Советы по выбору велосипеда читать ~9 мин.
История велосипеда начинается с конца XVlll века, когда граф Де Сивак сконструировал из дерева двухколесный беспедальный аппарат «Селярифер», на котором люди передвигались, сидя верхом на седле и отталкиваясь ногами от земли. С тех пор прошло два с половиной века, и сейчас мы имеем огромное видовое разнообразие велосипедов, популярность которых возрастает с каждым днем. О том, как правильно выбрать подходящий вариант и на какие группы делятся велосипеды, читайте в нашей статье.
Детский велосипед
Перед покупкой детского велосипеда важны три критерия: рост ребёнка, возраст и показатель физического развития. Для самых маленьких существуют простые в эксплуатации трехколесники с крепко зафиксированными педалями спереди. Они предназначаются для малышей от двух лет при росте от 95 до 106 см. Примером отечественного трехколесника служит велосипед «Малыш». Одно из характерных достоинств заключается в отсутствии аксессуаров, узлов регулировок и подшипников, которые нужно часто смазывать.
Помимо этого, существуют велосипеды с двумя колесиками по бокам заднего колеса. Эта неотъемлемая деталь в процессе обучения формирует правильную посадку ребёнка и вырабатывает равновесие. Такие велосипеды предназначены для детей в возрасте от трех до семи лет. На рост от 105 до 128 сантиметров у отечественных моделей диаметр колеса равен 12 дюймам (~30 см) и 16 дюймам (~40 см). При покупке обратите внимание, что приставные колесики должны находиться в нескольких сантиметрах от земли, ведь они только страхуют от падения. И наоборот, они не должны быть подняты слишком высоко, иначе перестанут функционировать должным образом и не смогут уберечь от падений. Размер рамы и величина колес во всех моделях отличаются друг от друга. Импортные велосипеды хороши тем, что покупатель имеет преимущество выбрать наиболее оптимальный вариант, который соответствует росту ребёнка.
Предлагаем пять главных ориентиров:
- Рост ребёнка = 2, 5 d колеса;
- Длина рамы – расстояние от локтя ребёнка до кончиков вытянутых пальцев;
- Вес велосипедиста при двенадцатидюймовых колесах равен семи-девяти килограммам;
- База велосипеда составляет 65-70 сантиметров;
- Высота седла от земли равна 600 миллиметрам.
Простенькие велосипеды оснащены пластмассовым корпусом.Двухдюймовые шины рассчитаны на хорошую проходимость и способность противостоять внешним воздействиям.
Детские велосипеды оснащены ручным тормозом на руле или задним «ножным». Выбирая между «ножным» и «ручным», необходимо поинтересоваться у ребёнка, какой вид тормоза ему наиболее удобен. Вы берете на себя ответственность за привычку маленького велосипедиста в определённом типе тормозов. Ведь человеку в дальнейшем психологически трудно будет перестроиться с одного вида тормоза на другой. Все отечественные велосипеды имеют только ножные тормоза.
Подростковый велосипед
Выглядят, как мини копия классических «взрослых». Рассчитаны на детей от шести до тринадцати лет. Они более износостойкие, имеют гарантию на длительную службу, нормальную скорость и приспособлены к каждодневной езде.
Одним из популярных видов являются многофункциональные кроссовые велосипеды (задуманные как спортивные) для детей от восьми лет. Размер колес – двадцать дюймов, имеются широкие высокотехнологичные покрышки. Рама произведена из негнущейся сварной конструкции. Верхняя труба скошена, на ней расположена предохраняющая от травм пластмассовая прокладка. Имеет «ножной» тормоз.
«Взрослый» велосипед
В таком виде велосипеда наблюдаются ответвления, подтипы, с которыми мы вас познакомим ниже.
Дорожные велосипеды. Имеют оптимальную цену для каждодневных велопрогулок и поездок по различным делам. Прослужат десятки лет. Но для сверхвысокой скорости и прыжков с препятствиями не предназначены. Производятся из недорогих материалов, в отличии от поддержанных горных или туристических велосипедов. Стальные рамы, переключатель скоростей отсутствует, набор передач ограничен (от трех до пяти) или его и вовсе не существует. Вес – 15-18 кг.
Этот вид обычно выбирают по типу рамы: «мужская» прямая и «женская» изогнутая. «Мужские» рамы очень надежны, так как прямые прочные трубы и вся база в целом работают на нагрузку по продольной оси. Перед выбором традиционного велосипеда с «мужской» рамой, чтобы избежать травматизма, следует обратить внимание на расстояние между рамой и промежностью велосипедиста: необходимо от пятнадцати сантиметров. Открытые «женские» рамы производятся из прямых или изогнутых труб, на которые падает нагрузка в виде массы велосипедиста и общая нагрузка конструкции. Изогнутая рама не настолько твердая, и для её жесткости используют прочные толстостенные трубы, вследствие чего вся конструкция утяжеляется. Они бывают складными и разъемными, что облегчает перевозку и хранение в квартире. Но это необратимо влияет на надежность и качество конструкции. Некоторые рамы создаются в виде кругообразного сечения и выполняются из сталей, в состав сплава которых входит несколько разновидностей металлов для придания прочности. Этот вид рамы прослужит вам очень долго.
На фото ниже – велосипед Commencal Meta 4X.
Современные дорожные велосипеды сделаны из цельносварной конструкции, то есть все элементы соединены сварочным аппаратом. Посмотрите на места сварок: на некоторых моделях они покрыты маленькими волнами или пузырями. В то время как на конструкциях качественной сварки трубы плавно слиты, и места стыков выглядят опрятно и аккуратно. Но это никак не влияет на прочность.
Помните, что любое колесо, независимо от возрастной группы велосипеда, способно переехать неподвижный объект величиной, равной трети собственного радиуса. Диаметр колес – от двадцати до двадцати восьми дюймов. Большие колеса имеют достоинства: неплохая амортизация, высокие параметры скорости, неплохая проходимость и износостойкость. Чем меньше диаметр, тем меньше скорость и тем легче человеку при езде. Колеса бывают узкими (полтора дюйма), широкими (от 1, 95 до двух с половиной дюймов) и универсальными (1, 76 дюймов). Узкие колеса предусмотрена для удобной езды по ровной поверхности, по асфальту. Для труднопроходимых мест предназначены широкие колеса (не рекомендуется их использовать на асфальтированной дороге). Если вы планируете ездить во всяких условиях, то лучше приобрести универсальные колеса. У традиционных велосипедов с большим количеством передач расстояние за полную прокрутку педалей (180°) очень расплывчато: от полтора до десяти метров. Такая обширность диапазона играет важную роль, когда поездки осуществляются на участках с крутыми подъемами и спусками.
При выборе обратите внимание на будущую посадку, которую можно отрегулировать, используя различные формы руля. На велосипеде должны присутствовать катафоты, светоотталкивающие приспособления, а для женщин нужна более широкая сидушка. Хотя эти аксессуары в дальнейшем можно купить, не все хотят переплачивать.
Туристические велосипеды. Ходовые характеристики двухподвеса позволяют туристическому велосипеду везти тяжелый груз как в мощном багажнике, так и на других специально отведенных местах корпуса. Оснащен очень прочными колесами и большой общей базой в виде длинного заднего треугольника; имеет конструкцию вилки, не похожую на остальные. Размер колеса обычно составляет двадцать восемь дюймов, это значит, что у байка отличный прокат. Материалы, из которых производят туристические велосипеды (в том числе и отечественный «Турист»), представляют собой хром+молибден и титан. Самые основные достоинства: велосипед имеет отличную курсовую устойчивость, легкость езды по ровным и галечным дорогам. К недостаткам относятся низкое маневрирование и средняя проходимость по ухабам. Велосипед рассчитан для спокойной велопрогулки с гружеными походными сумками и велорюкзаками. 23-28 передач.
Горные велосипеды (маунтинбайки). Цель их использования бывает разной. Если вы хотите высокую скорость по относительно ровной местности, то для вас подойдёт нетяжелый велосипед, амортизированный на переднее колесо. Совершать прыжки и прочие трюки лучше всего на жестком байке с качественными тормозами. А для спуска и подъема в горах подойдёт сверхпрочный двухподвесный горник с передачами от 21 до 27.
Звездочки способствуют расширению диапазона передаточных отношений зубчатых передач. Большая должна состоять из 50-53 зубов, малая – из 22-28; большая задняя – из 28 и более, малая задняя – из 12-14 зубов. У двухподвесов размер колес равен двадцати восьми дюймам, большой радиус труб, упрощенная трапециевидная рама и прямой руль. Велосипед скреплен сверхпрочными узлами, что позволяет меньше осторожничать при кочках и горках.
Гибридные велосипеды. Подойдут для всех мест, кроме труднопроходимых. Параметры этих средств передвижения сосуществуют со смесью характеристик маунтинбайков и туристических велосипедов. Отношения частоты вращения ведомого и ведущего элементов в приводе по максимуму разгоняют байк на шоссейной дороге и гористой местности. Причиной этому также являются покрышки с неглубоким протектором. Но на сегодняшнее время не существует стандарта по строению подобных велосипедов, поэтому в будущих конструкциях возможны разнообразные изменения. Диаметр колеса 28 дюймов, ширина шин 38-40 миллиметров. Гибриды достаточно легкие, средний вес – тринадцать-шестнадцать килограммов. Выпускаются с женскими и мужскими рамами, специалисты советуют при покупке выбирать размер трубы на дюйм больше, чем на маунтинбайке.
Дополнительные аксессуары
Как показывает практика, рано или поздно после покупки велосипеда гонщику становятся необходимы следующие аксессуары:
- Насос, запасная камера для шин и набор заплаток для нее. Весь комплект стоит не более 1000 рублей;
- Рюкзак для необходимых вещей. Можно купить обычный, какие продаются на каждом углу, а можно поискать специальный гнутый на спине велорюкзак. Например, Deuter, Tatonka, Salewa. Примерная стоимость 2000 – 3000 рублей;
- Передний и задний фонарики для ночных велопрогулок. Комплект стоит от 500 рублей;
- Велокомпьютер (велосипедный спидометр). Советуем вам посмотреть такие марки, как Sigma и Cat Eye. Самый дешевый стоит 300 рублей. Вы без труда самостоятельно сможете установить его, так как в упаковке прилагается специальная инструкция.
- Маленькая сумочка, которая вешается на определённое место конструкции. Обычно на руль, раму или низ седла. Можно приобрести от 100 рублей.
- Инструменты. Набор шестигранников для подкручивания болтиков и винтиков. Помогают при установке багажника, крыльев и рогов на руль.
Для каждого велосипедиста сформирован индивидуальный список, здесь мы привели только самое основное. В веломагазинах вы найдете намного больше стильных примочек и полезных деталей.
Цена
И напоследок стоит рассмотреть ценовую политику моделей велосипедов. Определитесь с ценой. Если рассчитываете на недорогое приобретение в размере до 15 000 рублей, то мы вам советуем такие модели, как Cronus, Merida, Trek, Stels. На такую сумму выгоднее купить велосипед с алюминиевой рамой, передним амортизатором, ободными тормозами и двойными ободами. Велосипеды стоимостью от 25 000 рублей должны обладать масляным демпфером. Пружинно-масляными и воздушно-масляными вилками, ход которых равен восьми-десяти сантиметрам.
Чтобы сэкономить деньги, покупать велосипед стоит зимой, так как попадете на 20-30% скидки. Летом выбор моделей сужается и возрастает в несколько раз.
Таким образом, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант велосипеда, нужно рассмотреть многие детали и параметры. Сначала необходимо определиться с возрастной группой, соотнести рост будущего велосипедиста к размеру диаметра колес. Затем выбрать в соответствии с запросами эксплуатации нужный тип велосипеда. Мы рассмотрели основную типологию, запомнив которую, при покупке в магазине вы не будете выглядеть нелепо. Удачной езды! И помните: решение купить велосипед – это уже правильный выбор.