Поликлет (древнегреческий скульптор), биография читать ~4 мин.
Греческий скульптор Высокого классического периода, Поликлет (Поликлет) считается одним из самых важных и самых влиятельных скульпторов в классической древности, наряду с Фидием (488-431) и Мироном (480-444). Он создваал в основном бронзовую скульптуру и его самые известные работы (ни одна из которых не сохранилась до наших дней, кроме их точных копий), включают Канон и фигуру Амазонки.
Биография
Как и в случае со многими художниками классической античности, о жизни Поликлета известно мало деталей. Родился в Сикионе или Аргосе. Согласно Плинию, он изучал искусство скульптуры по Агеладу из Аргоса, это тот же учитель, который учил Фидия и Мирона. По мнению греков того времени, он считался равным Агеладу.
Поликлет сознательно работал над созданием нового подхода к греческой скульптуре и написал трактат (Канон), объясняющий свои методы и принципы. Используя эти принципы, он сконструировал «идеальную» скульптуру известную как Канон Поликлета. Скульптура подчеркнула уравновешенность напряжения и расслабления посредством движений плеч и бёдер, известную как хиастический баланс. Оригинальная бронза не сохранилась, но ссылки на неё в антикварных книгах подразумевают, что её основным принципом было выражение греческого слова «симметрия».
Стандартные пропорции скульптур
Поликлет настаивал на том, чтобы статуя состояла из чётко определяемых частей, связанных системой идеальных математических пропорций и баланса. Он выразил это в терминах соотношений, установленных Пифагором для совершенной музыкальной гаммы: 1:2 (октава), 2:3 (гармоническая квинта) и 3:4 (гармоническая четвёрка). Теории Поликлета стали стандартными пропорциями для скульпторов на протяжении поколений. Хотя оригинала больше не существует, копию под названием «Дорифор» или «Копьеносец» можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе. Другая копия работы Поликлета, которая представляет то же использование атлетических и мускулистых пропорций – Диадумен из Национального музея в Афинах.
Знаменитые статуи
Одна из основных работ Поликлета, фигура амазонки для Эфеса, считались более высокими, чем работы современных скульпторов Фидия и Кресила. Другой его работой, которую хвалили в классические времена и которую выгодно сравнивали с «Зевсом» Фидия, была его колоссальная статуя Геры из золота и слоновой кости, сделанная для храма в Аргосе. Сегодня у нас есть только описание Павсания и приблизительное изображение внешнего вида и позы статуи на римских монетах. Другие произведения искусства, приписываемые Поликлету – Гермес, когда-то помещённый в Лисимахию (Фракия) и Атрагализонт (Мальчики играющие на костяшках пальцев), который был куплен императором Титом и установлен на почётном месте в его атриуме.
Замечание об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как судить о греческих классических скульпторах, таких как Поликлет, см. статью «Как оценить скульптуру». Смотрите также наш обзор: Венера Милосская.
Наследие
Поликлет и его современник Фидий были первым поколением греческих скульпторов имевшим школу последователей. Школа Поликлета просуществовала не менее трёх поколений и была в основном активна в конце 300-х – начале 200-х годов до нашей эры. Римский писатель Плиний выделил нескольких известных мастеров, которые в то время определялись своей приверженностью принципам искусства и формам Поликлета. Его самыми известными учениками были Скопас (395–350 гг. до н.э.) и Лисипп (4 век до н.э.). Сын Поликлета, Поликлет Младший был также популярным скульптором, но получил признание в области архитектуры. Он спроектировал большой театр в Эпидавре. В то время как принципы, которые Поликлет применил к своему искусству, в его время очень ценились, сегодняшняя аудитория думает, что его плотным фигурам недостаёт очарования или интереса. Античные критики иногда упрекали Поликлета в отсутствии разнообразия в его работах – он создал очень мало примечательных статуй божеств. Хотя его область была узко ограничена – даже в его время было решено, что в своей области он был непревзойденным.
См. также: Греческая архитектура (900-27).
О классическом искусстве Древнего Рима см.: Римское искусство.
Эволюция скульптуры
Подробнее о происхождении и развитии «пластических искусств» см.: История скульптуры.
Известные греческие скульпторы
Биографии главных художников, известных нам по скульптурам древней Греции, можно найти в следующих документах:
Каллимах (работал в 432-408 гг. до н.э.)
Пракситель (действовал в 375-335 гг. до н.э.)
Леохар (работал в 340-320 гг.)
Формы резьбы
О различных типах трёхмерной резьбы см.:
Каменная скульптура
Гранит известняк, песчаник и другие породы.
Мраморная скульптура
Пентелийский, Каррарский, Паросский мрамор.
Классическое пластиковое искусство
Подробнее о греческом искусстве см.:
Скульптура в дедалическом стиле (650-600)
Древняя греческая скульптура (600-500)
Ранняя классическая греческая скульптура
Поздняя классическая греческая скульптура
Эллинистическая греческая скульптура (323-27)
Греческая керамика (чёрная и красная).
Лучшие работы скульптуры
Лучшие работы мира см.: Величайшие скульптуры всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?