Драгоценные камни в истории читать ~15 мин.
Увлечение драгоценными камнями пронизывает всю историю человечества, маня своими цветами и отражениями, тесно сочетаясь с бережным отношением цивилизации к красоте и редкости. Драгоценные камни всегда воспринимались как объект культуры, экономики, мифологии, направляя человеческое ремесло и торговлю с древнейших времён.
Драгоценные камни, представляющие собой минералы, горные породы или окаменевшие материалы, в первую очередь ценятся за красоту, прочность и редкость. Их спектр широк – от широко известных бриллиантов, сапфиров, рубинов и изумрудов до менее распространённых, но не менее очаровательных камней, таких как опалы, нефрит, бирюза и аметист. Каждая разновидность обладает уникальной кристаллической структурой, минеральным составом и твёрдостью, классифицируемой по шкале Мооса – системе оценок от талька в 1 балл, обозначающего самый мягкий, до алмаза в 10 баллов, самого твёрдого из известных природных материалов.
Самоцветы — это общее название для драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, которые используются в ювелирном и поделочном сырье. Они могут быть прозрачными или полупрозрачными.
Выходя за рамки простого блеска, цветовые явления в драгоценных камнях также привлекают внимание. Например, александрит демонстрирует поразительное изменение цвета от зелёного до красного в зависимости от источника света. Опалы могут похвастаться свойством игры цвета, рассеивая спектральные оттенки через свои кварцевые сферы. Звёздный эффект или астеризм, наблюдаемый в звездчатых сапфирах и рубинах, очаровывает благодаря выровненным иглоподобным включениям, отражающим свет в виде звезд.
Места нахождения и географическое значение драгоценных камней
Географическое распространение драгоценных камней столь же разнообразно, как и сами камни. Отдельные места славятся конкретными драгоценными камнями, что часто влияет на такие названия, как колумбийские изумруды или бирманские рубины. Геологические процессы, связанные с образованием драгоценных камней, как правило, длительные, с высоким давлением, температурой и слиянием богатых минералами жидкостей, поэтому шахты часто располагаются в отдалённых, труднодоступных районах, что требует больших усилий человека для добычи этих камней.
Месторождения алмазов, образовавшиеся в мантии и вынесенные на поверхность кимберлитовыми трубками, встречаются в основном в регионах Южной Африки, России и Австралии. Долина Могок в Мьянме является синонимом высококачественных рубинов, где геологическая среда «мраморного происхождения» накладывает отпечаток на камни, придавая им яркую насыщенность. Аналогично, австралийский хребет Лайтнинг Ридж славится драгоценными чёрными опалами.
Кстати, используемый для ювелирных украшений жемчуг, который часто упоминается среди драгоценных камней и иногда приравнивается к ним, сам таким камнем в полной мере не является. Жемчуг – минеральный материал органического происхождения, жемчужина образуется в раковинах моллюсков.
Историческое развитие обработки драгоценных камней
Ранняя обработка драгоценных камней была рудиментарной и сводилась к ручным манипуляциям с поверхностью камня. Главная цель заключалась в том, чтобы подчеркнуть естественную привлекательность камня, выявив и подчеркнув его цвет и чистоту. Древние техники использовали абразивные материалы, такие как песок или кварцевый порошок, чтобы кропотливо шлифовать и сглаживать поверхность драгоценных камней, и эта практика уступила место рудиментарному формообразованию и полировке.
За тысячелетия лапидарное искусство значительно продвинулось вперёд, пережив важнейшие прорывы в исторические эпохи. Например, появление колеса произвело революцию в обработке драгоценных камней. К ранним примерам полировальных аппаратов относится «скайф» – специализированная форма вращающегося колеса, предназначенная для огранки алмазов, что изменило индустрию. В эту эпоху также появилась «бриллиантовая огранка» – дизайн, оптимизирующий отражение света внутри бриллианта, усиливающий блеск, который стал синонимом драгоценного камня.
Мастера эпохи Возрождения внедрили усовершенствованную технику огранки, превратив огранку драгоценных камней из чисто ручной работы в научный подход, переплетающийся с геометрией. Они обнаружили, что симметричное расположение плоских плоскостей или граней может манипулировать светом внутри камня, создавая и стимулируя блеск и огонь – рассеивание белого света в спектр цветов.
Технологические инновации XX века ещё более усовершенствовали обработку драгоценных камней: появились механизированные режущие инструменты и программное обеспечение для автоматизированного проектирования, что позволило добиться точности и замысловатого дизайна, ранее недостижимого. Химическая обработка, тепловое воздействие и облучение стали использоваться для улучшения или изменения цвета и прозрачности драгоценных камней, повышая их привлекательность и товарный вид. Такие методы обработки, несмотря на их распространённость, требуют раскрытия информации, поскольку они существенно влияют на оценку и подлинность драгоценных камней.
История обработки драгоценных камней не лишена этических аспектов. Хотя технологическое вмешательство позволило расширить рынок драгоценных камней, оно также привело к появлению практики, требующей исправления. Добыча драгоценных камней часто влечёт за собой значительные экологические и социальные издержки, что побуждает ювелирную промышленность пересматривать практику, обеспечивая соблюдение экологических стандартов и способствуя развитию общества.
По мере развития общества спрос на традиционные и нетрадиционные драгоценные камни не ослабевает. Выращенные в лабораториях драгоценные камни получили широкое распространение, предлагая альтернативы, которые по внешнему виду и физическим свойствам могут соперничать с природными аналогами. Хотя эти камни не имеют геологической родословной, они могут похвастаться устойчивой историей, свободной от этических и экологических обязательств, связанных с добычей.
Тем не менее, природные драгоценные камни сохраняют своё почитание благодаря романтичности истории их образования и неповторимости пути каждого камня из глубин Земли к витрине ювелира. Таким образом, мировой рынок драгоценных камней переживает дихотомию, ценя одновременно инновации и традиции.
В будущем индустрия драгоценных камней окажется на перекрёстке наследия и науки. Прогресс в области передовых технологий обработки и растущий акцент на этическом подходе и устойчивом развитии позволяют говорить о динамичном и сознательном развитии этого вечного интереса человечества. Задача по-прежнему состоит в том, чтобы сохранить уважение к этим чудесам природы и в то же время смягчить воздействие на планету и её обитателей.
Примеры драгоценных камней, имеющих важное культурное и мифологическое значение
Алмаз
В западных культурах бриллианты являются символом чистоты и силы. Древние греки считали, что бриллианты – это осколки упавших на землю звёзд или слезы богов. В индуистской мифологии бриллианты ассоциировались с молнией, оружием царя богов Индры. Бриллианты неизменно используются в обручальных кольцах с тех пор, как в 1477 году эрцгерцог Максимилиан Австрийский сделал предложение Марии Бургундской с помощью кольца с тонкими плоскими бриллиантами в форме буквы «М».
Рубин
Почитаемый во многих культурах как самый драгоценный из 12 камней, созданных Богом, рубин символизирует страсть, защиту и процветание. Библия восхваляет рубин за его сияние и глубину цвета, как «светильник, который не погаснет». В индуизме рубин (санскр.: ratnaraj) называют «царём драгоценных камней» и использовали в честь Кришны. Во многих культурах рубин ценили за его предполагаемую способность способствовать любви, здоровью и мудрости.
Сапфир
Сапфир часто ассоциируется с божественной благосклонностью. Он символизирует благородство, истину и верность. Традиционно в Средние века представители духовенства носили сапфиры, символизирующие Небеса. Древние персы верили, что земля покоится на гигантском сапфире, отражение которого окрашивает небо. В некоторых традициях считалось, что десять заповедей были начертаны на скрижалях из сапфира, которые были настолько твёрдыми, что молот, которым их пытались разбить, вместо этого разрушался.
Изумруд
Древние римляне и греки считали изумруды драгоценным камнем богини Венеры, олицетворяющим плодородие и любовь, и они занимают видное место в нескольких культурах. Инки использовали изумруды в своих религиозных церемониях и подношениях. По словам Аристотеля, изумруды повышали значимость владельца в присутствии и речи во время бизнеса, давали победу в испытаниях и обеспечивали комфорт высших сил.
Лазурит
В древних цивилизациях Египта, Персии и Месопотамии лазурит считался символом звёздной ночи, богов и правителей. В Египте он использовался в бровях на погребальной маске царя Тутанхамона. Лазурит был камнем мудрости и проницательности, считалось, что он приносит мощные откровения и экстрасенсорные способности.
Аметист
Согласно классической мифологии, аметист – фиолетовый драгоценный камень, способный защитить своего владельца от пьянства. В средневековые времена он ценился королевскими особами за свой царственный фиолетовый оттенок и, как считалось, предотвращал пьянство. Аметист также упоминается в Библии как один из 12 камней, украшавших нагрудник первосвященника, и считается, что он символизирует одно из двенадцати колен Израиля.
Нефрит
В китайской культуре нефрит олицетворяет благородство, совершенство, постоянство и бессмертие. Он использовался в различных церемониальных обрядах и символизировал гармонию Неба и Земли. Конфуцианские учёные уподобляли его твёрдость, силу и красоту добродетелям мудрости и мужества.
Эти примеры иллюстрируют исторический вес драгоценных камней, вплетённых в ткань цивилизаций и отражающих богатый гобелен аллегорических историй – от защиты и власти до чистоты и просветления. Легенда о каждом камне – свидетельство непреходящей потребности человека найти смысл за пределами физического мира и в метафизических качествах, приписываемых сокровищам Земли.
Есть ли драгоценные камни, связанные с конкретными богами или богинями в других мифологиях?
Вот несколько ярких примеров:
Бирюза – в древнеегипетской мифологии бирюза ассоциировалась с богиней Хатхор, богиней любви, музыки и материнства. Главным источником бирюзы в древнем мире были рудники на Синайском полуострове, которые, как считалось, находились под покровительством Хатхор.
Опал – в древнеримской мифологии опал ассоциировался с Купидоном (у греков – Эросом), богом желания и привязанности. Яркие и изменчивые цвета опала напоминали искру любовного пламени.
Аквамарин – в греческой и римской мифологии аквамарин ассоциировался с богом моря Посейдоном (для римлян – Нептуном). Моряки носили амулеты с аквамарином для защиты и чтобы вызвать благосклонность бога, обеспечивая безопасный проход через бурные моря.
Перидот – в гавайской мифологии считается, что перидот символизирует слезы Пеле, богини вулканов и огня, создательницы Гавайских островов. Естественно, что из-за вулканической активности, распространённой на Гавайях, перидот встречается в изобилии и имеет особое культурное значение.
Лунный камень – в индуистской мифологии лунный камень ассоциируется с лунными божествами и считается священным. Его часто связывают с богом Луны Чандрой, а его жемчужный блеск, как считается, передаёт неземное сияние Луны.
Гранат – в норвежской мифологии гранат упоминается как драгоценный камень, связанный с Тором, богом грома. Считается, что он символизирует огонь и направляет и защищает воинов в бою.
Коралл – в греческой мифологии коралл ассоциируется с кровью Медузы, одной из трёх сестёр Горгоны. Персей положил голову Медузы на берег реки, когда мыл руки, и её кровь превратила водоросли в красный коралл.
Янтарь – согласно греческой мифологии, когда Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, был убит, его оплакивающие сестры превратились в тополя, а их слезы – в янтарь. Таким образом, янтарь ассоциируется с божественным представлением траура и бессмертной природой души.
Эти ассоциации, укоренившиеся в повествованиях о божествах различных цивилизаций, показывают драгоценные камни не просто как материальные ценности, а как священные объекты, наделённые духовной силой и божественной связью. Эти верования подчёркивают внутреннюю ценность и мистическое значение драгоценных камней, выходящее далеко за рамки их физической привлекательности.
Самые известные драгоценные камни
Некоторые драгоценные камни получили широкую известность на протяжении всей истории человечества, часто благодаря своим размерам, владельцам или легендам, связанным с ними. Ниже приведены некоторые из самых известных драгоценных камней, известных своими увлекательными историями и прошлым.
Бриллиант «Надежда»
Бриллиант «Надежда», пожалуй, самый известный драгоценный камень в мире, славящийся своим изысканным темно-синим цветом и предполагаемым проклятием. Весом 45,52 карата, его история полна интриг и несчастий для владельцев. Его происхождение уходит корнями в Индию, он украшал шею Марии-Антуанетты, а затем был передан в Смитсоновский институт, где и находится по сей день.
Бриллиант «Кох-и-Нор»
Бриллиант, название которого переводится как «Гора света» – один из крупнейших огранённых алмазов в мире, входящий в состав Драгоценностей короны Соединённого Королевства. Родом из индийских россыпных шахт, после огранки в XIX веке его вес составил 105,6 карата. Он последовательно переходил из рук в руки различных правителей Южной и Западной Азии, прежде чем был передан королеве Виктории после британской аннексии Пенджаба в 1849 году.
Рубин «Чёрный принц»
Эта крупная красная шпинель, ошибочно названная рубином, украшает императорскую государственную корону Англии, которую носит королева Елизавета II. Его название происходит от имени Эдуарда Вудстокского, принца Уэльского, «Чёрного принца», который приобрёл его в 1367 году. История драгоценного камня насчитывает несколько королевских владельцев, и на протяжении столетий он является частью Британских коронных драгоценностей.
Звезда Индии
Один из крупнейших в мире синих звездчатых сапфиров ювелирного качества, «Звезда Индии» весит поразительные 563,35 карата. Камень славится своей чётко очерченной звездой, видимой с обеих сторон благодаря уникальной двусторонней огранке кабошон. Обнаруженный на Шри-Ланке камень имеет возраст более двух миллиардов лет и в настоящее время выставлен в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке.
Бриллиант «Куллинан»
Самый крупный из когда-либо найденных алмазов ювелирного качества, «Куллинан» в неограненном виде весил 3106,75 карата. Он был найден в 1905 году на руднике Премьер в Южной Африке и позднее огранён на девять крупных камней и множество более мелких. Самый крупный из них, «Куллинан I» или «Великая звезда Африки», весом 530,2 карата, является крупнейшим в мире алмазом в чистой огранке и сейчас входит в состав драгоценностей Британской короны.
Бриллиант «Орлов»
Бриллиант «Орлов» с характерным голубовато-зелёным оттенком и весом около 190 карат украшает императорский скипетр Екатерины Великой. Легенда гласит, что когда-то он использовался в качестве глаза идола индуистского божества в храме Шрирангам, а затем был украден и многократно продан. «Орлов» входит в бриллиантовую коллекцию музея «Оружейная палата Кремля» в Москве.
Бриллиант «Регент»
Бриллиант, найденный в Индии в 1701 году и весящий 140,64 карата, известен своей исключительной чистотой и идеальной огранкой. Он украшал короны Людовика XV и Людовика XVI во Франции, его даже носил на своей шпаге Наполеон Бонапарт. После различных политических потрясений бриллиант сейчас выставлен в музее Лувр в Париже.
Эти необычные драгоценные камни славятся не только своими физическими характеристиками, но и историческим прошлым: они были символами богатства и власти, фигурировали в анналах исторических потрясений и наследии правящих династий. Их легендарные статусы по-прежнему поражают воображение и свидетельствуют о непреходящем увлечении человечества блеском и таинственностью самых сокровенных творений природы.
Другие драгоценные камни
Топаз
Полудрагоценный камень, минерал из группы основных силикатов алюминия. Он кристаллизуется в ромбической сингонии и бывает разных цветов: от голубого до коричневого, жёлтого, золотистого, оранжевого, красновато-оранжевого, розового и фиолетового. Топаз твёрдый (8 баллов по шкале Мооса) и устойчив к кислотам.
Яшма
Это плотная скрытокристаллическая горная порода, состоящая в основном из кварца, халцедона и примесей других минералов. Она имеет осадочное или вулканогенное происхождение и используется в ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве.
Сардоникс
Сардоникс — это ювелирная или поделочная разновидность оникса с параллельно-полосчатыми красными прожилками. Это минерал, который относится к халцедонам.
Алмаз
Алмаз — это минерал, кубическая аллотропная форма углерода. Он обладает самой высокой твёрдостью среди всех известных веществ и является самым дорогим драгоценным камнем. Обработанный алмаз называется бриллиантом.
Раухтопаз
Разновидность кварца дымчатого цвета. Это недорогой и доступный драгоценный камень, который используется в ювелирном деле.
Александрит
Александрит — природная разновидность минерала хризоберилла с примесью хрома. Он отличается сильным плеохроизмом и меняет окраску в зависимости от освещения: от тёмно-сине-зелёного, голубовато-зелёного, тёмно-травяно-зелёного и оливково-зелёного при дневном свете до розово-малинового, красно-фиолетового и пурпурного при вечернем или искусственном освещении.
Турмалин
Минерал из группы боросодержащих алюмосиликатов сложного состава. Название происходит от сингальского слова «турамали» или «торамалли», применяемого к различным драгоценным камням в Шри-Ланке. Турмалины бывают разных цветов, включая красный, оранжевый, коричневый, зелёный, синий, фиолетовый и бесцветный. Они обладают пьезоэлектрическими и пироэлектрическими свойствами.
Агат
Это минерал, кремнезём, скрытокристаллическая разновидность кварца. Это тонковолокнистый агрегат халцедона со слоистой текстурой и полосчатым распределением окраски. Агат используют в ювелирном деле, а также для изготовления украшений, печатей, сосудов и в качестве материала для художественной резьбы.
Малахит
Малахит — минерал класса карбонатов из группы малахитов. По химическому составу это карбонат гидроксомеди(II). Обычно он приурочен к медным месторождениям, которые находятся в известняках. Малахит используется как поделочный камень и раньше применялся для добычи меди.
Аквамарин
Минерал, разновидность берилла, алюмосиликат бериллия кольцевой структуры. Он имеет светло-голубой, голубовато-зелёный, зелёно-синий или серо-голубой цвет. Аквамарин обладает стеклянным блеском, твёрдостью 7,5–8 и плотностью 2,67–2,71 г/см³.
Хризолит
Прозрачная ювелирная разновидность оливина подкласса островных силикатов. Цвет хризолита золотисто-зелёный, различных оттенков зелёного. Используется в ювелирном деле и относится к полудрагоценным камням.
Оникс
Халцедоновая разновидность кварца с плоскопараллельными окрашенными слоями. Цвет оникса обычно коричневый с белыми и чёрными узорами, красно-коричневый, коричнево-жёлтый, медовый или белый с желтоватыми или розоватыми прослойками.
Кварц
Кварц — это минерал, который встречается в природе в разных формах и цветах. Вот некоторые из них: Горный хрусталь — прозрачный и бесцветный кварц. Дымчатый кварц (раухтопаз) — кварц серого или коричневого цвета. Розовый кварц — кварц розового цвета.
Жадеит
Жадеит — это минерал зелёного цвета из группы щелочных моноклинных пироксенов. Он состоит из натрия и алюминия и имеет силикатную структуру. Жадеит внешне похож на нефрит, но встречается реже и ценится выше.
Гелиодор
Одна из прозрачных разновидностей берилла золотисто-жёлтого, оранжево-жёлтого или оранжевого цвета. Окраска обусловлена примесью ионов Fe3+.
Цитрин
Это разновидность минерала кварц, которая отличается от обычного кварца только цветом. Это сравнительно недорогой полудрагоценный камень. Название происходит от латинского слова «citrus» и означает лимонно-жёлтый. Окраска цитринов варьируется от светло-лимонной до янтарно-медовой.