Монетарная интеграция на Африканском континенте читать ~6 мин.
Тенденции монетарной унификации в Африке коренятся ещё в колониальных временах, когда монетарные режимы на основе валютных советов жестко привязывали определённую территорию к валюте метрополии. С того времени осталась только зона франка КФА. Многообразие в монетарную дивергенцию в Африке было привнесено благодаря процессам Южно-, Западно- и Восточно-африканской интеграции, а также внедрению электронного декларирования. Можно утверждать, что интерес к формированию валютных союзов возобновился именно в условиях глобализации. По мнению М. Ое, именно с процессами глобализации связано формирование валютных союзов в Африке. Он утверждает: «Осознание того, что субрегиональные группы в Африке должны быть организованы в функциональные валютные союзы появилось в результате последних тенденций в сфере глобализации и регионализации, поиска путей формирования Африканского Союза и Нового партнерства в рамках Инициативы африканского развития». При этом, изменяется отношение к роли валютных союзов на континенте относительно стимулирования торговли. Если ранние исследования отмечали на крайне низкий структурнообусловленный уровень интрарегионального обмена, то сейчас позиция пересматривается в сторону осознания, что валютная интегарция на континенте связывается с эффектами создания торговли.
Так, в 1945 г. в Западной и Центральной Африке была введена система эмиссии колониальных франков (франк КФА), а в 1951 г. денежная система африканских территорий, подконтрольных Франции, была институционализированна по типу валютного совета с гарантированной правительством Франции конвертированностью франков КФА во французский франк. Создание зоны франка предусматривало основание двух центральных банков, компетенция которых распространялась на страны, которые, соответственно, и образовали два валютных союза на Африканском континенте: Западно-африканский валютный союз(в состав которого входят: Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-Д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того) и Центральноафриканский валютный союз(Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея).
Функционирование обоих валютных союзов основано на общих принципах: эмиссионные функции и осуществление монетарной политики делегированы соответствующим центральным банкам; фиксация курса франка КФА к французскому франку (теперь к евро); конвертированность во французский франк (свободный перелив капиталов); централизация 70% валютных резервов как авуара на счетах французского казначейства, которые функционируют по типу операционных счетов для международных расчетов зоны франка с остальным миром и, по сути, являются элементом уравновешивания платежного баланса. Неслучайно, что эти валютные союзы демонстрируют самые стабильные показатели в сфере инфляции, становясь образцом для наследования на континенте.
В 1975 г. было создано Экономическое содружество стран Западной Африки (ECOWAS, или ЕССЗА, в состав которой входят Капо Верде, Гамбия, Гана, Гвинея, Либерия, Нигерия и Сьерра-Леоне), в рамках функционирования которой предвидено объединение с Западно-африканским валютным союзом и ввод в обращение единственной валюты. Однако наиболее действенно процесс региональной интеграции начался с 1999 г. после победы на выборах в Нигерии демократических сил, что дало возможность задекларировать на встрече лидеров стран-членов в Ломе намерения относительно ускорения этого процесса. Что касается монетарных аспектов основания ЕССЗА, то в том же 1975 г. был образован Западно-африканский клиринговый дом, который был призван оптимизировать международные расчеты между субъектами предпринимательства стран-участниц с целью создания стимулов для развития интрарегиональной торговли и кооперации
Для формирования реальных монетарных предпосылок для развития региональной интеграции у 1987 г. была основанная Программа валютной кооперации, которая была призвана гармонизировать монетарные системы стран-участниц и повысить макроэкономическую стабильность в регионе, что создало бы благоприятную почву для формирования валютного союза и перехода на осуществление единой монетарной политики. В соответствии с этой Программой Клиринговый дом был трансформирован в специальное агентство по вопросам монетарной интеграции, которое бы поощряло развитие платежных систем и интрарегиональную торговлю. При этом были основаны инициативы по разработке и реализации конвергенционных критериев.
Отметим, что переход на единственную валюту в странах ЕСМЗА нечленах зоны франка КФА откладывался четыре раза (в 1992 г., в 1994 г., в 2000 г. и в 2004 г. ) в силу фискальных проблем и нерешенности многих технических аспектов, связанных с трансформацией макроэкономической политики в соответствии с критериями конвергенции и возможности участвовать в валютном союзе. В 1999 г. было объявлено о формализации критериев конвергенции и обнародовано новую стратегию монетарной кооперации в ЕССЗА, содержание которой определяется так: не ожидать, пока отдельные страны достигнут выставленных требований, а двигаться путем валютной унификации по модели «быстрой дорожки» (fast track). А в 2000 г. на встрече в Акре было объявлено о создании ещё одного валютного союза, который должен интегрироваться с Западно-африканским валютным союзом, образовывая единое экономическое и валютное пространство. При этом, до конца 2002 г., согласно Акрской декларации должен был быть создан единственный центральный банк для стран нечленов ЗАЕВС, до конца 2003 г. должно быть завершенное формирование валютного союза на территории этих стран, а в 2004 г. должна была состояться интеграция с центральным банкам ЗАЕВС. Что касается интеграционных процессов самого ЗАЕВС, то с 1994 г. начался процесс создания таможенного и экономического союза, в 2000 г. был завершен переход на единственный внешний таможенный тариф, в 2001 г. Был принят Пакт о политике конвергенции.
На Востоке Африки в 1999 г. Танзания, Кения и Уганда подписали соглашение о формировании экономического блока, который должен заложить почву для формирования валютного союза. Стоит отметить, что на территории этих стран в колониальное время функционировал Восточно африканский валютный совет, который вплоть до 1966 г. обеспечивал валютное единство этих территорий. Основание центральных банков в этих странах и сверхэкспансивная макроэкономическая политика на протяжении первых годов после получения независимости сделали невозможными соблюдение жестких рестрикций, которые накладывались на денежное предложение с помощью механизма валютного совета. Возвращение к идее основания валютного союза в этом случае отображает попытку ускорить процессы региональной интеграции, что, как и в случае с Западно-африканскими валютными союзами, воплощает идею опережающей адаптации к вызовам глобализации.
Монетарная интеграция в Южной Африке несколько иная, поскольку отображает желание отдельных очень малых экономик (Намибия, Свазиленд, Лесото) использовать преимущества присоединения к зоне обращения юго-африкаского рэнда. Впрочем, функционирование группировки Общей монетарной зоны Южной Африки (The Common Monetary Area in Southern Africa) продемонстрировало широкие возможности повышения монетарной стабильности и формирования здоровых предпосылок для экономического роста. Неслучайно, что присоединение к зоне обращения ренда рассматривается как возможная альтернатива со стороны других Южноафриканских стран
В более широком контексте под эгидой Африканского Союза, который является продолжением Организации Африканского Единства, рассмотрены идеи формирования на территории континента валютного союза с общей африканской валютой, ориентировочно до 2021 г. Реализация на практике этого проекта, невзирая на все трудности, связанные с политическими проблемами, разными политическими строями и макроэкономическими курсами отдельных государств, будет воплощать практически все детерминанты формирования валютных союзов в условиях глобализации: создание емкого внутреннего рынка на основе образования геоэкономической структуры глобального масштаба; ослабление зависимости от внешних шоков, в частности имперфекций глобальных рынков; ослабление уязвимости к колебанию валютных курсов, риску макроэкономической дестабилизации, вызванной эрозией курсовых режимов, сориентированных в поддержку фиксированных паритетов; повышение возможностей реализации монетарной политики с ориентацией на внутреннее равновесие; усовершенствование институционального каркаса монетарной политики и нивелирование фискальных вызовов реализации политики ценовой стабильности, на основе чего создадутся благоприятные аллокационные предпосылки для экономического роста.
Прислал: saturn13 (Олег)