Пракситель: древнегреческий скульптор, биография читать ~4 мин.
Один из самых известных и величайших скульпторов Древней Греции, Пракситель, карьера связала поздний классический период и эллинистический период греческого искусства. Одной из его главных забот как художника было привнести в свои работы как можно больше реализма и этот подход помог определить направление греческой скульптуры. Он наиболее известен своими меньшими по масштабу работами на женские темы, включая знаменитую скульптуру Гермес с младенцем Кионисом (Археологический музей Олимпии) и его Афродиту Книдскую (Книдос).
Первое место по важности наряду с Мироном (активный в 480-444 г. до н.э.) и Поликлетом (пятый век до н.э.), его современники в течение 4-го столетия до н.э. включали Скопаса (активный 395-350 г. до н.э.), Лисиппа (395-305 г. до н.э.) и Леохара (активного 340- 320 г. до н.э.). В 19 веке Пракситель достиг новых высот славы, как предполагаемый создатель знаменитой мраморной статуи Венеры Милосской (100 г. до н.э., Лувр).
Биография
Пракситель родился в 375 г. до н.э., он был сыном или близким родственником известного художника Кефисодота (V век – 360 г. до н.э.), у которого он научился искусству скульптуры.
Пракситель был одержим расширением границ своего искусства – он постоянно пробовал новые техники, чтобы его работы «переливались жизнью» и были максимально естественными. Чтобы достичь такого рода натурализма, он обрабатывал камень и бронзу, чтобы создать изгибы, свет и тень. Он использовал особую технику для полировки своей мраморной скульптуры, что придало ей естественный вид. Его стиль считался тонким, ярким и чувственным.
Статуя Гермеса с младенцем Кионисом
В 1877 году в Олимпии была обнаружена статуя, первоначально приписываемая Праксителю, Гермес с младенцем Кионисом (сейчас в Археологическом музее Олимпии), но сейчас она считается копией. Гермес – это шедевр: поверхность красиво играет светом, голова чувственно округлена, а выражение лица излучает здоровье и счастье. Согласно мифологической истории, Гермес нёс ребёнка Диониса нимфам, которым было поручено его воспитание. Гермес смотрит мимо ребёнка, создавая впечатление внутреннего сновидения. Ее поза стала известна как «Пракситлева кривая». Эта «кривая» повлияла на поколения скульпторов будущего.
Другие популярные копии работы Праксителя: Аполлон Сауроктонос (истребитель ящериц), юноша, прислонившийся к дереву и праздно поражающий ящерицу стрелой и Афиодита Книдская (Музей Ватикана), копия оригинала, которую Пракситель сделал для людей Книда. Очевидно, горожане так любили мраморную статую, что отказались продать её королю Никомеду, который, по словам Плиния, взамен был готов выплатить весь долг города.
Афродита Книдская
Афродита Книдская считалась римским писателем Плинием не только лучшей статуей Праксителя, но и лучшей во всем мире. Находясь под сильным влиянием женщин в своей жизни и его отношений с красивой куртизанкой, Пракситель был одним из первых скульпторов, которые действительно работали с женскими формами. Его «Афродита обнажена» – смелое нововведение в то время. Хотя оригинала больше не существует, по репродукциям на римских монетах можно было идентифицировать копии, которые существуют до сих пор, одна из которых находится в музее Ватикана.
Примечание о признании скульптуры.
Чтобы узнать, как судить о греческих классических скульпторах, таких как Пракситель, см. статью Как оценить скульптуру. Более поздние работы можно найти в: Как оценить современную скульптуру.
Наследие
Самым большим стремлением Праксителя было создать графическую иллюзию жизни. Он стремился сделать своё искусство максимально реалистичным. С этой целью, как и многие греческие скульпторы, он часто нанимал художника (Никия) раскрашивать свои статуи, чтобы придать им более реалистичный вид. По словам римского писателя Плиния, когда Праксителя спросили, какую из его статуй он предпочитает, он ответил «те, к которым приложил руку Никий». Поэтому, глядя на копии сегодня, хорошо помнить, насколько лучше они должны были выглядеть в оригинале с нанесённой краской. (См. также: Греческая архитектура: 900–27 гг. до н.э.)
Хотя Пракситель отливал бронзовые скульптуры и вырезал из мрамора богов, под его рукой они становились более человечными – уязвимыми для проявления эмоций. Отсутствует элемент благоговения – и этот разрыв был так же важен в его время, как импрессионизм в наше. Его непосредственные предшественники создавали отстранённые и величественные по стилю произведения, а Пракситель привнёс в греческую скульптуру более гуманистическую и нежную грацию. До него ни один скульптор не подходил к этому так близко.
Для получения информации о классической скульптуре Древнего Рима см.: Римское искусство.
Эволюция скульптуры
О происхождении пластического искусства см.: История скульптуры.
Известные греческие скульпторы
Биографии основных мастеров, известных нам по скульптуре древней Греции, можно найти в следующих статьях: Фидий (488–431 гг. до н.э.) Каллимах (работал в 432–408 гг. до н.э.)
Работы скульптуры
Лучшие работы мира см.: Величайшие скульптуры всех времён. Каменная скульптура – Гранит известняк, песчаник и другие породы.
Классическое искусство
Подробную информацию о греческом искусстве ищите в статьях:
Скульптура в дедалическом стиле (650-600)
Древняя греческая скульптура (600-500)
Ранняя классическая греческая скульптура
Высокая классическая греческая скульптура
Эллинистическая греческая скульптура (323-27).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?