Научите ребёнка учится самостоятельно читать ~5 мин.
Дети очень часто проявляют свою безразличность к обучению и домашним заданиям. Родители во все века задавались вопросом «Как помочь ребёнку учится? Как привить любовь к обучению?». Особенно остро эти вопросы стоят в период пандемии и дистанционного обучения.
Часто причина, по которой родители не хотят тратить время на ребёнка – необходимость самим разбираться в предмете. Вот об этом цивилизация уже позаботилась и снабдила родителей правльными ответами на задачи, которые школьник должен научиться решать сам. ГДЗ (готовые домашние задания) публикуют в интернете с точным указанием года обучения и автора решений. Выглядит это например так: https://gdzbakulin.ru/ – по ссылке программа младших классов с решениями (и объяснениями от Бакулина).
Причины детской невнимательности и безответственности
Перед тем как решить проблему, нужно определиться с причинами её возникновения. Среди них выделяют:
- Ребёнок не готов психологически. Имеет психологические травмы, связанные с обучением, отношениями с родителями, частыми ссорами в семье.
- Не развита самостоятельность. Взрослые пытаются всё выполнить за ребёнка, не давая ему права на ошибки и самостоятельное принятие решений.
- Не может сконцентрироваться, когда кто-то стоит «над душой».
- Усталость и низкий уровень физической активности.
- Неправильно организовано рабочее пространство.
- Недостаток внимания родителей.
- Не умеет организовывать и управлять временем.
- Проблемы со здоровьем, которые влияют на уровень развития.
- Низкая самооценка, навязанная боязнь «ошибок».
- 10. Низкий уровень мотивации.
Как помочь ребёнку учится с удовольствием?
Если у ребёнка есть психологические проблемы, особенно характерно для подростков, лучше обратится к специалистам (психологи, нейропсихологи, нейропедагоги). Которые однозначно дадут советы в дальнейшей работе. Проблемы со здоровьем, которые не позволяют ребёнку развиваться полноценно также лучше решать со специалистами.
Для того, чтобы научить ребёнка самостоятельно обучатся и быть ответственным, нужно развивать эти навыки с детства. С 3 лет ребёнок уже может выполнять простые задания (умыться, помыть руки, убрать игрушки и т. д.) самостоятельно. Со второй половины 1 класса дети способны справиться со своими домашними заданиями самостоятельно, иногда требуется лишь проверка или небольшая помощь взрослых.
Нельзя выполнять задания за ребёнка, это его уровень ответственности. Не бойтесь просить ребёнка о помощи, это позволяет ему верить в себя и нести ответственность за свои действия. Позволяйте деткам выполнять задания самостоятельно. Можно спросить у ребёнка «Не нужна ли ему помощь?», но не нужно с этим частить.
Также чтобы не переживать за выполнение задания, необходимо периодически проверять задания. Так ребёнок будет знать, что это важно не только для него, но и для взрослых. Если дети не чувствуют заботы и тепла родителей, они могут специально тянуть с решением задания, дабы взрослый провёл больше времени с ним.
Обратить внимание стоит и на самочувствие ребёнка. Он должен быть сыт, бодр и активен.
Как создать благоприятные условия для обучения?
- Рекомендуется спорт, прогулки на улице за 20-30 минут до занятия уроками.
- Комната проветрена, спокойная и комфортная атмосфера (TV и гаджеты выключены и спрятаны, возможно лёгкая классическая мелодия).
- Рабочее место хорошо освещается, нету лишних предметов, стул и стол подходят росту ребёнка, водичка и лёгкий перекус.
- Важно обратить внимание на организацию времени. Использовать для этого списки заданий и время на их выполнение, интеллект-карты, календари. По началу вместе с ребёнком писать списки, но через 3-4 занятия ребёнок способен сам составлять эти списки.
Как заставить школьника выполнить домашнее задание?
Внимание родителя
Дети сопротивляются выполнять задания на дом по многим причинам. Одной из них является недостаток внимания со стороны родителя. Если мама и папа не отвечали на вопросы про школу, не хотели подойти и помочь с уроками, ребёнок вряд ли проявит интерес к такой работе самостоятельно.
Первое, что должен сделать родитель для улучшения тяги малыша к урокам дома – начать учить их вместе с ним. Вдвоем с мамой или папой ученики чувствуют себя более уверенно. Они могут рассказать, что у них не получается, и тем самым побороть страх неудачи.
Поиск проблемы
Некоторые школьники при слове «домашнее задание» начинают реагировать весьма агрессивно. Причиной тому может быть проблема с предметов, которую ребёнок боится озвучить. Это вполне объяснимо: то, что не получается, обычно вызывает у человека негативные ассоциации. Если ученику трудно дается какой-то предмет, он вряд ли с энтузиазмом будет браться за домашние задания.
Улучшение знаний по дисциплине, которая «хромает», поможет улучшить уверенность учащегося в себе, что положительно скажется не только на выполнении домашних заданий, но и итоговых оценках.
Обмен опытом
Родители часто общаются между собой. У большинства из них есть те же проблемы, что и у других мам и пап. Это можно использовать для решения многих трудностей, тем более в условиях современного обмена информацией через мессенджеры и группы в социальных сетях.
Чтобы узнать, есть ли у других детей проблемы с выполнением домашнего задания, можно написать в общий чат. Наверняка кто-то откликнется и подскажет, как повести себя в такой ситуации. Если проблема с выполнением ДЗ по конкретному предмету есть у многих, возможно, стоит поднять этот вопрос на родительском собрании.
Разговор с учителем
Иногда дело действительно кроется в одном-единственном предмете, который вызывает у ученика негатив ко всему учебному процессу. Часто это связано с конфликтом между педагогом и учащимся, о котором дети обычно никогда не рассказывают своим родителям.
Если ребёнок резко стал молчаливым, меньше времени проводит за учебниками и приносит плохие оценки по одной дисциплине, стоит поговорить с учителем тет-а-тет. Это поможет исправить ситуацию и понять, почему ребёнок отказывается выполнять задание, выданное учителем для самостоятельного изучения.
Вывод
Важно прислушиваться к ребёнку. Придерживаться вышеупомянутых правил. Поддерживать, мотивировать, давать чувство безопасности и комфорта. Тогда процесс обучения будет лёгким и позитивным.