Виды клавишных музыкальных инструментов читать ~5 мин.
Клавишные музыкальные инструменты охватывают широкий спектр инструментов, которые издают звук при помощи нажатия клавиш. В эту категорию входят как акустические, так и электронные инструменты, каждый из которых обладает уникальными характеристиками и историческим значением.
Фортепиано – пожалуй, самый известный клавишный инструмент. Оно работает за счёт ударов молоточков по струнам при нажатии клавиш. Современное фортепиано развилось из более ранних струнных клавишных инструментов, таких как клавикорд и клавесин. Клавикорд, датируемый XIV веком, издавал звук, ударяя по струнам металлическими лезвиями, называемыми тангентами. Клавесин, получивший широкое распространение в эпоху барокко, перебирает струны перьями при нажатии на клавиши, не обладая динамическим диапазоном фортепиано.
Орган, ещё один важный клавишный инструмент, ведёт свою историю со времён Древней Греции. Трубный орган – доминирующая форма – издаёт звук, пропуская воздух через трубы разной длины и из разных материалов. Каждая труба издаёт определённую тональность, а органист управляет звуком с помощью нескольких клавиатур и педалей. Электронный орган, разработанный в XX веке, использует электронные схемы для имитации звучания традиционных трубных органов.
Синтезатор, электронный клавишный инструмент, генерирует звук с помощью различных форм синтеза, таких как субтрактивный, аддитивный и синтез с частотной модуляцией. Он получил широкое распространение в 1960-х и 1970-х годах, совершив революцию в музыкальном производстве благодаря своей способности создавать огромное количество звуков. Синтезаторы могут быть аналоговыми, использующими непрерывные электрические сигналы, или цифровыми, использующими дискретные числовые значения.
Цифровые фортепиано и электронные клавиатуры – это современные инструменты, созданные для имитации звучания и ощущений акустического фортепиано. Они используют технологию цифрового сэмплирования для воспроизведения звука фортепиано и часто включают такие функции, как взвешенные клавиши и чувствительность к прикосновению, чтобы имитировать тактильный отклик акустического фортепиано.
Челеста – клавишный инструмент, напоминающий маленькое пианино, – издаёт звук, ударяя молоточками по металлическим пластинам, что создаёт колокольный тон. Она часто используется в оркестровой музыке благодаря своему характерному, неземному звучанию.
Аккордеон, портативный клавишный инструмент, издаёт звук, пропуская воздух через тростник, когда игрок нажимает на клавиши или кнопки, расширяя и сжимая мехи. Он широко используется в народной и традиционной музыке в различных культурах.
Мелодика – инструмент со свободным ходом, похожий на аккордеон, на котором играют, выдувая воздух через мундштук и нажимая клавиши на небольшой клавиатуре. Он часто используется в музыкальном образовании и музыкантами-любителями благодаря своей простоте и портативности.
Эти разнообразные клавишные инструменты сыграли ключевую роль в развитии музыки разных жанров и эпох. Каждый инструмент обладает уникальными возможностями и звуковыми характеристиками, внося свой вклад в богатый гобелен музыкальной экспрессии.
Фортепиано, один из основных клавишных инструментов, имеет богатую историю и эволюцию, охватывающую несколько столетий. Его развитие можно проследить на примере более ранних струнных клавишных инструментов, таких как клавикорд и клавесин.
Клавикорд, датируемый XIV веком, был одним из самых ранних струнных клавишных инструментов. Он издаёт звук, ударяя по струнам металлическими лезвиями, называемыми тангентами, при нажатии на клавиши. Клавикорд допускает динамическую экспрессию и вибрато, но обладает относительно мягким звучанием, что делает его более подходящим для интимной обстановки, а не для больших представлений.
Клавесин, получивший широкое распространение в эпоху барокко, работает за счёт щипка струн перьями при нажатии на клавиши. В отличие от клавикорда, клавесин не обладает динамическим диапазоном: громкость звука не меняется в зависимости от силы нажатия клавиши. Несмотря на это ограничение, клавесин широко использовался в ансамблевых и сольных выступлениях в XVI-XVIII веках.
Современное фортепиано было изобретено итальянцем Бартоломео Кристофори около 1700 года. Изобретение Кристофори устранило недостатки клавесина, позволив варьировать динамику. Фортепиано издаёт звук, ударяя по струнам молоточками с войлочным покрытием, которые сразу после удара возвращаются в исходное положение, позволяя струнам свободно вибрировать. Этот механизм, известный как молоточковое действие, позволяет пианисту контролировать громкость и длительность звучания каждой ноты, обеспечивая большую выразительность.
На протяжении XVIII и XIX веков фортепиано подвергалось значительным усовершенствованиям. Появление железной рамы, заменившей деревянную, позволило добиться большего натяжения струн и более мощного звука. Разработка Себастьяном Эраром в 1821 году двойного механизма спуска позволила ускорить повторение нот, повысив быстроту реакции инструмента.
Пианино, более компактная версия рояля, было разработано в начале XIX века. Вертикальное расположение струн позволило использовать его в небольших помещениях, что сделало пианино более доступным для широкой аудитории.
В XX веке появление цифровых технологий привело к созданию цифровых пианино и электронных клавиатур. Эти инструменты используют цифровое сэмплирование для воспроизведения звука акустического фортепиано и часто включают такие функции, как взвешенные клавиши и чувствительность к прикосновению, чтобы имитировать тактильный отклик традиционного фортепиано. Цифровые фортепиано обладают такими преимуществами, как портативность, низкая стоимость обслуживания и возможность воспроизведения различных звуков и эффектов.
Изобретение фортепиано Бартоломео Кристофори позволило устранить недостатки клавесина, создав механизм, позволяющий динамически изменять звук. Клавесин издаёт звук, пощипывая струны перьями при нажатии клавиш, поэтому громкость звука не меняется в зависимости от силы нажатия клавиши. Отсутствие динамического диапазона было существенным ограничением.
Фортепиано Кристофори, напротив, издаёт звук, ударяя по струнам молоточками с войлочным покрытием. Этот молоточковый механизм позволяет пианисту контролировать громкость и продолжительность звучания каждой ноты в зависимости от силы нажатия клавиш. Эта возможность динамического выражения стала важным достижением, позволив фортепиано издавать как тихие, так и громкие звуки, а также все, что между ними, тем самым обеспечивая более широкие выразительные возможности по сравнению с клавесином.