Пьер Пюже: французский скульптор эпохи барокко читать ~6 мин.
Один из величайших скульпторов эпохи барокко во Франции XVII века, Пьер Поль Пюже был также художником, декоратором кораблей и рисовальщиком. Сформировавшийся под влиянием итальянского барокко, стиль барочной скульптуры Пюже опередил своё время и не всегда находил общий язык с классическим стилем французского двора.
Он был одним из немногих скульпторов за пределами Италии, сумевших передать непосредственность лучших работ Бернини, однако в его родной стране, где искусство контролировали Шарль Лебрен и Жан-Батист Кольбер, ни один из которых не любил Пюже, его считали классическим скульптором, а позже – родоначальником романтизма.
Эти разные мнения подтверждают его творческие таланты и дополняют тот факт, что его скульптура отражает полное понимание Микеланджело (1475-1564), Джамболоньи (1529-1608) и Бернини (1598-1680), а также античности. Сейчас он считается одним из великих художников французского барокко, его знаменитые скульптуры включают Святого Себастьяна (1663-68, мрамор, церковь Санта Мария Ассунта ди Кариньяно, Генуя), Мило из Кротоны (1682, Лувр) и Персея и Андромеду (1684).
Биография
Пюже родился в Марселе; его отец был мастером-каменщиком. Пюже был в основном самоучкой, по крайней мере, в зачатках каменной скульптуры, как и его братья, которые также стали художниками. В 1634 году Пюже поступил в ученики к Жану Роману, который обучил его более глубокому пластическому искусству, особенно резьбе по дереву.
Четыре года спустя Пюже отправился в художественную Мекку своего времени, Италию, и провёл много лет в Риме и Флоренции. В основном он работал с Пьетро да Кортона, художником и лепщиком, главным проектом которого было украшение Палаццо Питти (Флоренция). Роль Пьюдже в этом украшении неясна.
В начале 1640-х годов Пюже вернулся во Францию и работал в Тулонском арсенале, крупнейшей французской военно-морской верфи. Здесь он нанялся в мастерскую резьбы по дереву, проектируя и контролируя отделку кораблей (в том числе Le Magnifique). Согласно некоторым документам, Пюже вернулся в Италию в 1646 году на один год, сопровождая своего брата, которому было поручено копирование древностей в Риме.
Первые скульптурные заказы
Многие из лучших работ Пюже, как скульптуры, так и картины, были созданы начиная с 1650-х годов. Среди его скульптур раннего периода – «Побиение камнями Святого Петра» (ок. 1654 г., Музей изящных искусств, Марсель) и дверь отеля де Виль в Тулоне (1656 г., мрамор, Военно-морской музей, Тулон). Последняя была его первым важным заказом – общая схема оформления двери уже была хорошо известна в Италии, но Пюже демонстрирует большую оригинальность в своих фигурах. Движения его фигур гораздо более барочные, чем все, что было в парижской традиции того времени.
Среди других работ – «Стоящий Геркулес» (ок. 1660, терракота, Государственный музей, Берлин) и «Геркулес в покое» (1661, мрамор, Лувр, Париж). Героическая фигура Геркулеса играла важную роль во Франции XVII и XVIII веков, поскольку легенда утверждала, что троянский Геркулес был десятым королём Галлии, и многие французские короли желали ассоциироваться с его силой.
Живопись
Пюже, как правило, предпочитал скульптуру живописи. Многие из его картин были фактически портретами, но демонстрировали, в типично барочной манере, искусное использование света (кьяроскуро). Некоторые из его сохранившихся картин включают – Портрет матери художника (1651-55, частная коллекция, Ним); Святой Петр, держащий ключ от рая (1653-59, приходская церковь, Гранкамп); Жертвоприношение Ноя (1654, Музей изящных искусств, Марсель); Автопортрет (1668-69, Музей Гране, Экс-ан-Прованс); Автопортрет в старости (1690-92, Музей Лувр, Париж) и Воспитание Ахилла Хироном (ок. 1690, Музей изящных искусств, Марсель). Пюже навсегда отложил кисть в 1665 году, якобы по совету врача после продолжительной болезни.
Чтобы узнать, как оценивать художников, подобных французскому скульптору эпохи барокко Пьеру Пюже, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Генуя
В середине 1660-х годов Пюже провёл некоторое время в Генуе и получил заказ на украшение церкви Санта Мария Ассунта ди Кариньян. Первым из них стал Святой Себастьян (1663-68), мраморная статуя, которая, по признанию критиков, приблизилась к работе Бернини. Однако по сравнению с более драматичным Бенини, чьи персонажи физически тянулись к зрителю, Пюже был немного более сдержан в своём физическом пространстве. Именно отказ Пюже от полномасштабного барокко отличает его работы от работ Бернини.
В 1671 году, после возвращения во Францию в 1667 году, он начал работу над Мило из Кротоны (1671-82, Лувр), мраморной скульптурой, которая стала единственной из его работ, принятой для Версальского дворца. Фигура Мило во многом обязана знаменитому «Лаокоону и его сыновьям» (42-20 гг. до н.э., Музеи Ватикана), но в то же время её композиция остаётся более формальной, чем в раннем барокко.
Предполагаемое движение в произведении заключено в структуру параллельных линий, а не кривых, что придаёт фигуре эффект сдержанности и усиливает ощущение внутреннего страдания. Эта впечатляющая двойственность произведения – эмоциональная сила в классических рамках – объясняет, почему Пюже хвалили как за его барочный стиль, так и за классическую «правильность».
К другим произведениям Пюже, относящимся к этому периоду его творчества, относятся: Философ (1662, мрамор, Музей искусств, Кливленд); Успение Богородицы (1664-65, мрамор, Государственный музей, Берлин); Непорочное зачатие (ок. 1665, мрамор, Ораторий Сан Филиппо Нери, Генуя); Алессандро Саули (ок. 1666, терракота, частная коллекция); Блаженный Алессандро Саули (ок. 1668, мрамор, церковь Санта Мария Ассунта ди Кариньяно, Генуя).
Последние годы
В 1685 году Пюже вернулся в Марсель и продолжил работу над рядом заказов. Он создал групповую статую «Похишение Елены Троянской» (1683-86, бронза, Институт искусств, Детройт) – композицию, которую ему предстояло повторить ещё несколько раз, – в которой прослеживается влияние «Похищения сабинянок» Джамболоньи. Именно эта статуя считается одним из самых значительных произведений его бронзовой скульптуры.
Он также изготавливал медальоны, в том числе Людовика XIV (ок. 1688 г., мраморный медальон, Музей изящных искусств, Марсель). Пюже был особенно искусен в создании портретных бюстов, и к числу его лучших сохранившихся работ относятся следующие: Бюст Марка Аврелия (ок. 1680-х гг., мрамор, Музей Сант-Агостино, Генуя); Бюст молодого Августа (ок. 1680 г. Христос, умирающий на кресте (терракота, Лувр); Дева Непорочного Зачатия (1666-70, мрамор, Кьеза делла СС. Кончеционе, Генуя); Сальватор Мунди (мрамор, Музей изящных искусств, Марсель); и Гомер (ок. 1693, мрамор, Академия наук, Лион). Пюже также вырезал многочисленные произведения рельефной скульптуры, в том числе свою самую известную «Встречу Александра Македонского и Диогена» (1671-89, Лувр).
Пюже умер в Марселе в 1694 году. Последние годы жизни он провёл, испытывая чувство неприятия со стороны властей – в частности, Жана-Батиста Кольбера (главного министра Людовика XIV) и Шарля Лебрена (1619-1690), фактического диктатора изобразительного искусства во Франции, – а также в результате ряда политических сражений при дворе. Блестящий скульптор, значительно опередивший своё время, он также обладал несговорчивым и высокомерным характером. Его работы можно найти в церквях, а также в лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?