Старообрядческая Румынская православная церковь читать ~3 мин.
Румынская православная старостильная церковь (рум. Biserica Ortodoxă de Stil Vechi din România) — православная юрисдикция в Румынии, не состоящая в евхаристическом общении с поместными православными церквями. Она придерживается юлианского календаря и традиционных православных практик.
История возникновения
История церкви берёт начало в октябре 1924 года, когда Румынская православная церковь официально перешла на григорианский календарь. До этого момента церковь, как и многие другие православные церкви, использовала юлианский календарь, введённый Юлием Цезарем в 46 году до н.э.
Григорианский календарь, которому к тому времени следовала большая часть мира, опережал юлианский на 13 дней. Значительная часть верующих и духовенства отвергла нововведение. Некоторые монахи покинули свои обители, где был принят новый стиль, и основали новые храмы и монастыри. Эти румынские христиане-старостильники продолжили совершать богослужения по старому календарю.
Их лидеры утверждали, что церковные праздники и даты их проведения были установлены на Первом Вселенском соборе в Никее (325) и Антиохийском соборе (341) и не могут быть изменены. Следовательно, любое изменение календаря рассматривалось как нарушение канонических постановлений отцов церкви. В этом вопросе они были солидарны с монашескими общинами на горе Афон в Греции, многие из которых также сохранили юлианский календарь.
Период гонений
В 1930 году румынские власти начали преследовать старостильников. Несколько священников были арестованы. Несмотря на это, церковь продолжала существовать. В 1936 году Министерство культов Румынии приняло решение о насильственном возвращении старостильников в лоно официальной Румынской православной церкви. В результате более 30 старостильных храмов были снесены.
После Второй мировой войны священников освободили из тюрем. Они собрали оставшихся верующих, численность которых составляла около 12 000 человек, и потребовали вернуть конфискованное имущество. В 1945 году новое Министерство культов предоставило старостильной церкви свободу вероисповедания. Духовным центром движения стал Слэтиоарский монастырь в жудеце Сучава.
Однако в 1948 году коммунистические власти приняли новый закон об общем статусе религиозных конфессий, который не признавал старостильную церковь в качестве юридического лица. Новая волна гонений обрушилась на верующих в 1953 году. Большинство храмов вновь было закрыто, а священники арестованы. Были разрушены три церковных здания и два монастыря.
Возрождение и современное состояние
Только в 1990 году, после падения коммунистического режима, румынские власти вновь официально признали церковь. Она начала быстро возрождаться, и к 1992 году насчитывала 18 храмов, 8 монастырей и 23 634 прихожанина, большинство из которых проживали в жудецах Сучава и Нямц.
Долгое время предстоятелем церкви был митрополит Власий (Могырзан) (рум. Vlasie Mogârzan). После его смерти в 2022 году Синод избрал новым главой митрополита Демостена (Ионицэ) (рум. Demosten Ioniță). Ему помогают семь других епископов. Церковь находится в общении с Истинно-православной церковью Греции (Синод митрополита Киприана) и Старостильной православной церковью в Болгарии. По данным на 2008 год, церковь насчитывала 130 приходов, 13 монастырей и 21 скит.
Связанные движения
Параллельно с формированием старостильной церкви в Румынии, другие группы верующих, также отвергавшие смену календаря, возникли в северной Молдавии. Они образовали несколько крупных общин и монастырей. Эти верующие особо почитают «Пидалион» (греч. Πηδάλιον) — авторитетный сборник канонов Православной церкви, который они считают «руководством для церкви до скончания века». В 1945 году, в период временного ослабления гонений, их число составляло около 2 000 человек при 6 монастырях. В 1990 году эта община была признана как «Традиционная христианская церковь» с административным центром в Мынчештах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?