Пьер Пюже:
французский скульптор эпохи барокко читать ~6 мин.
Один из величайших скульпторов эпохи барокко во Франции XVII века, Пьер Поль Пюже был также художником, декоратором кораблей и рисовальщиком. Сформировавшийся под влиянием итальянского барокко, стиль барочной скульптуры Пюже опередил своё время. Он не всегда находил общий язык с классическим стилем французского двора.
Он был одним из немногих скульпторов за пределами Италии, сумевших передать непосредственность лучших работ Бернини. Однако в его родной стране, где искусство контролировали Шарль Лебрен и Жан-Батист Кольбер, ни один из которых не любил Пюже, его считали классическим скульптором. Позже его называли родоначальником романтизма.
Эти разные мнения подтверждают его творческие таланты. Они дополняют тот факт, что его скульптура отражает полное понимание Микеланджело (1475–1564), Джамболоньи (1529–1608) и Бернини (1598–1680), а также античного искусства. Сейчас он считается одним из великих художников французского барокко. Его знаменитые скульптуры включают Святого Себастьяна (1663–68, мрамор, церковь Санта Мария Ассунта ди Кариньяно, Генуя), Милона Кротонского (1682, Лувр) и Персея и Андромеду (1684).
Биография
Пюже родился в Марселе в 1620 году. Его отец был мастером-каменщиком. Пюже был в основном самоучкой, по крайней мере, в основах каменной скульптуры, как и его братья, которые также стали художниками. В 1634 году Пюже поступил в ученики к Жану Роману. Мастер обучил его более глубокому пластическому искусству, особенно резьбе по дереву.
Четыре года спустя Пюже отправился в художественную Мекку своего времени — Италию. Он провёл много лет в Риме и Флоренции. В основном он работал с Пьетро да Кортона, художником и лепщиком. Главным проектом последнего было украшение Палаццо Питти во Флоренции. Роль Пюже в этом украшении неясна.
В начале 1640-х годов Пюже вернулся во Францию и работал в Тулонском арсенале — крупнейшей французской военно-морской верфи. Здесь он нанялся в мастерскую резьбы по дереву, проектируя и контролируя отделку кораблей. Среди них был корабль Le Magnifique. Согласно некоторым документам, Пюже вернулся в Италию в 1646 году на один год. Он сопровождал своего брата, которому было поручено копирование древностей в Риме.
Первые скульптурные заказы
Многие из лучших работ Пюже, как скульптуры, так и картины, были созданы начиная с 1650-х годов. Среди его скульптур раннего периода — Побиение камнями Святого Петра (ок. 1654, Музей изящных искусств, Марсель) и дверь отеля де Виль в Тулоне (1656, мрамор, Военно-морской музей, Тулон). Последняя была его первым важным заказом. Общая схема оформления двери уже была хорошо известна в Италии, но Пюже демонстрирует большую оригинальность в своих фигурах. Движения его фигур гораздо более барочные, чем всё, что было в парижской традиции того времени.
Среди других работ — Стоящий Геркулес (ок. 1660, терракота, Государственный музей, Берлин) и Геркулес в покое (1661, мрамор, Лувр, Париж). Героическая фигура Геркулеса играла важную роль во Франции XVII и XVIII веков. Легенда утверждала, что троянский Геркулес был десятым королём Галлии. Многие французские короли желали ассоциироваться с его силой.
Живопись
Пюже, как правило, предпочитал скульптуру живописи. Многие из его картин были портретами, но демонстрировали в типично барочной манере искусное использование света — кьяроскуро. Некоторые из его сохранившихся картин включают Портрет матери художника (1651–55, частная коллекция, Ним), Святой Петр, держащий ключ от рая (1653–59, приходская церковь, Гранкамп), Жертвоприношение Ноя (1654, Музей изящных искусств, Марсель). К более поздним работам относятся Автопортрет (1668–69, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), Автопортрет в старости (1690–92, Лувр, Париж) и Воспитание Ахилла Хироном (ок. 1690, Музей изящных искусств, Марсель). Пюже навсегда отложил кисть в 1665 году, якобы по совету врача после продолжительной болезни.
Чтобы узнать, как оценивать художников, подобных французскому скульптору эпохи барокко Пьеру Пюже, см.: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см.: Как оценить современную скульптуру.
Генуя
В середине 1660-х годов Пюже провёл некоторое время в Генуе и получил заказ на украшение церкви Санта Мария Ассунта ди Кариньяно. Первым из них стал Святой Себастьян (1663–68) — мраморная статуя, которая, по признанию критиков, приблизилась к работе Бернини. Однако по сравнению с более драматичным Бернини, чьи персонажи физически тянулись к зрителю, Пюже был немного более сдержан в своём физическом пространстве. Именно отказ Пюже от полномасштабного барокко отличает его работы от работ Бернини.
В 1671 году, после возвращения во Францию в 1667 году, он начал работу над Мило из Кротоны (1671–82, Лувр). Эта мраморная скульптура стала единственной из его работ, принятой для Версальского дворца. Фигура Мило во многом обязана знаменитому «Лаокоону и его сыновьям» (42–20 гг. до н.э., Музеи Ватикана). В то же время её композиция остаётся более формальной, чем в раннем барокко.
Предполагаемое движение в произведении заключено в структуру параллельных линий, а не кривых. Это придаёт фигуре эффект сдержанности и усиливает ощущение внутреннего страдания. Эта впечатляющая двойственность произведения — эмоциональная сила в классических рамках — объясняет, почему Пюже хвалили как за его барочный стиль, так и за классическую «правильность».
К другим произведениям Пюже, относящимся к этому периоду его творчества, относятся Философ (1662, мрамор, Музей искусств, Кливленд), Успение Богородицы (1664–65, мрамор, Государственный музей, Берлин), Непорочное зачатие (ок. 1665, мрамор, Ораторий Сан Филиппо Нери, Генуя), Алессандро Саули (ок. 1666, терракота, частная коллекция), Блаженный Алессандро Саули (ок. 1668, мрамор, церковь Санта Мария Ассунта ди Кариньяно, Генуя).
Последние годы
В 1685 году Пюже вернулся в Марсель и продолжил работу над рядом заказов. Он создал групповую статую Похищение Елены Троянской (1683–86, бронза, Институт искусств, Детройт) — композицию, которую ему предстояло повторить ещё несколько раз. В ней прослеживается влияние «Похищения сабинянок» Джамболоньи. Именно эта статуя считается одним из самых значительных произведений его бронзовой скульптуры.
Он также изготавливал медальоны, в том числе Людовика XIV (ок. 1688, мраморный медальон, Музей изящных искусств, Марсель). Пюже был особенно искусен в создании портретных бюстов. К числу его лучших сохранившихся работ относятся Бюст Марка Аврелия (ок. 1680-х, мрамор, Музей Сант-Агостино, Генуя), Бюст молодого Августа (ок. 1680, мрамор, местонахождение неизвестно), Христос, умирающий на кресте (терракота, Лувр), Дева Непорочного Зачатия (1666–70, мрамор, Кьеза делла СС. Кончеционе, Генуя), Сальватор Мунди (мрамор, Музей изящных искусств, Марсель) и Гомер (ок. 1693, мрамор, Академия наук, Лион). Пюже также вырезал многочисленные произведения рельефной скульптуры, в том числе свою самую известную Встречу Александра Македонского и Диогена (1671–89, Лувр).
Пюже умер в Марселе в 1694 году. Последние годы жизни он провёл, испытывая чувство неприятия со стороны властей — в частности, Жана-Батиста Кольбера (главного министра Людовика XIV) и Шарля Лебрена (1619–1690), фактического диктатора изобразительного искусства во Франции. Это происходило также в результате ряда политических сражений при дворе. Блестящий скульптор, значительно опередивший своё время, он также обладал несговорчивым и высокомерным характером. Его работы можно найти в церквях, а также в лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?