Поликлет (древнегреческий скульптор) читать ~4 мин.
Поликлет (древнегреч. Πολύκλειτος) — древнегреческий скульптор эпохи Высокой классики (V век до н.э.). Он признан одним из наиболее значимых скульпторов классической античности, наряду с Фидием (ок. 488–431 до н.э.) и Мироном (активен в 480–444 до н.э.). Поликлет работал преимущественно с бронзой. Его знаменитые работы, такие как «Дорифор» (известный как «Канон») и «Раненая амазонка», сохранились лишь в виде более поздних римских копий.
Биография
Биографические сведения о Поликлете, как и о многих других мастерах античности, скудны. Считается, что он родился в Сикионе или Аргосе. По свидетельству Плиния Старшего, Поликлет обучался искусству скульптуры у Агелада из Аргоса, у которого, предположительно, учились также Фидий и Мирон. Современники высоко ценили мастерство Поликлета, ставя его в один ряд с учителем.
Канон Поликлета
Поликлет стремился теоретически обосновать и усовершенствовать греческую скульптуру. Он написал трактат «Канон», в котором изложил свои принципы идеальных пропорций человеческого тела. Этот трактат, к сожалению, не сохранился. В качестве практической иллюстрации своих теорий он создал статую, также известную как «Канон».
Центральным элементом его системы стал контрапост (итальянский термин для описания хиазма) — приём, при котором вес тела переносится на одну ногу. Это создаёт динамическое равновесие между напряжёнными и расслабленными частями тела, придавая фигуре естественность и внутреннее движение. Основным принципом «Канона» была симметрия (древнегреч. συμμετρία), понимаемая как соразмерность всех частей друг другу и целому.
Скульптор утверждал, что изваяние должно состоять из отдельных частей, связанных системой идеальных математических пропорций. Считается, что он мог использовать числовые соотношения, заимствованные у пифагорейцев, подобные тем, что лежат в основе музыкальной гармонии. Теории Поликлета на долгие годы стали эталоном для античных скульпторов.
Хотя бронзовый оригинал статуи «Канон» утрачен, её многократные копии известны под названием «Дорифор», или «Копьеносец». Одна из лучших копий хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Другим известным произведением, демонстрирующим те же принципы, является «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой»), копия которого находится в Национальном археологическом музее Афин.
Знаменитые статуи
Согласно Плинию, Поликлет победил в конкурсе на лучшую статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе, превзойдя таких мастеров, как Фидий и Кресилай. Ещё одним его прославленным творением была колоссальная хрисоэлефантинная статуя Геры для храма в Аргосе, которую современники сравнивали со статуей Зевса работы Фидия. Её облик известен по описанию географа Павсания и изображениям на римских монетах. Среди других работ, приписываемых Поликлету, упоминаются «Гермес» из Лисимахии и «Астрагалидзонтес» («Играющие в бабки»), статуя, которую приобрёл император Тит и установил в своём атриуме.
Замечание об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как судить о греческих классических скульпторах, таких как Поликлет, см. статью «Как оценить скульптуру». Смотрите также наш обзор: Венера Милосская.
Наследие
Поликлет, как и Фидий, основал собственную школу, оказавшую огромное влияние на последующие поколения. Она была активна в течение IV века до н.э. Принципам Поликлета следовали многие мастера. Среди его последователей выделяют Лисиппа (IV век до н.э.), который, по его собственным словам, считал «Дорифора» своим учителем, и, возможно, Скопаса (ок. 395–350 до н.э.). Сын мастера, Поликлет Младший, был скульптором, но прославился как архитектор, спроектировав знаменитый театр в Эпидавре. Античные критики порой упрекали Поликлета в некотором однообразии сюжетов и в том, что он редко создавал статуи богов. Однако в изображении идеального атлетического тела он считался непревзойдённым мастером своего времени.
См. также: Греческая архитектура (900-27).
О классическом искусстве Древнего Рима см.: Римское искусство.
Эволюция скульптуры
Подробнее о происхождении и развитии «пластических искусств» см.: История скульптуры.
Известные греческие скульпторы
Биографии главных художников, известных нам благодаря скульптуре Древней Греции, можно найти в следующих материалах:
Каллимах (работал в 432-408 гг. до н.э.)
Пракситель (активен в 375-335 гг. до н.э.)
Леохар (работал в 340-320 гг. до н.э.)
Формы резьбы
О различных видах резьбы см.:
Каменная скульптура
Гранит, известняк, песчаник и другие породы.
Мраморная скульптура
Пентелийский, Каррарский, Паросский мрамор.
Классическое пластическое искусство
Подробнее о греческом искусстве см.:
Скульптура в дедалическом стиле (650-600)
Древнегреческая скульптура архаического периода (600-500)
Ранняя классическая греческая скульптура
Поздняя классическая греческая скульптура
Эллинистическая греческая скульптура (323-27)
Греческая керамика (чернофигурная и краснофигурная).
Шедевры скульптуры
О величайших произведениях см.: Величайшие скульптуры всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?