Собеседование при устройстве на работу читать ~5 мин.
Давно подмечено, что впечатление от первой встречи сохраняется надолго и перевешивает самые убедительные факты, известные о человеке. Поэтому, отправляясь на собеседование, следуйте нескольким простым правилам, которые помогут расположить к себе и потенциальное руководство, и специалистов по подбору персонала.
Перед собеседованием необходимо основательно выспаться, можно даже лечь в постель немного раньше обычного. Испытанным средством, улучшающим ночной сон, считаются подсолнечные семечки: за пару часов перед сном столовую ложку очищенных семечек перемалывают или растирают и добавляют к пище, употребляемой на ужин.
Собираясь на собеседование, не следует принимать пищу с резким запахом – чеснок, лук или рыбу. Непосредственно перед собеседованием не стоит плотно перекусывать и выпивать несколько чашек кофе, поскольку обильная пища расслабляет, а избыток кофеина вызывает нервозность.
Перед собеседованием будет полезно съесть морковный тонизирующий салат: морковь измельчить на тёрке, добавить тёртый грецкий орех, сметану или масло и столовую ложку мёда. Виноград или яблоки, съеденные незадолго перед ответственным мероприятием, помогут повысить концентрацию внимания. Хорошим дополнением к витаминному рациону окажется облепиховый напиток, улучшающий самочувствие на целый день: столовую ложку ягод облепихи растолочь, залить горячей кипячёной водой, дать настояться около 5 минут и подсластить по вкусу.
Одежда, которую вы выбрали для собеседования, должна быть не только опрятной, но и удобной. Даже превосходный деловой костюм не сможет помочь произвести положительное впечатление, если он вызывает дискомфорт или скованность в движениях. Нежелательно идти на важное мероприятие в только что купленной одежде, ведь к ней ещё надо привыкнуть, и лёгкая нервозность наверняка даст о себе знать в самый ответственный момент.
Строгость в одежде вовсе не подразумевает отсутствия индивидуальности. Добавьте к своему костюму какую-либо уместную оригинальную деталь: брошь, запонки, зажим для галстука, браслет или часы традиционных пропорций. От вызывающих вещей, таких как обтягивающие брюки или рубашка с коротким рукавом, следует отказаться – все-таки встреча предстоит деловая, а не дружеская.
Свой маршрут надо спланировать так, чтобы оказаться в назначенном месте за 10-15 минут до начала собеседования. Важно иметь запас времени, чтобы привести себя в порядок, оглядеться, расслабиться или сосредоточиться. Сразу же желательно приготовить блокнот и ручку, чтобы произвести впечатление человека собранного, энергичного, готового действовать немедленно.
В целях мобилизации эмоциональных и физических ресурсов организма перед собеседованием рекомендуется потереть ладони до появления ощущения тепла – это движение не только заряжает нервную систему, но и неосознанно ассоциируется с успехом. Таким же образом массируют предплечья, затем разминают пальцы и запястья. На кистях рук сосредоточено огромное число нервных окончаний, стимуляция которых активизирует головной мозг.
В самом начале общения с представителями работодателя необходимо запомнить их имена. Обращение к людям по имени заставляет их более ответственно относиться к сказанным словам, затрудняет сокрытие важных фактов, собеседник перестаёт неосознанно восприниматься как «чужой».
Рассказывая о своём опыте работы, следует избегать множественного числа: некое коллективное «мы» способно сбить с толку работодателя, желающего знать о достижениях конкретного человека, а не организации. Негативное впечатление производит использование соискателем в речи слов-паразитов вроде «как бы», «так сказать» и «это самое». Не стоит также барабанить пальцами по столу или портфелю, скрещивать руки на груди, теребить край одежды, часто поправлять причёску, сидеть, уставившись в одну точку, или стрелять глазами по окружающим предметам.
Ответы на предсказуемые вопросы о достоинствах и недостатках претендента, о причинах предыдущих увольнении и планах на будущее желательно сформулировать заранее, чтобы идти на собеседование с защищённым тылом. Каким бы негативным ни был опыт работы на предыдущем месте, не нужно слишком усердно критиковать прежнего руководителя или невыносимые условия труда, поскольку понять и прочувствовать все это можно, лишь самому оказавшись в тех же обстоятельствах. От напора эмоций и попыток превратить разговор едва знакомых людей в исповедь даже у самого лояльного интервьюера может сложиться впечатление, что соискателю не угодишь. Гораздо больше пользы можно извлечь, если задать встречный вопрос: «Почему место оказалось вакантным?» Так можно узнать обо всех сторонах предшественника и о том, каким должен быть, с точки зрения работодателя, идеальный претендент на вакансию.
Быть не только хорошим рассказчиком, но и внимательным слушателем – важное качество при приёме на работу. Только не надо постоянно поддакивать и вести себя слишком подобострастно. Тот, кто умеет терпеливо, с достоинством, не перебивая, выслушивать мнение других, высоко ценится в любом коллективе. А такие важные и неудобные вопросы, как заработная плата или премии, рекомендуется отложить на финальную часть собеседования: вполне возможно, что к тому моменту они уже потеряют свою актуальность.
Когда собеседование окончено, у соискателя есть несколько способов узнать, какое он произвёл впечатление. Во-первых, можно прямо поинтересоваться у интервьюера, соответствуют ли квалификация и опыт соискателя кругу обязанностей, предусмотренных вакантной должностью. Если мнение уже сложилось, то после прямого вопроса интервьюер, скорее всего, «расколется». Не стоит огорчаться из-за отрицательного ответа: он поможет избежать напрасных ожиданий и активно продолжать поиски работы. Во-вторых, соискатель может попросить у интервьюера разрешения позвонить через некоторое время и узнать о судьбе вакансии. Конечно, позвонить можно и без разрешения, но тогда вы рискуете показаться назойливым.