Луи-Франсуа Рубильяк:
французский скульптор барокко читать ~4 мин.
Луи-Франсуа Рубийяк (фр. Louis-François Roubiliac; 1702–1762) — французский скульптор-гугенот XVIII века, который провёл большую часть своей карьеры в Англии. Он заработал репутацию благодаря своим динамичным и выразительным работам в стиле барокко, особенно портретным бюстам из камня, мрамора и терракоты. Среди его моделей были такие выдающиеся личности, как Шекспир, Гендель и Исаак Ньютон.
Благодаря этим произведениям, а также полноразмерной мраморной статуе Генделя (1738, Музей Виктории и Альберта), многочисленным надгробным скульптурам и монументам, Рубийяк признан одним из ведущих французских художников барокко и одним из величайших скульпторов, когда-либо работавших в Англии.
Ранние годы и обучение
Сведения о ранней карьере Рубийяка до его переезда в Лондон в начале 1730-х годов довольно скудны. Предположительно, он изучал искусство скульптуры у Бальтазара Пермозера (1651–1732), одного из ведущих скульпторов барокко в Дрездене. Также возможно, что он учился в Париже у Николя Кусту (1658–1733), известного резчика и скульптора. Через Кусту он мог познакомиться с наследием Микеланджело (1475–1564) и Алессандро Альгарди (1598–1664).
Стиль и влияние
Стиль Рубийяка отличался живостью и неформальностью, что было новшеством для британской скульптуры того времени. Он привнёс на английскую сцену лёгкость и динамизм французского рококо, но сочетал их с глубоким психологическим реализмом. Его портреты поражают точностью передачи не только внешних черт, но и характера модели. Рубийяк мастерски работал с текстурой, противопоставляя гладко отполированный мрамор кожи грубой ткани одежды или кружевам.
Появление Рубийяка оживило английскую скульптурную традицию, которая до него была более сдержанной и формальной. Его работы установили новый стандарт выразительности и технического мастерства, оказав влияние на целое поколение британских скульпторов. Он продемонстрировал, что скульптура может быть не только мемориальной, но и живой, передающей мимолётные эмоции.
Скульптура Генделя
Первой знаковой работой Рубийяка стала полноразмерная мраморная скульптура композитора Генделя в натуральную величину (1738, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Гендель изображён в неформальной обстановке: его рубашка расстёгнута, а домашние туфли свободно сидят на ногах. У его ног маленький путто записывает музыку, которую композитор словно бы играет на лире. Рубийяк оставил свою подпись на постаменте статуи.
Эта работа умело передаёт непринуждённую атмосферу. Эффект достигается за счёт расслабленной позы и мастерской резьбы, создающей мягкие изгибы, которые улавливают игру света. Композиция статуи тщательно продумана: S-образный изгиб тела обрамлён линиями мантии слева и лирой справа. Формы и пространство, свет и тень гармонично сочетаются на гладкой поверхности мрамора. Успех этой работы быстро сделал Рубийяка одним из самых востребованных скульпторов-портретистов Лондона.
Примечание об оценке скульптуры
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор барокко Луи-Франсуа Рубийяк, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Скульптуры для Вестминстерского аббатства
Многие из главных работ Рубийяка находятся в Вестминстерском аббатстве. Среди них — памятники Генделю, адмиралу Уоррену, леди Элизабет Найтингейл, маршалу Уэйду и герцогу Аргайлу. Его мраморная Гробница сэра Джозефа и леди Элизабет Найтингейл (1761) особенно драматична и выполнена в стиле Бернини, с работами которого Рубийяк познакомился во время визита в Рим в 1752 году.
На этом надгробии Смерть в виде ужасающего скелета выбирается из склепа, чтобы поразить леди Элизабет, в то время как её муж тщетно пытается её защитить. Сэр Джозеф заказал гробницу после безвременной кончины своей любимой жены. Рассказывают, что, сравнивая свои работы с творениями Бернини (1598–1680), Рубийяк заметил, что его собственные скульптуры выглядят «тощими и изголодавшимися, как будто сделанными из курительных трубок».
Бюст Давенанта и другие работы
Рубийяку приписывали создание знаменитого бюста Шекспира, известного как бюст Давенанта (Клуб Гаррика, Лондон). Эта работа, почти не привлекавшая внимания на протяжении 150 лет, недавно была тщательно исследована. Экспертиза показала, что бюст может быть создан почти на 100 лет раньше, чем считалось, что делает его потенциальным прижизненным изображением великого драматурга. Однако авторство Рубийяка в отношении этой работы сегодня оспаривается.
Среди бесспорных работ Рубийяка — статуя короля Георга II на Голден-сквер в Лондоне. Кроме того, в Тринити-колледже в Кембридже хранится несколько бюстов, созданных скульптором.
Луи-Франсуа Рубийяк скончался в 1762 году. Его богатое воображение и виртуозное мастерство обеспечили ему почётное место в истории английской скульптуры.
- Мишель Коломб: французский скульптор поздней готики, биография
- Жермен Пилон: французский скульптор-маньерист эпохи Возрождения
- Этьен Морис Фальконе: скульптор французского барокко и рококо
- Франсуа Жирардон: французский скульптор эпохи барокко
- Идеальный пляжный образ: советы по выбору купальника и аксессуаров
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?