Архитектурные инновации Древнего Вавилона читать ~26 мин.
Древний Вавилон представлял собой один из величайших городов Месопотамии, регион между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака. Вавилонская цивилизация достигла расцвета в период правления Навуходоносора II (604-562 гг. до н.э.), когда были созданы наиболее значимые архитектурные сооружения.
Вавилоняне разработали множество инновационных строительных технологий, которые повлияли на развитие архитектуры во всем древнем мире. Среди них – монументальные зиккураты, массивные защитные стены, изысканные сады, впечатляющие ворота с глазурованными кирпичами и сложные ирригационные системы. Эти архитектурные достижения демонстрируют высокий уровень инженерного мастерства, художественного видения и организационных навыков древних вавилонян.

2 Стены Вавилона – шедевр оборонительной архитектуры
3 Висячие сады Вавилона – инженерное чудо
4 Ворота Иштар и Дорога процессий
5 Инновационные строительные материалы и техники
6 Ирригационные системы и управление водными ресурсами
7 Эсагила и храмовая архитектура Вавилона
8 Градостроительство и городская планировка
9 Влияние вавилонской архитектуры на последующие цивилизации
10 Технологические достижения в водных сооружениях
11 Археологические исследования и реконструкция
Зиккураты – монументальные ступенчатые храмы
Зиккураты представляли собой величественные ступенчатые башни, характерные для крупных городов Месопотамии. Эти сооружения состояли из последовательных уменьшающихся платформ или уровней, создавая пирамидальную структуру. На вершине размещался храм для поклонения богам. Зиккураты считались священными горами, соединяющими небо и землю, и служили центром религиозной и общественной жизни.
Этеменанки – Вавилонская башня
Наиболее известным зиккуратом Вавилона был Этеменанки, что в переводе с шумерского означает «Дом основания неба и земли». Это монументальное сооружение часто ассоциируется с библейской Вавилонской башней. Хотя точное время первоначального строительства Этеменанки неизвестно, исследователи предполагают, что оно было возведено между 14-м и 9-м веками до нашей эры.
После разрушения Вавилона в 689 году до н.э. ассирийским царём Синаххерибом, зиккурат был восстановлен. Работы начались при ассирийском царе Асархаддоне и продолжились при Набопаласаре и его сыне Навуходоносоре II. Этеменанки был посвящён вавилонскому богу Мардуку и располагался рядом с его храмом Эсагила.
Согласно описаниям, Этеменанки имел квадратное основание и состоял из семи ярусов. Каждый ярус был окрашен в свой цвет, символизирующий различных астральных божеств. На вершине располагался храм, богато украшенный золотом и лазуритом. Доступ к нему осуществлялся по внешней тройной лестнице или спиральному пандусу.
Религиозное и культурное значение зиккуратов
Зиккураты не были общедоступными храмами для поклонения, а считались земным жилищем бога-покровителя города. Доступ к ним имели только верховный жрец и храмовое жречество. Сумерийцы верили, что боги обитали в храме на вершине зиккурата, поэтому предлагали им дары в виде музыки, урожая и статуй.
Традиция строительства зиккуратов начала формироваться ещё в период Убайд (около 5000-4100 гг. до н.э.) и достигла расцвета в шумерский период Урук (4100-2900 гг. до н.э.), когда зиккураты возводились в каждом городе в честь божества-покровителя. Эта архитектурная традиция была продолжена в период Раннединастической Месопотамии (2900-2334 гг. до н.э.) и позже была воспринята аккадской, вавилонской и другими цивилизациями региона.
Наиболее сохранившимся зиккуратом является Зиккурат Ура, строительство которого было начато при правлении Ур-Намму (2047-2030 гг. до н.э.) и завершено при правлении его сына и преемника Шульги из Ура (2029-1982 гг. до н.э.). Второй хорошо сохранившийся зиккурат – Чогха-Занбиль, построенный во времена правления эламского царя Унташ-Напириши (около 1275-1240 гг. до н.э.) и датируемый примерно 1250 годом до н.э.
Стены Вавилона – шедевр оборонительной архитектуры
Стены Вавилона считались одним из чудес древнего мира и были включены в список Семи чудес света Антипатром Сидонским. Эти массивные укрепления полностью окружали город, включая участки, проходящие через реку Евфрат, которая протекала через центр Вавилона.
Традиция возведения величественных стен и укреплений была характерна для всех месопотамских культур. Первые городские стены датируются периодом шумерского города Урук около 4500 г. до н.э. Они уже тогда имели сложную конструкцию с воротами, сторожевыми башнями и рвами, которые могли наполняться водой для дополнительной защиты.
Конструкция и особенности вавилонских стен
Стены Вавилона отличались не только своими размерами, но и инженерными решениями. На участках, где стены проходили через реку Евфрат, были установлены массивные металлические решётки, предотвращающие проникновение в город под водой. Однако это не помогло защитить город от изобретательного персидского царя Кира Великого во время осады Вавилона.
Для управления огромным потоком людей в стенах было сооружено восемь монументальных ворот. Наиболее известными из них были ворота Иштар, построенные из искусно выполненных голубых глазурованных кирпичей. Эти ворота символизировали мощь империи и служили впечатляющим входом в город.
Стены Вавилона были не только мощными оборонительными сооружениями, но и прекрасными архитектурными памятниками. Они были богато украшены и декорированы. Если сохранившиеся в Германии ворота Иштар могут служить показателем красоты всего города, то Вавилон, несомненно, был одним из самых великолепных городов древнего мира.
По своей конструкции стены состояли из обожжённого кирпича и сырцового кирпича. Внешняя облицовка выполнялась из обожжённого кирпича для прочности и устойчивости к погодным условиям, а внутреннее заполнение – из сырцового кирпича, который был дешевле и проще в производстве. Такая комбинация материалов обеспечивала прочность, долговечность и экономическую эффективность.
В период своего расцвета при Навуходоносоре II стены Вавилона были практически неприступными для современных им методов осады. Только изменение русла реки Евфрат, осуществлённое Киром Великим, позволило персам захватить город, считавшийся неприступным.
Висячие сады Вавилона – инженерное чудо
Висячие сады Вавилона были одним из Семи чудес Древнего мира. Они описывались как замечательное инженерное сооружение с восходящим рядом террасированных садов, содержащих разнообразные деревья, кустарники и лозы, напоминающие большую зелёную гору, построенную из кирпичей. Название «висячие сады» происходит от греческого слова «κρεμαστός» (kremastós), что означает «нависающий» и относится к деревьям, посаженным на приподнятой конструкции, такой как терраса.
Происхождение и описание садов
Согласно легенде, Висячие сады были построены вавилонским царём Навуходоносором II (правил с 605 по 562 гг. до н.э.) для своей мидийской жены, царицы Амитис, которая скучала по зелёным холмам и долинам своей родины. Это было засвидетельствовано вавилонским жрецом Бероссом, писавшим около 290 г. до н.э..
Сады имели терассированную структуру, построенную на каменных арках, достигающих высоты 75 футов, с садовыми платформами, становящимися постепенно меньше по мере восхождения. Каждый уровень содержал глубокие почвенные слои, способные поддерживать крупные деревья и различные растения. Террасы были специально спроектированы с выступающими краями, позволяющими вьющимся растениям создавать иллюзию садов, подвешенных в воздухе.
Система орошения и охлаждения
Вавилоняне разработали сложную ирригационную систему для подачи воды из реки Евфрат на вершину садов. Они использовали цепь ковшей и шкивов, известную как шадуф, для подъёма воды. Затем вода каскадом спускалась через террасы, создавая естественную систему охлаждения и питая растения. Каменные гидроизоляционные материалы предотвращали повреждение влагой фундамента сооружения.
Под поверхностью садов существовала сложная сеть каналов и бассейнов, эффективно распределяющих воду по всей конструкции. Современные археологи полагают, что сады использовали комбинацию тени и испарительного охлаждения от текущей воды для поддержания температуры до 20 градусов ниже, чем в окружающей пустыне. Эта сложная система продемонстрировала передовые инженерные возможности древней вавилонской цивилизации.
Древние вавилоняне были мастерами устойчивого управления водными ресурсами, применяя умные методы, которые современные садоводы могут всё ещё изучать. Они создали сложную систему шкивов и цепей, известную как цепной насос, для поднятия воды из реки Евфрат на различные уровни садов.
Существование Висячих садов Вавилона до сих пор остаётся предметом научных споров. Они являются единственным из Семи чудес света, местоположение которого не было точно установлено. Некоторые исследователи считают, что сады были чисто мифическими, другие полагают, что они существовали в Вавилоне, но были разрушены около I века н.э., а третьи предполагают, что легенда относится к хорошо документированному саду, который ассирийский царь Синнахериб (704-681 гг. до н.э.) построил в своей столице Ниневии.
Ворота Иштар и Дорога процессий
Ворота Иштар представляли собой монументальный вход в древний город Вавилон. Построенные около 575 г. до н.э. по приказу царя Навуходоносора II, они стали восьмыми укреплёнными воротами в городе. Ворота были посвящены вавилонской богине Иштар и являлись архитектурным шедевром своего времени.
Архитектура и декоративные элементы
Ворота Иштар возвышались на более чем 38 футов (12 метров) и были украшены глазурованными кирпичными рельефами драконов мушхуш и молодых быков, расположенных ярусами. Эти животные символизировали богов Мардука и Адада соответственно. Сами ворота были двойными, и с южной стороны находилась обширная передняя палата.
Кирпичи в воротах были покрыты синей глазурью, которая должна была представлять лазурит – глубоко-синий полудрагоценный камень, почитаемый в древности за его яркость. Голубые глазурованные кирпичи придавали фасаду сияние, подобное драгоценному камню. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра, согласно посвятительной табличке.
Создание ворот из дерева и глины, глазурованной для имитации лазурита, могло быть ссылкой на богиню Инанну, которая была синкретизирована с богиней Иштар во время правления Саргона Аккадского. В мифе о спуске Инанны в подземный мир Инанна описывается как надевающая семь принадлежностей из лазурита, символизирующих её божественную силу.
Дорога процессий
Через ворота проходила каменная и кирпичная мощёная аллея, называемая Дорогой процессий, которая прослеживается на длине более половины мили. Стены этого пути были украшены кирпичными рельефами львов в движении, символизирующих богиню Иштар. На восточной стороне у львов была выставлена вперёд левая лапа, а на западной стороне – правая лапа. Каждый лев был изготовлен из 46 формованных кирпичей в одиннадцать рядов.
По оценкам, вдоль улицы было 120 львов, а на воротах – 575 драконов и быков, расположенных в 13 рядов. Однако не все эти рельефы были видны одновременно, поскольку уровень улицы неоднократно поднимался. Даже нижние ряды, которые были уложены неравномерно, могли рассматриваться как фундаментные отложения.
Ритуальное значение и археологические исследования
Один раз в год Ворота Иштар и соединяющаяся с ними Дорога процессий использовались для новогоднего шествия, которое было частью религиозного фестиваля, отмечающего начало сельскохозяйственного года. В Вавилоне ритуалы, связанные с этим праздником, длились двенадцать дней. Празднования Нового года начинались сразу после сбора ячменя, во время весеннего равноденствия. Это был первый день древнего месяца Нисан, эквивалентный сегодняшним датам 20 или 21 марта.
Дорога процессий была вымощена большими каменными плитами, уложенными в основу из битума, и достигала в ширину 66 футов (20 метров) в некоторых местах. Эта улица проходила от Евфрата через храмовый район и дворцы к Воротам Иштар.
Остатки ворот были обнаружены видным немецким археологом Робертом Кольдевеем, чьи раскопки Вавилона продолжались с 1899 по 1917 год. Сохранившиеся части оригинальных ворот и Дороги процессий были перевезены в Берлин и с 1930 года экспонируются в Пергамском музее. Ирак реконструировал проезжую часть на одном из более высоких уровней, но с 1990-х годов активно добивается возвращения оригинальных ворот и связанных с ними артефактов.
Инновационные строительные материалы и техники
Вавилоняне достигли впечатляющего мастерства в разработке и использовании строительных материалов. В регионе с ограниченным доступом к камню и древесине они научились максимально эффективно использовать доступные природные ресурсы.
Глазурованные кирпичи – уникальная декоративная техника
Одним из наиболее выдающихся достижений вавилонских мастеров было производство глазурованных кирпичей, которые использовались для украшения значимых зданий и сооружений. Эта техника достигла своего расцвета при Навуходоносоре II, когда были созданы знаменитые Ворота Иштар и Дорога процессий.
Процесс изготовления глазурованных кирпичей был сложным и требовал высокого мастерства. Сначала изготавливался базовый кирпич, который обжигался. Затем на него наносилась глазурь, содержащая различные минералы для создания нужного цвета. Фоновая глазурь была преимущественно ярко-синего цвета, имитирующего цвет высоко ценимого лазурита. Для изображений животных использовались золотистые и коричневые глазури. Бордюры и розетки глазуровались в чёрный, белый и золотой цвета.
Считается, что для рецепта глазури использовалась растительная зола, песчаниковые конгломераты и галька для силикатов. Эта смесь многократно плавилась, охлаждалась, а затем измельчалась. Такая смесь кремнезёма и флюсов называлась фриттой. В окончательные составы глазури добавлялись красящие минералы, например кобальт. Затем глазурь наносилась на обожжённые кирпичи и обжигалась при более высокой температуре.
После обжига глазури кирпичи собирались с узкими горизонтальными швами от одного до шести миллиметров. Швы затем запечатывались природным вязким чёрным веществом, называемым битумом, подобным современному асфальту. По оценкам, роскошный город был украшен более чем 15 миллионами обожжённых кирпичей.
Основные районы с находками глазурованных кирпичей – это Ворота Иштар, Дорога процессий к северу от ворот вдоль стен Северного дворца, и части Южного дворца. В то время как некоторые глазурованные кирпичи имели рельефные украшения, другие имели плоские цветные декорации.
Сырцовый кирпич – основа месопотамской архитектуры
В сердце древних месопотамских равнин цивилизации между реками Тигр и Евфрат дали начало некоторым из самых устойчивых инноваций человечества. Среди них строительство из сырцового кирпича выделяется не только как архитектурное решение, но и как свидетельство устойчивого использования местных ресурсов. Месопотамцы построили процветающие городские центры, такие как Ур и Вавилон, из сырцового кирпича, используя природные материалы для создания городов, гармонирующих с окружающей средой.
Сырцовый кирпич, изготовленный из смеси глины, соломы и воды, стал основным строительным блоком городов. Этот материал был не только доступным, но и обладал замечательной полезностью. Сырцовый кирпич обеспечивал изоляцию, сохраняя прохладу внутри помещений летом и тепло зимой. Он был прочным, ремонтопригодным и, что наиболее важно, требовал лишь природных ресурсов и энергии солнца для создания.
Простой, но эффективный процесс формирования и сушки сырцового кирпича оставлял мало отходов, а возобновляемая природа материала гармонично сочеталась с окружающей средой региона. Более того, конструкции из сырцового кирпича можно было легко поддерживать и адаптировать по мере необходимости, что увеличивало их долговечность.
От величественных зиккуратов до скромных жилищ обычных граждан, сырцовый кирпич был неотъемлемой частью архитектуры древней Месопотамии. Зиккурат Ура, построенный около 2100 г. до н.э., остаётся символом этой изобретательности. Эти ступенчатые храмы, построенные из сырцового кирпича, были спроектированы так, чтобы тянуться к небесам – отражение месопотамской веры в божественную связь.
Ирригационные системы и управление водными ресурсами
Вода была жизненно важным ресурсом для выживания и процветания в засушливом климате Месопотамии. Вавилоняне, как и их предшественники, разработали сложные ирригационные системы, которые не только обеспечивали водой сельскохозяйственные угодья, но и формировали социальную и политическую структуру общества.
Древние каналы и системы распределения воды
Исследователи обнаружили обширную и хорошо сохранившуюся сеть древних ирригационных каналов в регионе Эриду в южной Месопотамии. Эта система водопользования предшествует первому тысячелетию до н.э. и даёт редкое представление о том, как древние фермеры с шестого века до начала первого тысячелетия до н.э. орошали свои поля, используя реку Евфрат.
Эридский регион, расположенный вблизи Басры в современном Ираке, оставался нетронутым в течение столетий из-за смещения русла Евфрата в начале первого тысячелетия до н.э. Это оставило район сухим и необитаемым, тем самым сохранив древний рельеф, в отличие от других частей Месопотамии, где более старые ирригационные системы были погребены под более новыми каналами или речными отложениями.
Сочетая геологические карты, спутниковые снимки, аэрофотосъёмку с дронов и полевые работы, исследователи идентифицировали более 200 основных каналов, напрямую соединённых с древним Евфратом. Дополнительно были нанесены на карту более 4000 мелких ответвлений каналов, связанных с более чем 700 фермами.
Инженерные приёмы и эволюция систем
Эта сложная ирригационная сеть отражает передовые навыки управления водными ресурсами древних месопотамских фермеров, которые использовали естественный рельеф местности в своих интересах. Высокие речные валы позволяли воде стекать под действием силы тяжести на окружающие поля, в то время как разрывы в валах, известные как кревасные водосбросы, помогали распределять воду по пойме. Эти методы позволяли фермерам выращивать культуры по обеим сторонам реки, хотя северная сторона была более интенсивно возделываемой.
Исследование также показывает, как ирригационная система развивалась на протяжении столетий. Каналы требовали постоянного обслуживания для предотвращения заиливания и обеспечения эффективного потока воды. Эта работа, вероятно, выполнялась коллективно сообществами, зависящими от системы, что указывает на высокий уровень социальной организации.
Широко используемые ирригационные каналы влияли не только на рельеф местности, но и на всю экологическую, экономическую и политическую системы того времени, вода была особенно важным фактором в этой цивилизации. Их влияние на ландшафтную архитектуру трудно переоценить, поскольку они не только обеспечивали необходимый ресурс для жизни, но и формировали эстетическое восприятие пространства.
Эсагила и храмовая архитектура Вавилона
Эсагила (шумерское название означает «храм, чья вершина высока») был храмом, посвящённым Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Он располагался к югу от зиккурата Этеменанки и представлял собой важнейший религиозный центр города.
Структура и священное значение храма
Комплекс Эсагила, завершённый в своей окончательной форме Навуходоносором II (604-562 гг. до н.э.), был центром Вавилона. Он состоял из большого двора (примерно 40×70 метров), содержащего меньший двор (примерно 25×40 метров), и, наконец, центрального святилища, состоящего из передней комнаты и внутреннего святилища, которое содержало статуи Мардука и его супруги Сарпанит.
В этом храме находилась статуя Мардука, окружённая культовыми изображениями городов, попавших под гегемонию Вавилонского царства с 18-го века до н.э. Там также было небольшое озеро, которое вавилонские жрецы называли «Абзу». Это «Абзу» было представлением отца Мардука, Энки, который был богом вод и жил в «Абзу», которое было источником всех пресных вод.
После завоевания Вавилона персидским царём Киром, храм оставался важным религиозным центром. Согласно Геродоту, Ксеркс вынес статую из Эсагилы, когда затопил Вавилон в 482 г. до н.э., осквернил храм и разграбил город. Александр Македонский распорядился о реставрации, и храм продолжал поддерживаться на протяжении II века до н.э. как один из последних оплотов вавилонской культуры, такой как грамотность в клинописи. Но по мере того как Вавилон постепенно забрасывался при Парфянском царстве, храм пришёл в упадок в I веке до н.э.
Под огромным слоем обломков, лежавшим над ним, Эсагила была вновь открыта Робертом Кольдевеем в ноябре 1900 года, но её серьёзное изучение началось только в 1910 году. Повышение уровня грунтовых вод уничтожило большую часть кирпича-сырца и других древнейших материалов, затрудняя полное археологическое исследование.
Художественное оформление и религиозные церемонии
Храмы Вавилона были богато украшены и служили не только для религиозных обрядов, но и как центры административной, образовательной и экономической деятельности. Стены и потолки часто украшались цветными фресками, мозаиками и металлическими накладками. Полы покрывались дорогими коврами или каменными плитами.
Значительная часть интерьера храма Эсагила была украшена золотом, серебром и драгоценными камнями. Статуя бога Мардука, предположительно, была изготовлена из чистого золота. Внутреннее святилище храма было доступно только для высших жрецов и царя, который выполнял важные религиозные функции.
Ежегодно в Вавилоне проводился грандиозный фестиваль Нового года (Акиту), который длился двенадцать дней. Во время этого фестиваля статуя Мардука выносилась из храма Эсагила и проносилась по Дороге процессий через Ворота Иштар. Целью этого праздника было подтверждение верховенства Мардука и его представителя на Земле, царя, а также выражение благодарности за плодородие земли.
Древние тексты, посвящающие или чествующие храмы, которые можно связать с археологическими останками, такими как архитектура и надписи, известны из Месопотамии, Египта и Леванта на протяжении нескольких веков. Хотя тексты происходят из различных религиозных, культурных и географических контекстов и были записаны на различных носителях, сходство в содержании, стиле и цели указывает на общую традицию.
Градостроительство и городская планировка
Вавилон представлял собой тщательно спланированный город, демонстрирующий высокий уровень урбанистического развития древних месопотамских цивилизаций. Городская планировка Вавилона отражала не только практические потребности, но и религиозные и политические аспекты общества.
Структура и организация города
Город был разделён рекой Евфрат на две части, соединённые мостом. Основная часть города располагалась на восточном берегу. Город имел прямоугольную форму и был окружён двойными стенами для защиты. Внешние стены были названы Имгур-Энлиль («Энлиль благословил»), а внутренние – Нимит-Энлиль («Бастион Энлиля»).
Вавилон был разделён на кварталы сетью прямых улиц, пересекающихся под прямыми углами. Главной артерией города была Дорога процессий, соединявшая религиозный центр с царскими дворцами. Вдоль этой дороги располагались важнейшие административные и религиозные здания.
В центре города находился храмовый комплекс, включающий зиккурат Этеменанки и храм Эсагила. К северу от него располагался Северный дворец (также известный как Главная цитадель), а к югу – Южный дворец, построенный Навуходоносором II. Жилые кварталы располагались по периферии центральной части.
Ворота Иштар вели к Южной цитадели, сами ворота, казалось, были частью Имгур-Бел и Нимитти-Бел, двух наиболее выдающихся оборонительных стен Вавилона. Было три основных входа в Ворота Иштар: центральный вход, который содержал двойную воротную структуру, и двери, примыкающие к главному входу слева и справа, обе содержащие фирменную структуру двойной двери.
Инновации в городской инфраструктуре
Вавилон обладал впечатляющей городской инфраструктурой для своего времени. Город имел развитую систему водоснабжения и канализации. Вода из реки Евфрат поступала в город по каналам и распределялась по общественным и частным зданиям. Для отвода сточных вод использовались кирпичные коллекторы, проходящие под улицами.
Особое внимание уделялось общественным пространствам. Площади и рыночные зоны были важными центрами городской жизни. Они тщательно проектировались и часто украшались архитектурными элементами и скульптурами.
Вавилон также имел продуманную систему защиты от наводнений, так как река Евфрат могла разливаться в весенний период. Берега реки в черте города были укреплены, а система каналов позволяла регулировать уровень воды.
Городская планировка Вавилона оказала значительное влияние на развитие градостроительства в древнем мире. Принцип прямоугольной сетки улиц, монументальные общественные здания, расположенные вдоль главных артерий, и чёткое зонирование территории города были восприняты и адаптированы другими цивилизациями.
Влияние вавилонской архитектуры на последующие цивилизации
Архитектурное наследие Вавилона не ограничилось пределами Месопотамии, но распространилось далеко за её границы, оказав существенное влияние на последующие цивилизации. Многие элементы вавилонской архитектуры были адаптированы и развиты другими культурами, а некоторые идеи продолжают вдохновлять архитекторов и инженеров до сих пор.
Распространение архитектурных концепций
Персидская империя, завоевавшая Вавилон в 539 г. до н.э., восприняла многие архитектурные элементы вавилонской культуры. Персидские дворцы и церемониальные здания часто включали монументальные ворота, колоннады и террасы, вдохновлённые вавилонскими прототипами. Ярким примером является дворец в Персеполисе, где использовались глазурованные кирпичи и рельефы, напоминающие вавилонские образцы.
Эллинистические государства, возникшие после завоеваний Александра Македонского, также испытали влияние вавилонской архитектуры. Селевкиды, правившие на территории бывшей Вавилонской империи, сохранили многие местные строительные традиции, хотя и адаптировали их к греческим вкусам. В эллинистических городах Месопотамии часто сочетались греческие и вавилонские архитектурные элементы.
Римляне, хотя и не контактировали напрямую с вавилонской цивилизацией, восприняли многие архитектурные идеи через посредничество эллинистического мира. Монументальные городские ворота, масштабные дворцовые комплексы и террасированные сады римской архитектуры имеют параллели с вавилонскими предшественниками.
Исламская архитектура, развивавшаяся на территориях бывшей Вавилонской империи, также унаследовала некоторые местные традиции. Использование глазурованных кирпичей для декорации зданий, характерное для многих исламских памятников, может рассматриваться как продолжение вавилонской традиции.
Современное значение и вдохновение
Вавилонская архитектура продолжает вдохновлять современных архитекторов и дизайнеров. Концепция Висячих садов нашла отражение в современных проектах вертикального озеленения и зелёной архитектуры. Террасированные сады на крышах зданий, ставшие популярными в контексте устойчивого развития, концептуально связаны с вавилонским прототипом.
Монументальность и декоративная насыщенность вавилонской архитектуры повлияли на развитие ар-деко и других архитектурных стилей XX века. Стилизованные животные мотивы и геометрические узоры, характерные для вавилонского искусства, можно обнаружить в декоре многих зданий модернистской эпохи.
Отель «Вавилон» в Багдаде вдохновлён формой зиккурата, а федеральное здание Чёт Холифилда в США неофициально известно как «Зиккурат» из-за своей формы. Эти современные интерпретации древних архитектурных форм свидетельствуют о непреходящем культурном значении вавилонского наследия.
Технологические достижения в водных сооружениях
Вавилоняне разработали сложные технологии для подъёма и распределения воды, которые были необходимы как для ирригации, так и для функционирования городской инфраструктуры, включая знаменитые Висячие сады.
Инновационные механизмы подъёма воды
Древние вавилоняне разработали невероятно продвинутую систему подъёма воды, которая впечатлила бы даже современных инженеров. В основе их инновации был цепной насос – ряд ковшей, прикреплённых к вращающейся цепи, которая черпала воду из реки Евфрат и транспортировала её вверх через несколько уровней садов.
Подобно современным фонтанным насосам, эти механизмы использовали основные принципы физики для перемещения воды против силы тяжести. Наиболее увлекательной частью было их использование винта Архимеда, устройства, которое до сих пор применяется во многих современных системах управления водными ресурсами. Можно представить его как гигантский штопор внутри трубы – при вращении вода спирально поднимается вверх.
Что делает эти древние системы действительно замечательными, так это то, что они достигали высот до 65 метров без электричества! Вероятно, они использовали животную силу, когда волы или ослы ходили по кругу, чтобы вращать механизмы. Затем вода распределялась через сеть каналов и бассейнов, создавая самоподдерживающуюся ирригационную систему.
Системы хранения и распределения воды
Кроме механизмов подъёма воды, вавилоняне разработали сложные системы для хранения и распределения воды. В городах были созданы резервуары различных размеров, от небольших цистерн для отдельных домов до крупных коллекторов для общественных нужд.
Висячие сады Вавилона отличались гениальной террасированной конструкцией, которая позволяла воде беспрепятственно течь через несколько уровней, создавая пышный оазис в пустыне. Каждая терраса была построена на каменных арках, поднимающихся на высоту 75 футов, при этом садовые платформы становились постепенно меньше по мере их подъёма.
Под поверхностью существовала сложная сеть каналов и бассейнов, эффективно распределяющих воду по всей конструкции. Эта система включала водонепроницаемые слои из свинцовой подкладки и битума для предотвращения утечек. Подобный подход может быть использован в современном строительстве прудов с использованием качественных материалов для подкладки.
Вавилоняне также включали ряды полых тростников внутри стен, которые действовали как естественная система охлаждения, уменьшая испарение воды – метод, напоминающий современные системы орошения вертикальных садов. Возможно, их самой блестящей инновацией было создание микроклиматов внутри садов. Стратегически размещая растения и водные объекты, они поддерживали уровень влажности и снижали потерю воды.
Эти древние технологии демонстрируют удивительную изобретательность и глубокое понимание физических принципов, которые в некоторых случаях предвосхитили современные методы водопользования на тысячелетия.
Археологические исследования и реконструкция
Наше современное понимание вавилонской архитектуры в значительной степени основано на масштабных археологических исследованиях, проведённых в конце XIX – начале XX веков, а также на более поздних работах иракских и международных экспедиций.
Открытие и исследование Вавилона
Первые научные раскопки Вавилона были начаты британской экспедицией в середине XIX века, но наиболее систематические исследования были проведены немецкой археологической экспедицией под руководством Роберта Кольдевея с 1899 по 1917 годы. Именно Кольдевей обнаружил остатки Ворот Иштар, Дороги процессий, зиккурата Этеменанки и храма Эсагила.
Раскопки Кольдевея были революционными для своего времени благодаря применению научного подхода к исследованию древних руин. Он разработал методы для идентификации структур из сырцового кирпича, которые были трудно различимы в почве. Экспедиция создала подробные планы города, документируя расположение улиц, зданий и фортификационных сооружений.
После Первой мировой войны археологические работы в Вавилоне продолжились под руководством иракских и международных экспедиций. Значительные исследования были проведены в 1960-70-х годах, когда были обнаружены новые участки города и уточнены датировки различных построек.
К сожалению, археологические исследования в Вавилоне были осложнены несколькими факторами. Повышение уровня грунтовых вод повредило многие древние структуры из сырцового кирпича. Кроме того, более поздние реконструкции, включая спорную реконструкцию при Саддаме Хусейне в 1980-х годах, нанесли ущерб подлинным древним остаткам.
Реконструкция и музеефикация
Наиболее известной реконструкцией вавилонской архитектуры является воссоздание Ворот Иштар и фрагмента Дороги процессий в Пергамском музее в Берлине. Перестройка Ворот Иштар и Дороги процессий в Берлине была одной из самых сложных архитектурных реконструкций в истории археологии.
Реконструкция была осуществлена на основе тысяч фрагментов глазурованных кирпичей, найденных во время раскопок Кольдевея. Археологи тщательно изучили оригинальную кладку и декоративные мотивы, чтобы воссоздать аутентичный вид ворот. Хотя реконструкция в Берлине не достигает оригинальной высоты Ворот Иштар, она даёт представление о великолепии этого древнего сооружения.
В самом Ираке также проводились работы по реконструкции вавилонских памятников. В 1980-х годах по инициативе Саддама Хусейна были частично восстановлены стены Вавилона, Ворота Иштар и некоторые дворцовые комплексы. Однако эти реконструкции подвергались критике со стороны археологов за недостаточную историческую точность и использование современных материалов.
Архемагнитное исследование Ворот Иштар, проведённое в 2024 году, позволило получить ценные данные о времени их строительства. Результаты анализа обожжённых глиняных кирпичей, использованных для строительства ворот, показали, что комплекс был построен через некоторое время после вавилонского завоевания Иерусалима, и что не было существенных хронологических разрывов в строительстве каждой последовательной фазы.
Архитектурные инновации Древнего Вавилона представляют собой выдающееся достижение человеческой мысли и инженерного искусства. Вавилонские мастера создали уникальный архитектурный стиль, который гармонично сочетал функциональность, эстетику и символическое значение. Их достижения в области строительных технологий, городского планирования и декоративного искусства оказали глубокое влияние на последующие цивилизации.
Зиккураты, городские стены, Висячие сады, Ворота Иштар и другие архитектурные шедевры Вавилона демонстрируют высокий уровень технического мастерства и художественного видения. Особенно впечатляет умение вавилонян максимально эффективно использовать доступные природные ресурсы, компенсируя недостаток камня и древесины изобретательностью в применении глины и битума.
Инновационные решения в управлении водными ресурсами, разработанные вавилонянами, включая сложные системы подъёма и распределения воды, создание искусственных микроклиматов в садах и структурированные ирригационные сети, свидетельствуют о глубоком понимании природных процессов и умении гармонично взаимодействовать с окружающей средой.
Археологические исследования продолжают раскрывать новые аспекты вавилонской архитектуры, позволяя нам глубже понять технологические и культурные достижения этой великой цивилизации. Современные реконструкции, несмотря на их ограничения, дают возможность оценить грандиозность и красоту вавилонских сооружений.