Загадочные артефакты древности:
правда или подделка? читать ~23 мин.
Мир археологии полон удивительных находок, вызывающих горячие дискуссии в научном сообществе. От странных механических устройств до загадочных письмён – некоторые артефакты настолько необычны, что ставят под сомнение наши представления о технологических возможностях древних цивилизаций. Некоторые исследователи считают их подлинными свидетельствами высокоразвитых древних культур, в то время как другие видят в них искусные подделки или результаты ошибочных интерпретаций. Современные методы исследования помогают раскрыть истину, но множество артефактов по-прежнему остаются в центре научных споров.
Технологические артефакты
Антикитерский механизм
Антикитерский механизм представляет собой одно из самых удивительных технологических устройств древнего мира. Обнаруженный в 1901 году среди обломков затонувшего корабля у греческого острова Антикитера, этот механизм датируется приблизительно 150-100 годами до н.э. и является древнейшим известным аналоговым вычислительным устройством.
Артефакт состоит из бронзовых шестерёнок, помещённых в деревянный корпус размером примерно 34 см × 18 см × 9 см. Первоначально механизм был найден в виде одного куска, который впоследствии разделился на три основных фрагмента, а те, в свою очередь, после реставрационных работ были разделены на 82 отдельных фрагмента. Самая большая шестерёнка имеет диаметр около 13 см и изначально содержала 223 зуба.
Исследования показали, что устройство могло предсказывать положения небесных тел, затмения и отслеживать четырёхлетний цикл спортивных соревнований, подобных Олимпийским играм. Специалисты отмечают, что некоторые показания механизма имели погрешности – например, указатель Марса мог ошибаться до 38 градусов в определённых точках орбиты. Эти неточности связаны не с недостатками конструкции, а с ограничениями древнегреческой астрономической теории.
Профессор Майкл Эдмундс из Кардиффского университета, возглавлявший исследование механизма, отметил: “Это устройство просто необыкновенно, единственное в своём роде. Дизайн великолепен, астрономические расчёты точны. Механическая конструкция просто поражает. Кто бы это ни сделал, он сделал это чрезвычайно тщательно”.
Антикитерский механизм демонстрирует уровень технологического мастерства, которое не появлялось в Европе до 14 века нашей эры, что делает его уникальным свидетельством научных достижений древнегреческой цивилизации.
Багдадская батарея
«Багдадская батарея» – название, присвоенное набору артефактов, обнаруженных в 1936 году близ города Ктесифон в современном Ираке. Комплект состоит из глиняного сосуда высотой около 14 см, медного цилиндра и железного стержня. Артефакт датируется периодом Парфянской (150 до н.э. – 223 н.э.) или Сасанидской империи (224 – 650 н.э.).
Вильгельм Кёниг, бывший директор Национального музея Ирака, предположил, что эти предметы могли функционировать как примитивный гальванический элемент. Согласно его гипотезе, если сосуд заполнялся кислой жидкостью, такой как виноградный сок или уксус, получалось устройство, способное производить слабый электрический ток. Кёниг полагал, что такие батареи могли использоваться для электрохимического нанесения тонких слоёв металла или в медицинских целях.
Однако большинство археологов скептически относятся к этой интерпретации. Критики отмечают отсутствие электропроводящих проводов или других компонентов, необходимых для использования электричества, а также тот факт, что не найдено никаких электроосажденных предметов из соответствующего периода. Альтернативная и более распространённая теория гласит, что эти сосуды могли использоваться для хранения священных свитков.
К сожалению, оригинальный артефакт пропал во время вторжения в Ирак в 2003 году, что значительно затрудняет дальнейшие исследования. Хотя современные реконструкции показывают, что подобное устройство теоретически могло генерировать слабый электрический ток, отсутствие археологического контекста, указывающего на практическое применение электричества в древнем мире, оставляет вопрос о назначении «Багдадской батареи» открытым.
Дендерский светильник
В храме богини Хатхор в Дендере (Египет) находятся загадочные рельефы, известные как «Дендерский светильник». Эти изображения, расположенные в криптах храма, вызвали множество споров относительно их интерпретации.
Рельефы изображают змею, выходящую из лотоса и заключённую в овальную форму, которая поддерживается колонной джед. Согласно иероглифическим текстам, окружающим изображения, они представляют статуи, связанные с египетским мифом о сотворении мира. В частности, они изображают Харсомтуса, иногда отождествляемого с богом Ра, в форме змеи, выходящей из цветка лотоса.
В 1980-х годах возникла альтернативная интерпретация этих рельефов, предложенная сторонниками теорий о древних высокоразвитых технологиях. Они утверждали, что овальная форма напоминает лампу накаливания, змея может представлять собой нить, а колонна джед – изолированную рукоятку. Эта гипотеза предполагает, что древние египтяне могли обладать знаниями об электричестве.
Однако египтологи подчёркивают, что такая интерпретация игнорирует культурный и религиозный контекст изображений. Криптографический текст, сопровождающий рельефы, ясно описывает их как часть религиозного символизма. Криптовый храм считался аналогом загробного мира Дуат, а рельефы изображали культовые статуи, которые хранились под землёй как «тела» богов, пока они не возрождались через контакт со светом на крыше храма.
Традиционное египтологическое объяснение рельефов надёжно подкреплено знанием египетской религиозной символики и языка, в то время как «технологическая» интерпретация основана на поверхностном визуальном сходстве без учёта культурного контекста.
Загадочные рукописи и картографические материалы
Рукопись Войнича
Рукопись Войнича, названная в честь Вильфрида Войнича, который приобрёл её в начале XX века, представляет собой загадочный манускрипт, написанный неизвестным алфавитом и на неизвестном языке. Кодекс состоит примерно из 240 страниц пергамента с множеством иллюстраций растений, астрономических объектов и обнажённых женских фигур.
Радиоуглеродный анализ, проведённый исследователями Аризонского университета в 2009 году, установил, что пергамент был изготовлен между 1404 и 1438 годами. Стилистический анализ указывает на возможное итальянское происхождение рукописи в период Ренессанса.
Текст рукописи имеет необычные характеристики – в нём отсутствуют видимые ошибки и исправления, что нетипично для естественных рукописей того времени. Распределение слов и символов демонстрирует статистические закономерности, схожие с естественными языками, но не соответствует ни одному известному историческому языку или шифру.
Содержание рукописи обычно разделяют на шесть основных разделов: травник, астрономический, биологический, космологический, фармацевтический и раздел с рецептами. Травник занимает большую часть книги и содержит изображения неопознанных растений с сопроводительным текстом. Астрономический раздел включает круговые диаграммы с символами созвездий и знаков зодиака. В биологическом разделе изображены обнажённые женские фигуры, купающиеся в странных жидкостях, соединённых трубами.
За столетия существования рукописи было предложено множество теорий о её происхождении и назначении – от подлинного научного или медицинского текста до изощрённой подделки или зашифрованного еретического трактата. Некоторые исследователи предполагают, что это может быть пример искусственно созданного языка или результат глоссолалии (автоматического письма).
Несмотря на многочисленные попытки расшифровки с использованием как традиционных лингвистических методов, так и современных компьютерных алгоритмов, текст рукописи Войнича остаётся нерасшифрованным, продолжая интриговать учёных и энтузиастов своей загадочностью.
Карта Пири Рейса
Карта Пири Рейса – это фрагмент мировой карты, составленной в 1513 году османским адмиралом и картографом Пири Рейсом. До нашего времени сохранилась лишь примерно треть оригинальной карты, которая ныне хранится во дворце Топкапы в Стамбуле. После завоевания Египта в 1517 году Пири Рейс представил карту османскому султану Селиму I, после чего она исчезла из исторических источников до своего повторного обнаружения в 1929 году.
Особую ценность карте придаёт тот факт, что она содержит частичную копию ныне утраченной карты Христофора Колумба. В отличие от европейских карт того времени, она выполнена в стиле портолана с розами компаса и сеткой румбов для навигации вместо линий широты и долготы. Карта содержит обширные заметки на османском турецком языке.
Изображение Южной Америки на карте отличается высокой для своего времени точностью. Однако северо-западное побережье представляет собой смесь элементов Центральной Америки и Кубы, объединённых в единую сушу. Учёные объясняют это влиянием ошибочного представления Колумба о том, что он достиг Азии. Южное побережье Атлантического океана, предположительно, изображает гипотетическую Терра Аустралис.
Карта вызвала множество противоречивых интерпретаций. Некоторые энтузиасты утверждают, что она изображает Антарктиду без ледяного покрова, хотя этот континент был официально открыт только в 1820 году. Они предполагают, что карта могла быть скопирована с более древних источников, созданных неизвестной развитой цивилизацией. Однако профессиональные картографы и историки объясняют эти особенности характерными для того времени предположениями о существовании южного континента и творческой интерпретацией имеющихся данных.
Карта Пири Рейса визуально отличается от европейских портоланов, на неё повлияла исламская традиция миниатюры. Она была необычной для исламской картографической традиции тем, что включала множество немусульманских источников, что свидетельствует о культурном обмене между исламским и христианским мирами в эпоху Великих географических открытий.
Фестский диск
Фестский диск – уникальный археологический артефакт, обнаруженный в 1908 году итальянским археологом Луиджи Пернье во время раскопок минойского дворца в Фесте на острове Крит. Диск представляет собой круглую глиняную табличку диаметром около 16 см и толщиной почти 2 см, покрытую с обеих сторон спиральным рядом символов.
Особенностью диска является то, что 241 знак, организованный в 61 группу, был нанесён на мягкую глину путём вдавливания отдельных штампов перед обжигом. Это делает его древнейшим известным примером использования своеобразной «печатной» технологии с подвижными знаками, за тысячелетия до изобретения книгопечатания Гутенбергом.
Датировка диска остаётся предметом споров. Разные исследователи относят его к периоду между 1850 и 1600 годами до н.э. (средний минойский период) или к более позднему времени (1400-1300 годы до н.э., поздний минойский период). Эти расхождения связаны с неоднозначностью археологического контекста находки.
Назначение и содержание диска также остаются загадкой. Высказывались самые разные предположения – от религиозного текста, молитвы или заклинания до административного документа, календаря или даже игровой доски. Некоторые исследователи сомневались в подлинности диска, однако современный анализ материала и технологии изготовления подтверждает его древнее происхождение.
Многочисленные попытки расшифровать символы Фестского диска не привели к общепризнанным результатам. Большинство исследователей считают, что знаки представляют собой слоговое письмо, хотя высказывались гипотезы об алфавитном или логографическом характере письма. Сложность расшифровки усугубляется небольшим объёмом текста (всего около 241 знака) и отсутствием надёжных параллелей в других известных системах письма бронзового века.
Фестский диск остаётся одним из самых загадочных артефактов древности, продолжая привлекать внимание как профессиональных учёных, так и любителей древних загадок своей необычной технологией изготовления и нерасшифрованным посланием.
Камень Бат-Крик
Камень Бат-Крик представляет собой небольшую каменную табличку с загадочной надписью, обнаруженную Джоном У. Эммертом 14 февраля 1889 года во время раскопок кургана Типтон в округе Лаудон, штат Теннесси. Эта находка стала частью широкомасштабных археологических исследований, проводимых под руководством Сайруса Томаса с целью выяснить, кто создавал многочисленные курганы на востоке Соединённых Штатов.
Камень имеет размеры 11,4 сантиметра в длину и 5,1 сантиметра в ширину. На нём выгравированы восемь символов, семь из которых расположены в одной строке, а восьмой – под основной надписью. Глубина гравировки символов составляет примерно 2-3 миллиметра.
В конце XIX века, когда был найден камень, Сайрус Томас интерпретировал надпись как буквы из алфавита чероки. Эта версия долгое время считалась общепринятой, пока примерно столетие спустя учёный Сайрус Х. Гордон не предложил альтернативную теорию. Он предположил, что символы представляют собой палео-иврит I или II века нашей эры, что могло бы свидетельствовать о контактах между древним Ближним Востоком и Америкой до Колумба.
Гипотеза Гордона вызвала значительные дебаты в научном сообществе. Археологи Роберт Мейнфорт и Мэри Квас провели детальное исследование камня и пришли к выводу, что он, вероятно, является подделкой XIX века. Они установили, что символы на камне могли быть скопированы из популярных изданий того времени, содержавших образцы древних алфавитов.
Согласно их анализу, подделка могла быть создана с целью поддержать популярную в то время теорию о происхождении строителей курганов от «потерянных колен Израилевых». Это соответствовало религиозным и культурным течениям XIX века, когда многие американцы интересовались библейской археологией и искали связи между коренными американцами и древними израильтянами.
Хотя истинное происхождение камня Бат-Крик остаётся предметом дискуссий, большинство современных археологов склоняются к версии о его недостоверности как исторического артефакта. Тем не менее, он представляет интерес как пример того, как археологические находки могут быть интерпретированы через призму культурных и религиозных убеждений своего времени.
Необычные трёхмерные артефакты
Хрустальные черепа
Хрустальные черепа – это резные изделия из горного хрусталя в форме человеческих черепов, которые долгое время считались доколумбовыми мезоамериканскими артефактами. Наиболее известные экземпляры хранятся в Британском музее в Лондоне, Музее кварца в Париже и в частных коллекциях. Самым знаменитым является так называемый «череп Митчелл-Хеджеса», якобы найденный в 1924 году в древнем городе майя Лубаантун в Британском Гондурасе (ныне Белиз).
Череп Митчелл-Хеджеса изготовлен из цельного куска прозрачного кварца размером с небольшой человеческий череп – около 13 см в высоту, 18 см в длину и 13 см в ширину. Нижняя челюсть отделена от основной части. Вокруг этого артефакта возникло множество легенд – утверждалось, что он обладает паранормальными свойствами, имеет возраст до 12 000 лет и был создан с использованием технологий, недоступных древним цивилизациям.
В начале 1970-х годов череп исследовал реставратор Фрэнк Дорланд, который заявил, что артефакт был вырезан с полным пренебрежением к естественной кристаллической оси кварца, что невозможно при использовании металлических инструментов. Позднее череп изучали в лабораториях Hewlett-Packard, где установили, что он изготовлен из единого кристалла кварца, включая отдельную нижнюю челюсть.
Однако современные научные исследования опровергли претензии на древнее происхождение хрустальных черепов. В 2007-2008 годах Джейн Маклорен Уолш из Смитсоновского института провела детальный анализ черепа Митчелл-Хеджеса с использованием ультрафиолетового света, мощного оптического микроскопа и компьютерной томографии. Сканирующий электронный микроскоп выявил следы обработки высокоскоростными вращающимися инструментами с твёрдыми абразивами, такими как алмаз – технологией, недоступной доколумбовым цивилизациям.
Исследования всех известных хрустальных черепов, проведённые в Британском музее и других научных учреждениях, показали, что они были изготовлены в Европе, вероятнее всего в мастерских немецкого города Идар-Оберштейн, известного в XIX веке обработкой кварца из Бразилии. Череп Митчелл-Хеджеса, по всей видимости, был создан в 1930-х годах по образцу черепа из Британского музея.
Вопреки распространённому мнению, подлинные мезоамериканские мифы и религиозные тексты не содержат упоминаний о хрустальных черепах с мистическими свойствами. Эти легенды возникли гораздо позже, в контексте эзотерических и нью-эйдж движений XX века, и были популяризированы в художественной литературе и кинематографе.
Птица Саккары
Птица Саккары – это деревянная модель птицы, изготовленная из древесины сикоморы и установленная на палку, обнаруженная во время раскопок гробницы Па-ди-Имена в Саккаре, Египет, в 1898 году. Артефакт датируется приблизительно 200 годом до н.э. и в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Модель имеет размах крыльев 18 см и весит около 39 граммов.
Назначение этого артефакта остаётся предметом дискуссий среди археологов. Наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что Птица Саккары имела религиозное или церемониальное значение. Модель выполнена в форме сокола – птицы, которая часто использовалась для изображения важнейших египетских божеств, таких как Гор и Ра Хорахти. Существует предположение, что она могла размещаться на мачте священных лодок, используемых во время религиозного фестиваля Опет. Рельефы с изображением таких лодок были найдены в храме Хонсу в Карнаке и датируются поздним Новым царством.
Другие возможные объяснения включают использование в качестве детской игрушки для представителей элиты или в качестве простого флюгера.
В конце XX века возникла альтернативная и гораздо более противоречивая интерпретация Птицы Саккары. Некоторые исследователи, включая египетского врача Халила Мессиху, предположили, что артефакт может представлять собой модель древнего летательного аппарата. Сторонники этой теории указывают на аэродинамическую форму модели и проводили эксперименты с её копиями, утверждая, что с добавлением хвостового стабилизатора она способна планировать.
Однако профессиональные археологи и историки авиации отвергают эту интерпретацию. Ричард П. Халлион отмечает, что оригинальная модель «слишком тяжёлая и нестабильная, чтобы летать сама по себе». Критики также указывают, что планирующие свойства, проявляемые модифицированными репликами из лёгких современных материалов и с добавленными стабилизаторами, не доказывают, что оригинальный артефакт был предназначен для полёта.
Отсутствие в египетских иероглифических текстах каких-либо упоминаний о летательных аппаратах и изображений летающих людей, при наличии подробных записей о повседневной жизни и технологиях, также свидетельствует против «авиационной» гипотезы. Традиционная интерпретация Птицы Саккары как религиозного артефакта остаётся наиболее обоснованной с точки зрения исторического и культурного контекста Древнего Египта.
Римский додекаэдр
Римские додекаэдры представляют собой необычные металлические предметы правильной двенадцатигранной формы, найденные на территории бывшей Римской империи. В общей сложности было обнаружено более ста таких объектов, в основном на территориях современной Франции и Германии, хотя отдельные экземпляры были найдены также в Венгрии и Великобритании.
Эти артефакты изготовлены из бронзы или камня и датируются II-III веками нашей эры. Размеры додекаэдров варьируются от 4 до 11 сантиметров. Каждый додекаэдр имеет 12 плоских пятиугольных граней с отверстиями разного диаметра в центре каждой грани. Вершины часто украшены шаровидными выступами.
Что делает эти предметы особенно загадочными – это полное отсутствие упоминаний о них в римских текстах или изображений на фресках и мозаиках того времени. Ни один из найденных артефактов не имеет надписей, которые могли бы пролить свет на их назначение.
За годы исследований было выдвинуто множество гипотез о возможном использовании римских додекаэдров. Среди наиболее популярных версий – применение в качестве подсвечников (внутри одного экземпляра был найден воск), игральных костей, измерительных приборов для определения расстояний или калибров для проверки размеров монет или трубопроводов.
Некоторые исследователи предполагают, что додекаэдры могли использоваться как астрономические инструменты для определения оптимальных дат сельскохозяйственных работ, например, для посева озимых культур. Другие считают, что они могли служить основаниями для военных штандартов или использоваться в религиозных ритуалах. Последняя версия подкрепляется тем фактом, что большинство находок сделано в галло-римских областях, где сохранялись местные кельтские культы.
Несмотря на выдвинутые гипотезы, точное назначение римских додекаэдров остаётся неизвестным, что делает их одними из самых интригующих археологических загадок римской эпохи. Отсутствие письменных свидетельств особенно удивительно для цивилизации, оставившей подробные описания большинства аспектов своей культуры и технологий.
Известные мистификации и подделки
Пилтдаунский человек
Пилтдаунский человек – одна из самых известных научных мистификаций XX века, которая десятилетиями вводила в заблуждение антропологов и историков эволюции человека. История началась в 1912 году, когда археолог-любитель Чарльз Доусон заявил, что обнаружил фрагменты черепа и челюсти неизвестного ранее предка человека в гравийном карьере около деревни Пилтдаун в Восточном Суссексе, Англия.
Доусон представил свои находки Артуру Смиту Вудворду, хранителю геологического отдела Британского музея естественной истории. Вместе они провели дальнейшие раскопки на месте находки и якобы обнаружили дополнительные фрагменты черепа, зубы и примитивные орудия труда. На основе этих находок была реконструирована модель черепа существа, которому дали научное название Eoanthropus dawsoni («Рассветный человек Доусона»).
Особенностью Пилтдаунского человека было сочетание большого, современного по форме мозгового отдела черепа с примитивной, обезьяноподобной челюстью. Это соответствовало популярному в то время представлению о том, что в эволюции человека головной мозг увеличился раньше, чем изменились челюсти и зубы. Находка также льстила национальной гордости британцев, поскольку предполагала, что один из ранних предков человека жил на Британских островах.
Хотя с самого начала некоторые учёные высказывали сомнения в подлинности находки, Пилтдаунский человек был широко принят научным сообществом. Только в 1953 году, более 40 лет спустя, группа исследователей окончательно доказала, что череп является подделкой. Анализы показали, что «артефакт» был составлен из фрагментов современного человеческого черепа возрастом не более нескольких сотен лет и модифицированной челюсти орангутана. Зубы были искусственно подпилены для имитации человеческого износа, а все фрагменты были окрашены для придания им видимости древности.
Масштабное научное расследование, проведённое в 2016 году, установило, что основным, если не единственным, создателем подделки был сам Чарльз Доусон. Анализ показал, что все предметы, связанные с Пилтдаунским человеком, были подделаны одним и тем же набором материалов, которые можно было найти в распоряжении Доусона.
Мистификация с Пилтдаунским человеком оказала значительное негативное влияние на палеоантропологию, задержав на десятилетия признание подлинных находок предков человека в Африке. В то же время, её разоблачение привело к значительному повышению стандартов проверки и аутентификации палеонтологических находок, способствуя развитию более строгих научных методов.
Кардиффский гигант
Кардиффский гигант – одна из самых известных археологических мистификаций в американской истории, которая вызвала сенсацию в 1869 году. История началась, когда рабочие, копавшие колодец на ферме Уильяма «Стаба» Ньюэлла недалеко от Кардиффа, штат Нью-Йорк, откопали то, что казалось окаменевшим человеческим телом высотой более трёх метров.
Новость о находке быстро распространилась, и тысячи людей устремились посмотреть на «каменного великана». Ньюэлл, не упустив возможности заработать, установил палатку над местом раскопок и начал брать плату в размере 50 центов (значительная сумма по тем временам) за просмотр. Посетители могли увидеть огромную фигуру человека, лежащего на спине, с подтянутыми к груди коленями и выражением агонии на лице.
Многие приняли находку за подлинный окаменевший останок древнего гиганта, что соответствовало некоторым религиозным представлениям о существовании гигантов в прошлом, упомянутых в Библии. Некоторые учёные, однако, сразу выразили скептицизм. Палеонтолог Отниел Чарльз Марш из Йельского университета, осмотрев находку, заявил: «Это очень грубая подделка».
Правда вскоре вышла наружу. Кардиффский гигант был создан нью-йоркским табачным торговцем Джорджем Халлом, который задумал мистификацию после спора с методистским проповедником о буквальной интерпретации библейского стиха из Книги Бытия (6:4), упоминающего гигантов. Халл, будучи атеистом и скептиком, решил доказать, как легко можно обмануть тех, кто слепо верит в авторитет священных писаний.
В 1868 году Халл заказал блок гипса весом в тонну из каменоломни в Форт-Додж, штат Айова, который был доставлен в Чикаго. Там он нанял скульптора для создания фигуры гиганта. Затем статую искусственно состарили с помощью кислоты и различных инструментов для создания эффекта выветривания, после чего тайно закопали на ферме Ньюэлла, который был кузеном Халла и соучастником мистификации.
Несмотря на разоблачение, общественный интерес к гиганту не угас. Знаменитый шоумен П.Т. Барнум предложил за него 60 000 долларов, но получил отказ. Тогда Барнум создал собственную копию и выставил её, утверждая, что именно его гигант настоящий, а оригинал – подделка. Это привело к возникновению известной фразы «каждую минуту рождается новый простак» (в оригинале приписываемой Барнуму как «каждую минуту рождается новый посетитель цирка»).
Кардиффский гигант стал символом американской склонности к сенсациям и мистификациям в эпоху быстрой индустриализации и научных открытий. Он также иллюстрирует сложные отношения между наукой, религией и коммерцией в американском обществе того времени.
Камни Ики
Камни Ики представляют собой коллекцию камней с выгравированными изображениями, якобы найденных в Перу. Эти андезитовые камни привлекли широкое внимание благодаря изображениям на них динозавров и сложных медицинских процедур, что, если бы они были подлинными, противоречило бы современным научным представлениям о том, что люди и динозавры жили в разные эпохи, разделённые миллионами лет.
Популяризатором этих артефактов стал перуанский врач Хавьер Кабрера Дарквеа, который начал собирать камни в 1960-х годах. По его утверждению, коллекция насчитывала более 15 000 экземпляров. Кабрера утверждал, что камни были созданы древней цивилизацией, обладавшей передовыми знаниями в области медицины, астрономии и палеонтологии.
В попытке установить подлинность своей коллекции, Кабрера заказал ряд исследований. В 1967 году геолог Эрик Вольф исследовал несколько камней и заявил, что патина и следы износа на них свидетельствуют об их древнем происхождении. Однако результаты этих исследований не были опубликованы в признанных научных журналах и не получили широкого признания в научном сообществе.
Решающим свидетельством против подлинности камней Ики стало признание местного фермера Базилио Учуйи, который в 1973 году сообщил, что он и его жена создавали камни, копируя изображения из журналов, книг и музейных экспонатов, а затем искусственно состаривали их, закапывая в куриный помёт с добавлением песка. Учуйя продавал камни туристам и коллекционерам, включая Кабреру.
Несмотря на это признание, Кабрера и его последователи продолжали настаивать на подлинности коллекции, утверждая, что Учуйя солгал под давлением властей, которые были обеспокоены незаконной торговлей артефактами. Они указывали на точность анатомических деталей некоторых динозавров на камнях, которые, по их мнению, не мог воспроизвести необразованный фермер.
Однако научное сообщество остаётся скептическим. Отсутствие контролируемых археологических раскопок, которые подтвердили бы происхождение камней, и анахронизмы в изображениях (например, особенности динозавров, ставшие известными только в 20-м веке благодаря палеонтологическим открытиям) свидетельствуют против их подлинности. Кроме того, многие изображения фантастических существ и сцен отражают современные представления о древних цивилизациях, а не реальные исторические знания.
В настоящее время большинство археологов и историков считает камни Ики современными подделками, созданными для туристического рынка и коллекционеров, интересующихся паранормальными явлениями и альтернативными теориями истории.
Камни Дропа
История камней Дропа – одна из самых известных мистификаций в области уфологии и альтернативной археологии – о внеземной расе гуманоидов, якобы высадившихся на Земле около 12 тысяч лет назад в районе гор Баян-Хара-Ула на границе Китая и Тибета. Согласно легенде, в 1938 году китайская экспедиция под руководством археолога Чи Пу Тея обнаружила в пещерах 716 могил с останками существ небольшого роста (около 1,38 м) с большими головами и тонкими телами, а также 716 каменных дисков диаметром около 30 см с отверстием в центре и спиралевидными канавками, содержащими микроскопические иероглифы. Эти диски якобы рассказывали о крушении космического корабля расы Дропа, их попытках выжить и взаимодействии с местными жителями.
Однако история считается вымыслом, так как:
- Нет материальных доказательств существования дисков, скелетов или экспедиции.
- Имена учёных, таких как Чи Пу Тей и Цум Ум Нуи (якобы расшифровавший иероглифы), не соответствуют китайской ономастике и не упоминаются в достоверных источниках.
- Фотографии дисков, сделанные австрийским инженером Эрнстом Вегерером в 1974 году, не подтверждены, а сами артефакты якобы исчезли.
- Аналогичные нефритовые диски Би, относящиеся к культуре Лянчжу (3400 – 2250 гг. до н.э.), известны в Китае, но не связаны с внеземными теориями.
История получила популярность в 1960-х годах после публикаций в советском журнале «Спутник» и западных изданиях, обрастая деталями, но научное сообщество считает её псевдоархеологической мистификацией.