Похищение сабинянок:
скульптура Джамболоньи читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Высеченная из единого блока камня, эта мощная мраморная скульптура фламандского художника Джамболоньи (1579–1583) (настоящее имя — Жан Булонь) несомненно является одним из величайших произведений в истории скульптуры. Считающаяся шедевром как в техническом, так и в творческом отношении, статуя сочетает классические обнажённые формы греческой скульптуры с динамикой маньеризма. Хотя, будучи работой на сюжет римской мифологии, она не входила в программу религиозного искусства, использовавшегося в эпоху Контрреформации, Похищение сабинянок идеально выражает глубокую тревогу и неопределённость конца XVI века, находясь в полной противоположности спокойной уверенности, исходящей от статуи Давида (1501–1504) эпохи Высокого Возрождения, созданной великим Микеланджело (1475–1564). Эти две работы, каждая по-своему, представляют вершину скульптуры Возрождения эпохи чинквеченто. Тот же контраст между эмоциональной напряжённостью и спокойствием проявляется в сравнении Экстаза святой Терезы (1642–1652) Бернини и Амура и Психеи (1792) Антонио Кановы соответственно. В любом случае, эта скульптура сделала Джамболонью бесспорным мастером крупномасштабного пластического искусства в Италии и остаётся одной из величайших скульптур всех времён. Уместно, что она стоит в Лоджии Ланци на площади Синьории во Флоренции — городе, из которого семья Медичи никогда не позволяла ему уезжать, опасаясь, что австрийские или испанские Габсбурги переманят его, чтобы он творил своё уникальное искусство скульптуры в Вене или Мадриде.
История
В 1563 году Джамболонья был избран членом престижной Флорентийской академии художеств, где стал главным придворным скульптором семьи Медичи при герцоге Козимо I Медичи (1519–1574) и его сыне Франческо I Медичи, великим герцоге Тосканы (1541–1587). Однако свой первый шедевр он создал для города Болонья, получив от папы Пия IV заказ на гигантскую бронзовую скульптуру Нептуна для Фонтана Нептуна (1563–1566). Затем он создал несколько мраморных групп, включая: Самсон, убивающий филистимлянина (1561–1562, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и Флоренция, одерживающая победу над Пизой (1575, Барджелло, Флоренция), — все они демонстрировали его растущее мастерство в изображении сложных, закрученных поз. Серия достигла своего апогея в 1583 году с созданием Похищения сабинянок, а позже — в работе Геракл, побеждающий кентавра Несса (1599, Лоджия Ланци, Флоренция).
Работа над скульптурой сабинянок началась в 1579 году, когда Медичи предоставили Джамболонье огромный блок мрамора для создания ещё одной сложной многофигурной композиции. Первоначально художник планировал изобразить лишь две фигуры — об этом свидетельствует его подготовительная бронзовая модель в Музее Каподимонте, Неаполь — но затем добавил третью фигуру, что подтверждается двумя восковыми моделями в Музее Виктории и Альберта, Лондон. Полноформатная гипсовая модель завершённой работы хранится в Академической галерее во Флоренции.
Сюжет
Конкретная тема завершённой статуи была определена лишь незадолго до её установки в Лоджии Ланци в центре Флоренции. Именно тогда Джамболонья окончательно решил, что композиция должна иллюстрировать легендарное «Похищение сабинянок» — событие из ранней римской мифологии, когда Ромул и его спутники отчаянно искали жён, с которыми могли бы основать семьи. Местное племя сабинян отказалось выдавать своих женщин замуж за римлян, поэтому римляне устроили праздник Нептуна Эквестра, пригласили соседей-сабинян и по условленному сигналу похитили множество сабинских женщин, отбиваясь от их мужчин. Следует отметить, что в данном контексте перевод латинского слова raptio как «изнасилование» вводит в заблуждение, поскольку физического насилия не было. Более точный перевод — «Похищение сабинянок».
Композиция статуи
Сама статуя, высотой 13 футов 5 дюймов (4,1 метра), вырезана из единого блока мрамора. Она изображает трёх фигур: у основания статуи — пожилой бородатый обнажённый мужчина на коленях, поднявший левую руку в попытке защититься; над ним — второй, более молодой обнажённый мужчина, стоящий верхом на коленопреклонённом, крепко держит в объятиях сопротивляющуюся обнажённую женщину. Коленопреклонённый мужчина олицетворяет старого, бессильного мужа молодой сабинянки, которую похищает римлянин. Все три фигуры тесно переплетены как физическим контактом, так и взглядами друг на друга. Ощущение извивающегося движения начинается с вытянутых рук женщины, продолжается через мускулистое тело молодого похитителя, обхватившего свою жертву, и завершается поднятой рукой побеждённого мужа. Использование художником преувеличенных жестов и его способность передать ощущение напряжённой энергии характерны для его маньеристского стиля. Чтобы увидеть, как динамичное движение у Джамболоньи контрастирует со спокойствием эпохи Возрождения, сравните Давида Донателло (1440-е, Флоренция) и Давида Микеланджело (1501–1504, Флоренция).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?