Вильгельм Лембрук:
немецкий скульптор-экспрессионист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших скульпторов начала XX века, немецкий художник Вильгельм Лембрук стоит в одном ряду с Эрнстом Барлахом (1870–1938) как один из двух наиболее значимых представителей экспрессионистского движения в Германии. Он наиболее известен проникновенным трагизмом своих женских обнажённых фигур, формы которых вдохновлены немецкой готической скульптурой. В его работах фигуры словно возникают из внутреннего, напряжённого состояния, почти усиленного самим этим напряжением. Их движение, по-видимому, исходит из самых глубин души. Тело, так сказать, отбрасывается, чтобы дать возможность полностью проявиться сиянию души. Подобно Барлаху и другим немецким художникам XIX века, Лембрук также испытал влияние движения символизма, хотя большинство его произведений пронизано натурализмом и меланхолическим экспрессионизмом. Из двух художников Лембрук обладал более классическим стилем, однако если Эрнст Барлах преимущественно запомнился своими деревянными резными работами, то Лембрук также преуспел в создании бронзовых и мраморных скульптур различных размеров и создавал как портретные бюсты, так и статуи. Кроме того, Лембрук занимался графикой, создав множество офортов и литографий. Глубоко потрясённый своим опытом во время Первой мировой войны, Лембрук совершил самоубийство в 1919 году в возрасте 38 лет.
Ранние годы и художественное образование
Родившись четвёртым из восьми детей в бедной шахтёрской семье в Дуйсбурге, Лембрук изучал скульптуру и декоративное искусство в Школе прикладного искусства в Дюссельдорфе с 1895 по 1899 год благодаря стипендии, предоставленной муниципальными властями. После этого он начал зарабатывать на жизнь, создавая иллюстрации для научных изданий (1899–1901). Затем, в том же городе, он поступил в Академию художеств (Kunstakademie Düsseldorf), где учился с 1901 по 1907 год. Сначала он усвоил все каноны академического искусства, однако в 1905 году оказался сильно впечатлён экспрессивными формами великого французского скульптора Родена (1840–1917), что отразилось в таких работах Лембрука, как Купальщица (1905) и позднее — Человечество (1909). В 1906 году он впервые выставил свои работы на Deutsche Kunstausstellung в Кёльне, а также побывал в Англии, Нидерландах, Италии и Париже.
Полноценная художественная деятельность в Париже
В 1907 году он женился на Аните Кауфманн, с которой у него родилось трое сыновей, а в 1910 году переехал в Париж, где познакомился с художником Анри Матиссом (1867–1954), румынским модернистским скульптором Константином Бранкузи (1876–1957), итальянским портретистом и скульптором Модильяни (1884–1920) и русским кубистом-эмигрантом Александром Архипенко (1887–1964), с которым подружился. В этот период он создавал не только пластические произведения — например, Стоящая женщина (1910), выполненную в классической манере Аристидa Майоля (1861–1944), — но и множество офортов, литографий и живописных работ. Затем последовал первый шедевр его зрелого стиля — каменная скульптура Коленопреклонённая женщина (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк), пронизанная женской меланхолией и являющаяся воплощением смирения и благочестия. Вскоре после этого он выставил свои работы в Музее Фолькванг в Хагене вместе с картинами венского гения Эгона Шиле (1890–1918). В 1913 году Коленопреклонённая женщина была представлена на Выставке «Армory Show» в Нью-Йорке. За ней последовала работа Стоящий юноша (1913) — мужественная фигура, полная силы и задумчивой тоски. В следующем году (1914) состоялась его первая персональная выставка в парижской Galerie Levesque.
Чтобы сравнить творчество других эмигрантов-скульпторов XX века, работавших в Париже до Первой мировой войны, см.: Анри Годье-Бржеска (1891–1915) и Джейкоб Эпштейн (1880–1959).
Военная депрессия и смерть
Призванный в армию во время Первой мировой войны, Лембрук служил в военном госпитале в Берлине. Этот опыт оставил глубокий след в его жизни, и страдания, которые он наблюдал, ясно отразились в таких скульптурах, как Павший человек (1916, Новая национальная галерея, Берлин) и позже — Сидящий юноша (1918, Институт искусств Стеделя и Городская галерея, Франкфурт-на-Майне, Германия). В 1916 году, проведя два года в Берлине и страдая от тяжёлой депрессии, он бежал в Цюрих, где в это время в Cabaret Voltaire благодаря выступлениям Тристана Цара (1896–1963) и помощи Жана Арпа (1886–1966) зарождалось антихудожественное движение Дада. Если Лембрук и сталкивался с дадаизмом, об этом нигде не упоминается. В начале 1919 года он вернулся в Берлин, где был избран в Прусскую академию искусств. Однако это ничего не изменило: 25 марта 1919 года он покончил с собой, оставив четверых детей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?