Вильгельм Лембрук:
немецкий скульптор-экспрессионист читать ~5 мин.
Немецкий мастер Вильгельм Лембрук (Wilhelm Lehmbruck), один из величайших скульпторов начала XX столетия, занимает особое место в истории искусства. Наряду с Эрнстом Барлахом (1870–1938), он считается одним из двух самых значимых представителей экспрессионистского движения в Германии. Лембрук известен пронзительным трагизмом своих работ.
Особую славу ему принесли женские обнажённые фигуры. Их вытянутые пропорции и эластичные формы восходят к традициям немецкой готической скульптуры. В этих произведениях образы рождаются из внутреннего напряжения, которое, кажется, определяет саму их суть.
Движение в скульптурах Лембрука исходит из глубины переживаний. Материальная оболочка истончается, позволяя проявиться духовному началу. Подобно Барлаху и другим немецким авторам XIX века, Лембрук испытал воздействие символизма.
Несмотря на это влияние, большинство его творений тяготеет к натурализму и меланхолическому экспрессионизму. Стиль Лембрука отличается большей классичностью по сравнению с работами его современников.
Если Эрнст Барлах прославился преимущественно деревянными резными работами, то Лембрук мастерски работал с бронзой и мрамором. Он создавал как камерные портретные бюсты, так и монументальные статуи. Художник также оставил богатое наследие в области графики, выполнив множество офортов и литографий.
Творческий путь мастера прервался трагически. Глубоко потрясённый ужасами Первой мировой войны, Лембрук совершил самоубийство в 1919 году. Ему было 38 лет.
Ранние годы и становление
Вильгельм Лембрук родился в Дуйсбурге в семье шахтёра. Он был четвёртым из восьми детей. С 1895 по 1899 год благодаря муниципальной стипендии он изучал скульптуру и декоративное искусство в Школе прикладного искусства в Дюссельдорфе. В последующие два года он зарабатывал на жизнь созданием иллюстраций для научных изданий.
С 1901 по 1907 год Лембрук продолжил образование в Дюссельдорфской академии художеств. Изначально он строго следовал канонам академического искусства. Переломным моментом стал 1905 год, когда молодой художник познакомился с работами Огюста Родена (1840–1917).
Экспрессия французского мастера оказала сильное влияние на Лембрука. Это заметно в таких произведениях, как Купальщица (1905) и более поздней композиции Человечество (1909). В 1906 году он впервые представил свои работы на выставке в Кёльне, после чего посетил Англию, Нидерланды, Италию и Францию.
Парижский период
В 1907 году Лембрук женился на Аните Кауфманн; в этом браке родилось трое сыновей. В 1910 году семья переехала в Париж. Здесь круг общения скульптора расширился: он познакомился с Анри Матиссом (1867–1954), Константином Бранкузи (1876–1957) и Амедео Модильяни (1884–1920).
Особая дружба связала его с Александром Архипенко (1887–1964). В парижский период Лембрук создавал не только пластические произведения, но и активно занимался графикой и живописью. Одной из заметных работ этого времени стала Стоящая женщина (1910), выполненная в духе Аристидa Майоля (1861–1944).
Подлинным прорывом к индивидуальному стилю стала каменная скульптура Коленопреклонённая женщина (1911), ныне хранящаяся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Эта работа воплощает смирение и меланхолию через удлинённые пропорции и плавные линии.
Вскоре Лембрук выставил свои произведения в Музее Фолькванг в Хагене совместно с Эгоном Шиле (1890–1918). В 1913 году Коленопреклонённая женщина стала экспонатом знаменитой Выставки «Арсенал» (Armory Show) в Нью-Йорке. За ней последовала статуя Стоящий юноша (1913) — образ, полный сдержанной силы и задумчивости. Первая персональная выставка мастера состоялась в 1914 году в парижской галерее Левек.
Контекст работы других мастеров-эмигрантов того времени раскрыт в статьях о скульпторах XX века. См. также материалы о Анри Годье-Бржеска (1891–1915) и Джейкобе Эпштейне (1880–1959).
Влияние войны и последние годы
С началом Первой мировой войны Лембрук был призван в армию и служил в военном госпитале в Берлине. Ежедневное созерцание человеческих страданий и смерти нанесло ему тяжёлую психологическую травму. Эта боль нашла отражение в скульптуре Павший человек (1916), хранящейся в Новой национальной галерее Берлина.
Позже была создана работа Сидящий юноша (1918), которая находится во Франкфурте-на-Майне. Страдая от тяжёлой депрессии, художник в 1916 году уехал в Цюрих. Швейцария в то время была убежищем для многих деятелей культуры.
В Цюрихе зарождалось движение Дада, возглавляемое Тристаном Цара (1896–1963) при участии Жана Арпа (1886–1966). Несмотря на близость к этому кругу, нет свидетельств прямого участия Лембрука в акциях дадаистов. В начале 1919 года он вернулся в Берлин и был избран в Прусскую академию искусств. Однако признание не спасло его от душевного кризиса. 25 марта 1919 года Вильгельм Лембрук ушёл из жизни.
Наследие и признание
Посмертная судьба произведений Лембрука была драматичной. В 1937 году нацистский режим включил его работы в печально известную выставку «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst). Скульптуры были изъяты из музеев, а творчество мастера подверглось публичному осуждению как «негерманское». Лишь после Второй мировой войны репутация художника была полностью восстановлена, а его вклад в искусство модернизма получил заслуженную оценку. В 1955 году его работы были посмертно представлены на первой выставке documenta в Касселе.
Важным аспектом влияния Лембрука является его воздействие на Йозефа Бойса. Знаменитый художник-концептуалист неоднократно упоминал, что именно фотография одной из скульптур Лембрука стала для него импульсом к занятиям искусством. Бойс видел в работах предшественника уникальное понимание пластики, выходящее за рамки физической формы.
Сегодня крупнейшее собрание работ мастера находится в Музее Лембрука в Дуйсбурге. Здание музея спроектировал сын скульптора, архитектор Манфред Лембрук (1913–1992). Коллекция насчитывает около 100 скульптур, 900 рисунков и 240 графических и живописных работ.
Произведения Лембрука представлены в ведущих художественных музеях мира. Среди них: Музей Штеделя (Франкфурт), Музей современного искусства (Нью-Йорк), Национальная галерея искусств (Вашингтон) и Галерея Тейт (Лондон). Примечательно, что друг скульптора, великий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969), часто включал статуи Лембрука в свои архитектурные проекты.
Связанные статьи
История скульптуры
Как воспринимать скульптуру
Как воспринимать современную скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?