Балхарские кувшины
“Он голову задрал, взяв руки под бока, И все же на тебя не смотрит свысока!” – Эта надпись-загадка посвящена балхарскому кувшину. Селение Балхар расположено далеко от Кубачей, но мастера его также известны далеко за пределами Дагестана. Прекрасные работы из светлой глины с тонким самобытным орнаментом украшают дома многих ценителей народных промыслов.
Глиняное производство — процесс долгий и трудоемкий. Промысел этот в Балхаре зародился еще в первых веках нашей эры. Постепенно мастера Балхара стали снабжать посудой все население Дагестана. К середине XVIII века окончательно сложились формы и приемы работы с глиной. Обычно добывали глину мужчины, а лепили посуду, расписывали и обжигали женщины. И сейчас в балхарском цехе керамики Махачкалинского комбината художественных изделий большинство работающих — женщины.
Самые популярные изделия балхарского цеха — кувшины. Разнообразных форм и размеров, кувшины служат декоративным и бытовым целям. Но всегда строгая простота силуэта сочетается с очень лаконичной и одновременно монументальной декоративной росписью. Балхарские кувшины напоминают античные вазы. Отличительная черта балхарской керамики — роспись ангобами, которая выполняется кистью, смоченной жидко разбавленной глиной белого или красно-коричневого цвета. Определенного узора нет, то есть каждая мастерица на каждом кувшине делает его новым. Это и создает неповторимую прелесть любого балхарского изделия.
Роспись обычно не носит геометрического характера, не наблюдается в ней и симметрия. Прямые и волнистые линии, цепочки из запятых, эллипсовидные листья с внутренней росписью создают условно-растительный орнамент, какой был еще на кувшинах острова Крит и Фракии (по Дунаю и Днепру) за 2 тысячелетия до н.э. И каждая черточка или запятая что-то говорила людям прошлого, что-то означала.
После реорганизации производства в балхарском цехе осуществлено разделение труда: одни заняты формовкой, другие — обработкой глины и обжигом, третьи — росписью. Такой подход позволяет использовать силы и время с наибольшей отдачей. Мастерицы обычно работают под песни. Льется мелодия, звучат протяжные слова и так же выводятся узоры на кувшинах.
Самые красивые кувшины делаются из обычной местной глины. Уже много веков балхарские мастерицы создают кувшины и кувшинчики самой разнообразной формы, всевозможных узоров и росписей, не прерывается эта традиция и сейчас, в начале ХХI века.