Что влияет на стоимость доставки (и как её минимизировать в 2023 году) читать ~8 мин.
В условиях роста тарифов, вызванного пандемией COVID-19, расходы на перевозку грузов занимают центральное место в сфере грузоперевозок и логистики. Предприятия всех размеров круглосуточно работают над снижением затрат в условиях постоянно меняющегося рынка.
Ниже мы подробно рассмотрим, что влияет на стоимость перевозок, и проанализируем, как можно снизить её в 2023 году.
Что влияет на стоимость доставки?
Факторы, влияющие на стоимость доставки грузов из Китая, разнообразны и включают в себя:
- Вес и габариты упаковки
- Расстояние
- Задержки, переносящие перевозку на следующий расчётный период
- Расходы на хранение
- Портовые надбавки
- Расходы, пошлины и налоги
- Инспекции биологической безопасности и карантин
- Демередж водителя
- Задержание контейнера
- Бесполезные поездки
Ниже мы подробно описали каждый из этих аспектов, чтобы помочь импортёрам понять, почему их транспортные расходы могут оказаться больше, чем они изначально ожидали.
Вес и габариты упаковки
Основным фактором, влияющим на стоимость доставки, является вес и габариты отправляемых посылок. Чем больше и тяжелее посылка, тем больше придётся заплатить.
Очевидно, что размеры груза не зависят от вас.
Но вы можете использовать различные виды упаковки, чтобы ваши расходы оставались минимальными. Размер упаковки должен быть достаточно большим, чтобы надёжно вместить груз, но достаточно плотным, чтобы стоимость доставки не увеличивалась без необходимости. Более компактная упаковка также защищает груз от тряски, которая может привести к его повреждению.
Расстояние
Ещё одним фактором, влияющим на стоимость перевозки, является расстояние между портом отправления и конечным пунктом назначения. Как правило, чем дальше посылка, тем выше стоимость перевозки.
Понятно, что расстояние между двумя разными портами определить невозможно.
Однако существует множество способов транспортировки грузов, каждый из которых предполагает различные варианты стоимости – будь то перевалка, кросс-трейдинг, каботажные перевозки или авиаперевозки. Поэтому очень важно учитывать все это, чтобы обеспечить наиболее экономически эффективную перевозку груза.
Задержки переносят грузоперевозки на следующий расчётный период
В настоящее время тарифы на грузовые перевозки меняются каждые две недели, и счёт выставляется в соответствии с фактическим временем отправления груза.
Например, отправка груза может быть назначена на 25 августа, а затем перенесена на 2 сентября. Это изменение имеет большое значение, так как означает, что в новом расчётном периоде будет взиматься новая плата за перевозку.
Это может оказаться сложным для прогнозирования в условиях рынка, когда возросшая перегруженность приводит к значительным задержкам в перевозках.
Расходы на хранение в случае задержки судна
При задержке груза может потребоваться его хранение на контейнерном терминале. Это происходит в том случае, если груз упакован в контейнер с полной загрузкой (FCL).
Груз будет находиться на складе до тех пор, пока судно не примет контейнеры к перевозке. К сожалению, эти расходы обычно ложатся на плечи импортёра или экспортера.
Вероятность задержки судна возрастает. Надёжность соблюдения расписания в настоящее время в мире составляет 36%. Хотя, по данным Sea Intelligence, в мае 2021 года самым надёжным перевозчиком из топ-14 была Maersk Line (надёжность расписания составила 46,2%). У ZIM, Hapag-Lloyd и Hamburg-Sud надёжность расписания превышала 40%, а у шести других перевозчиков (включая MSC и CMA CGM) находилась в диапазоне 30%-40%.
В настоящее время крайне сложно с уверенностью предсказать, когда и будет ли ваш груз отправлен в срок.
Надбавки за перегруженность портов
В результате непредвиденных задержек и растущей загруженности портов перевозчики стали требовать от импортёров уплаты сборов, известных как «надбавки за перегруженность».
В Австралии взимание дополнительных сборов с контейнеров было вызвано забастовкой в сентябре 2020 года. Профсоюз моряков Австралии объявил забастовку в нескольких портах, что привело к задержке грузов и замедлению работы разгрузочных судов.
Это заставило несколько судоходных компаний переложить расходы на импортёров и экспортёров, введя «плату за перегрузку».
Эта тенденция сохраняется и сегодня. Например, в июле 2021 года компания Hapag-Lloyd объявила о введении сбора за перегрузку в размере 5 тыс. долл. за FEU или 4 тыс. долл. за TEU при спотовых перевозках грузов из Китая в США и Канаду.
Мы не ожидаем, что в ближайшее время эти сборы уйдут на второй план. В июле MUA объявила о начале новой серии забастовок в 2021 году против судоходной компании Svitzer. Речь идёт о трёх остановках работы в Мельбурне и Вестернпойнте общей продолжительностью 12 часов.
Пятьдесят грузовых и контейнерных судов стоят на якоре вблизи порта в связи с мировым кризисом перегруженности морского флота, вид с воздуха.
Расходы, пошлины и налоги
Одной из самых сложных задач при перевозке грузов является понимание того, какие таможенные пошлины и сборы необходимо уплатить в тот или иной момент времени.
Различные государственные органы по всему миру взимают разные налоги. Например, Китай взимает налог на добавленную стоимость и налог на потребление с поставляемых туда товаров.
Но есть и свои хитрости. Например, даже если в Австралии с Вас взимается таможенная пошлина, есть способы её возврата.
Поговорите со своим экспедитором, чтобы понять, что можно сделать для минимизации своих обязательств в этой области.
Таможенный или карантинный досмотр
К сожалению, как импортёр, вы обязаны оплатить все расходы, связанные с проведением досмотра. Если ваши товары были отобраны случайным образом и ваша партия соответствует всем требованиям биобезопасности, то обычно с вас не взимается плата. Если ваши товары направлены на обработку, вам придётся принять на себя все связанные с этим расходы.
Распространёнными формами контроля биобезопасности являются досмотр, лечение, изоляция, удержание до получения дополнительной информации или идентификация насекомых. Также проводится расследование при выявлении предполагаемых нарушений.
В 2017 году сотрудники Департамента и ABF обследовали партию креветок в Мельбурне и обнаружили, что они заражены болезнью белых пятен. Грузоотправитель, компания EB Ocean, подменил эти креветки на чистые, чтобы избежать карантинных проверок. Компания признала себя виновной в совершении преступлений, предусмотренных Законом о биобезопасности, и в 2019 году была оштрафована на 80 тыс. долл.
В 2020 г. любитель тренажёрного зала из Тасмании также был оштрафован на 20 тыс. долл. после того, как сотрудники компании ABF обнаружили, что он ввозит в Австралию из Малайзии стероиды в больших количествах. У него были обнаружены ампулы с оксандролоном, станозололом и нандролоном деканоатом. Он был признан виновным в импорте запрещённых товаров в нарушение Таможенного закона 1901 года.
Демередж водителя в пункте отправления или назначения
Транспортным компаниям и водителям, осуществляющим перевозку контейнеров и грузов LCL (Less than Container Load), обычно приходится ждать, пока их контейнеры будут загружаться и разгружаться.
Большинство водителей грузовых автомобилей предоставляют 1-2 бесплатных часа ожидания для получения полного контейнера и 1-2 часа для разгрузки полного контейнера.
Но по истечении этого времени они начинают взимать плату за дополнительное время по пропорциональной почасовой ставке – плата за ожидание. Это явление известно как «демередж водителя» или «задержка водителя».
Как импортёр, вы должны тесно сотрудничать с экспедитором, чтобы иметь все ресурсы на месте и быть готовым к упаковке или распаковке груза в кратчайшие сроки.
Бесполезные поездки
Бесполезная поездка – это поездка, которая состоялась, но по тем или иным причинам не может быть полностью завершена, что делает её «бесполезной».
Примером бесполезной поездки может служить ситуация, когда водитель едет сдавать груз, а на месте его нет. Поездка состоялась, но не была выполнена.
В этом случае импортёру выставляется счёт на оплату стоимости безрезультатной поездки, а водитель повторно доставляет груз.
Задержание контейнеров
Под задержанием контейнера понимается плата за хранение контейнера в течение определённого времени после его прибытия.
Если вы импортируете полный контейнерный груз (FCL), то, как правило, у вас есть определённое количество свободного времени (обычно 7 дней) для хранения контейнера. Однако вы можете заранее подать заявку на увеличение этого времени.
Этот срок позволяет вам или вашему экспедитору забрать груз, доставить его на место, разгрузить и затем вернуть контейнер на пристань.
Тарифы после 7 дней бесплатного времени варьируются в зависимости от судоходной линии. Как правило, можно рассчитывать на плату в размере 150-300 долл. за контейнер в день.
Согласно недавнему отчёту, опубликованному компанией Container xChange, в 2021 г. сборы за задержание и демередж (D&D) удвоились. Средний размер платы за задержание и простой контейнера в крупнейших контейнерных портах мира составил 720 долл.
Как сократить расходы на доставку
- К моменту прибытия груза будьте готовы к тому, чтобы разгрузить его как можно быстрее и эффективнее. Если вы знаете, что разгрузка вашего груза займёт некоторое время, запросите продление свободных дней до отправки. Это позволит свести к минимуму риск того, что с вас будут требовать оплату за задержку контейнера.
- Во избежание задержек и проблем с таможней или карантином заранее предоставьте всю необходимую транспортную документацию.
- Обеспечьте гибкость своего бюджета. Сроки перевозки грузов могут меняться по разным причинам (будь то незаполненный парус или пропущенный срок), в результате чего могут возникнуть непредвиденные расходы.
- Сотрудничество с опытными экспедиторами может помочь определить стоимость груза до его отправки. Однако существуют и другие факторы, которые могут повлиять на прогнозируемую стоимость.