, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского.
Фигуры изображены в драматических позах, их лица передают глубокую скорбь и муку. Реализм произведения настолько силён, что оно могло бы стать эталоном для скульпторов-экспрессионистов XX века. Скульптурная группа была установлена в церкви Санта-Мария-делла-Вита в Болонье, где и находится по сей день. Драпировка одежд, особенно у женских фигур, развевается, подчёркивая динамику и трагизм сцены.
Использование терракоты вместо мрамора или бронзы позволило художнику достичь большей выразительности. Предполагается, что эта работа могла повлиять на схожее произведение Гвидо Маццони — «Плач» (1492–1494) в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как глиняный скульптор эпохи Возрождения Никколо Дель Арка, см: Как ценить скульптуру.
Гробница Святого Доминика
В 1469 году Никколо дель Арка получил заказ на создание навершия для гробницы Святого Доминика (Arca di San Domenico) в Болонье. Саркофаг, содержавший мощи святого, был изваян двумя веками ранее Николой Пизано и его мастерской (1265–1267), а позже дополнен Арнольфо ди Камбио и фра Гульельмо Аньелли.
Работа Никколо заключалась в создании верхней части композиции. Он изваял статую Бога-Отца на вершине канделябра, поддерживаемого двумя путти и четырьмя дельфинами с гирляндами из фруктов. Скульптор трудился над этим проектом до 1473 года, а затем возвращался к нему периодически. Позже, в 1494 году, молодой Микеланджело дополнил ансамбль тремя статуями: святых Петрония и Прокла, а также ангела с канделябром.
Искусствоведы считают гробницу шедевром, в котором соединились флорентийское, бургундское, готическое и ренессансное влияния. Например, в фигуре пророка в тюрбане заметна тяжёлая, ниспадающая складками драпировка, характерная для готической скульптуры кватроченто (XV век). Это указывает на знакомство автора с традициями северной поздней готики, в частности, с работами бургундского мастера Клауса Слютера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?