Керамика минойской цивилизации читать ~17 мин.
Керамические изделия минойской цивилизации представляют собой выдающееся достижение древнего искусства Средиземноморья, демонстрируя невероятное разнообразие форм, техник и декоративных решений. Минойская керамика, созданная на острове Крит в период с 3000 по 1100 годы до нашей эры, отражает эволюцию художественных стилей и технологических инноваций на протяжении двух тысячелетий.

Исследования показывают, что минойские гончары достигли высочайшего мастерства в создании тонкостенных сосудов, известных как «яичная скорлупа», толщина стенок которых составляла всего 1 миллиметр. Керамические изделия служили не только утилитарным целям, но и выполняли важные ритуальные функции, о чем свидетельствуют находки ритонов и других церемониальных сосудов. Стилистическое развитие минойской керамики от простых инцизированных форм до сложных полихромных композиций демонстрирует высокий уровень художественного мышления и технического мастерства древних критских мастеров.
Хронологическое развитие керамических традиций
Ранний минойский период
Керамическое производство раннего минойского периода характеризовалось постепенным усложнением форм и декоративных решений. В период ЕМ I (3000-2600 годы до нашей эры) преобладали простые формы сосудов, включая миски, кувшины и чаши. Гончарный круг ещё не получил широкого распространения, поэтому большинство изделий формовалось вручную. Поверхности керамики этого времени обычно оставались гладкими или имели минимальную декорацию.
Декоративные элементы, когда они присутствовали, выполнялись преимущественно методом нанесения насечек или оттисков в глину. Мастера использовали заострённые инструменты для создания линейных узоров, а также штампы и другие предметы для получения рельефных отпечатков. Такие техники позволяли создавать простые, но выразительные орнаментальные композиции на поверхности сосудов.
Период ЕМ II (2600-2300 годы до нашей эры) ознаменовался важными технологическими нововведениями. Гончарный круг начал использоваться более широко, что позволило создавать более равномерные и изящные формы. Геометрические узоры стали более распространёнными в декоре керамики этого времени. Популярными мотивами были зигзаги, треугольники и концентрические круги, отражающие продолжение линейных традиций в орнаментации керамических изделий.
В период ЕМ III (2300-2100 годы до нашей эры) наблюдалось значительное расширение типологии керамических форм. Гончары демонстрировали возрастающий уровень специализации и экспериментирования, создавая более разнообразные сосуды и контейнеры. Некоторые керамические изделия этого времени украшались натуралистическими мотивами, включая изображения морской жизни и растительные узоры. Хотя эти мотивы ещё сохраняли определённую стилизацию, они заложили основу для более сложных изображений последующих периодов.
Средний минойский период
Средний минойский период стал эпохой революционных изменений в керамическом искусстве Крита. Распространение быстрого гончарного круга привело к созданию более тонких и качественных изделий, что, в свою очередь, способствовало развитию более изощрённого декора. Керамика этого времени демонстрирует значительный технологический прогресс и художественную зрелость минойских мастеров.
Период ММ IA (2100-1925 годы до нашей эры) характеризовался появлением первых образцов знаменитой камаресской керамики. Уже на раннем этапе этот стиль использовал полихромию, создавая яркие контрастные композиции на тёмном фоне. Находки этого периода обнаружены в Мохлосе и Василики в восточной части Крита, в Патрикиях на равнине Мессара, а также в Западном дворе дворца в Кноссе.
В период ММ IB (1925-1875 годы до нашей эры) минойцы полностью освоили гончарный круг, что привело к созданию сосудов с ещё более тонкими стенками. Камаресские сосуды этого времени отличались более сложными полихромными узорами. Некоторые особенности декора свидетельствуют о том, что керамика создавалась с целью имитации металлических изделий. Черепки камаресской керамики этого периода были найдены в Эль-Лиште в Египте, рядом с пирамидой Аменемхета I, что свидетельствует о широких торговых связях минойцев.
Поздний минойский период
Поздний минойский период ознаменовался дальнейшим совершенствованием керамических технологий и появлением новых художественных стилей. Керамика этого времени отличалась более высоким качеством изготовления благодаря обжигу при повышенных температурах. Глина обычно имела светло-жёлтый цвет, а декор наносился в технике тёмного рисунка по светлому фону. Лучшие образцы характеризовались глянцевым чёрным покрытием с дополнениями белого и красного цветов.
Первая фаза позднего минойского периода (1550-1500 годы до нашей эры, ПМ IA) включала развитие растительного стиля. Декоративные композиции этого времени тяготели к зональному разделению поверхности сосуда. Типичными формами были чайные чашки, кувшины с горизонтальными или срезанными носиками, ритоны различных форм и крупные грушевидные сосуды для хранения.
Растительный стиль, как следует из его названия, использовал растительные мотивы в декорации сосудов. Цветы, травы и тростник становились основными элементами орнаментальных композиций. Эти же мотивы часто встречались в фоновых частях минойских фресок, демонстрируя единство художественного языка различных видов искусства.
Вторая фаза (1500-1450 годы до нашей эры, ПМ IB) продолжила развитие предыдущих стилей, но добавила принципиально новый морской стиль. Морской стиль керамики получил своё название благодаря использованию широкого спектра морских существ в декоративных композициях. Осьминоги, аргонавты, дельфины, рыбы и морские звезды изображались на фоне водорослей, губок и кораллов. Композиции, покрывавшие всю поверхность сосуда, отличались спонтанностью и изобретательностью художественных решений.
Основные керамические стили
Василикийская керамика
Василикийская керамика – характерный тип минойской посуды, производившейся на Крите в период ранней минойской эпохи. Название стиль получил по находкам в районе города Василики в ласитийском регионе, хотя подобная керамика изготавливалась и в других местах острова. Сосуды этого типа покрывались красновато-коричневой глазурью, наносившейся неравномерно с целью имитации каменных сосудов.
Характерная пятнистость василикийской керамики достигалась неравномерным обжигом сосуда, покрытого ангобом. Наиболее горячие участки приобретали тёмный цвет. Учитывая контролируемый характер пятнистости, образующей определённый узор, вероятно, для её создания использовались прикосновения горячими углями. Существовал также вариант стиля с росписью кремово-белой краской поверх красновато-коричневой глазури, покрывавшей всю поверхность сосуда.
Первые образцы василикийской керамики появились в восточной части Крита в период ЕМ IIA, но наибольшее распространение она получила в следующий период ЕМ IIB, когда стала доминирующей формой среди качественной посуды восточной и южной части Крита. Датировка различается среди исследователей, но период Раннего минойского II обычно относят к промежутку между 2600-2000 годами до нашей эры.
Типичные длинноносые сосуды с относительно маленьким верхним отверстием археологи часто называют «чайниками». Другой распространённой формой была так называемая «рюмка». Эти характерные формы демонстрируют функциональность и эстетические предпочтения минойских гончаров раннего периода.
Камаресская керамика
Камаресская керамика – наиболее характерный стиль минойской посуды, узнаваемый по светлому декору на тёмном фоне. Белые, красные и оранжевые абстрактные мотивы наносились поверх чёрной основы, создавая яркие контрастные композиции. Этот престижный стиль требовал высокого уровня мастерства и, предположительно, использовался в качестве элитной столовой посуды. Лучшие образцы отличались такой тонкостью стенок, что получили название «керамика из яичной скорлупы».
Стиль впервые появился в период среднего минойского IA (около 2100 года до нашей эры) и оставался активной частью минойской культуры до периода позднего минойского IA (около 1450 года до нашей эры). Несмотря на производство на Крите, камаресская керамика торговалась по всему Эгейскому морю и восточному Средиземноморью. Находки этой керамики обнаружены в Леванте и Египте, что свидетельствует о широких торговых связях минойской цивилизации.
Камаресская керамика характеризовалась использованием техники светлого декора по тёмному фону. Типичные сосуды украшались комбинациями абстрактных криволинейных узоров и стилизованных растительных и морских мотивов. Роспись выполнялась белой, красной, оранжевой и жёлтой красками по чёрному фону. Среди сохранившихся образцов выделяются рифлёные чаши, небольшие круглые кувшины с носиками и пифосы.
Наиболее значительные находки среднего минойского II периода (около 1875-1750 годы до нашей эры) происходят из дворцов Кносса и Феста. Эти образцы демонстрируют высочайший уровень художественного мастерства и технического исполнения. Качество изготовления и изысканность декора камаресской керамики этого времени не имели аналогов в современном ей средиземноморском мире.

Барботиновая керамика
Барботиновая керамика занимает особое место в истории минойского гончарного искусства как пример творческой изобретательности критских мастеров. В период среднего минойского времени барботиновая керамика демонстрировала творческую гениальность минойского гончара. Сложные декоративные мотивы этих сосудов играли важную роль в развитии минойской керамики.
Техника барботина включала несколько методов нанесения рельефного декора на поверхность сосуда. Один из способов предполагал заполнение насадки, вероятно изготовленной из козьего пузыря, ангобом и выдавливание его на поверхность сосуда. Этот метод позволял создавать выпуклые линии и узоры различной сложности.
Неправильные полигональные гребни барботиновой керамики включали четыре основных разновидности: монохромные, с белыми пятнами, с чёрными пятнами и чётко очерченные. Самые ранние образцы этого стиля появились в период ММ IA в Кноссе и Фесте. В Фесте такая керамика обычно встречалась на шаровидно-конических кувшинах с одной толстой круглой ручкой.
Гребенчатая обработка обычно располагалась одной широкой полосой вокруг самой широкой части тела сосуда, а выше и ниже наносились коричневые полосы. Край носика часто обрамлялся грубыми выступами с выпуклостью по обеим сторонам ручки. Полигональные гребенчатые украшения всех подвидов появились в период ММ IA/до-камаресский и наиболее часто использовались в период ММ IB/ранний камаресский.
Формы и типы сосудов
Стремевидные кувшины
Стремевидный кувшин – характерный тип сосуда, ассоциирующийся с культурой микенской Греции. Эти сосуды имели небольшие приземистые тела, сливной носик и второй нефункциональный носик, над которым ручки соединялись подобно стремени. В период позднего бронзового века они использовались для экспорта масел и найдены в больших количествах в местах по всему восточному Средиземноморью и за его пределами.
Несмотря на ассоциацию с микенской Грецией, стремевидный кувшин считается минойским изобретением. Исследователь Х.У. Хаскелл предположил, что он возник в период среднего бронзового века как единоразовое изобретение, предназначенное для уменьшения расточительного выливания дорогих жидкостей. В то время как более ранние сосуды для разливания требовали почти полного переворачивания, разливание из стремевидного кувшина требовало лишь держания его за стремена и наклонения.
Точка зрения Хаскелла основывалась на кувшинах ММ III, найденных в Коммосе (Крит) и Кеа (остров). Оттуда форма перешла на Киклады, а только позже — на материковую Грецию. Микенские стремевидные кувшины были высоко стандартизированы, но минойские и кикладские образцы значительно различались.
Стремевидные кувшины украшались разнообразными узорами. Они предлагали две основные зоны для декорации: тело и плечо. Эти зоны определялись концентрическими полосами цвета вокруг дна и верха сосуда. Полосы присутствовали почти на каждом стремевидном кувшине, независимо от того, были ли расписаны поверхности или нет.
Ритоны
Ритон – ритуальный сосуд, использовавшийся для возлияния жидкостей, с отверстиями сверху и снизу. Изображения быков относятся к числу важнейших в минойском искусстве, и целых одиннадцать ритонов в виде бычьих голов происходят из Кносса. Знаменитый ритон в виде бычьей головы был найден в сооружении, называемом Малый дворец, примерно в 200 метрах к северо-западу от дворца в Кноссе.
Ритон датируется первоначальным неопалатиальным периодом (1600-1450 годы до нашей эры), когда было построено здание. Сосуд, вероятно, был намеренно разбит перед тем, как его выбросили. Он сильно повреждён — левая сторона бычьей головы и левое ухо, а также его золотые рога были восстановлены сэром Артуром Эвансом.
Ритон в виде бычьей головы был вырезан из единого блока чёрного стеатита. Резьба бычьей головы замечательна сочетанием яркого реализма и стилизации. Глаза быка были сделаны из инкрустированных линз горного хрусталя, расписанных на плоской обратной стороне чёрной радужкой и красным зрачком, окружёнными белым. Край глаза был инкрустирован красной яшмой, придавая быку дикий, пугающий, налитый кровью вид.
Бык изображён лохматым, с натуралистическими прядями, свисающими по морде. Пряди вырезаны очень мелкими насечками в мягком камне и заполнены молотым белым камнем для контраста с чёрным стеатитом. Очень реалистично вырезаны складки кожи на шее быка. Однако другие части изображения быка довольно стилизованы.
Ларнаки
Ларнак – тип небольшого закрытого гроба, ящика или «урны для праха», часто использовавшегося в минойской цивилизации и в Древней Греции как контейнер для человеческих останков. Ларнаки могли содержать как корпус (согнутый назад на себя), так и кремированный пепел.
Первые ларнаки появились в минойский период эгейской цивилизации, когда они принимали форму керамических ящиков, созданных для имитации деревянных сундуков. Возможно, они создавались по образцу египетских льняных сундуков. Ларнаки богато украшались абстрактными узорами, осьминогами и сценами охоты и культовых ритуалов.
В более поздний эллинистический период ларнаки в форме небольших терракотовых саркофагов стали популярными. Некоторые из них расписывались в стилях, похожих на современные им греческие вазы. В нескольких особых случаях ларнаки, по-видимому, изготавливались из драгоценных материалов.
Пиксиды
Пиксида – цилиндрический ящик, характерный для минойской керамической традиции. Большинство минойских дворцовых центров на Крите было разрушено около 1450 года до нашей эры, что ознаменовало конец минойского влияния на искусства и ремесла в эгейском регионе. Эти места позже были заняты и перестроены микенцами с материковой Греции.
Керамика, производившаяся на Крите в постпалатиальный период, отражает внедрение новых художественных стилей и форм сосудов. Хотя расписной декор керамики постпалатиального Крита не так изящен, как более ранние работы, произведённые в дворцовых мастерских, качество гончарного дела и пиротехнологии достигло высокой точки. Пиксида – вариацию характерного минойского типа, который обычно имел более высокое цилиндрическое тело.
Минойские пиксиды демонстрируют эволюцию керамических форм и адаптацию к изменяющимся культурным условиям. Эти сосуды служили для хранения различных предметов и веществ, выполняя как утилитарные, так и церемониальные функции в минойском обществе.
Декоративные техники и мотивы
Растительные мотивы
Растительный стиль минойской керамики характеризовался использованием разнообразных природных элементов в декоративных композициях. Наиболее часто изображались тонкие ветви с листьями и цветами папируса. Возможно, самым знаменитым примером этого стиля является кувшин из Феста, полностью покрытый травяным орнаментом.
Растительные мотивы не ограничивались только керамикой, но широко использовались в различных видах минойского искусства. Те же самые мотивы часто встречались в фоновых частях минойских фресок. Это свидетельствует о едином художественном языке, объединявшем различные виды искусства минойской цивилизации.

Цветы, травы и тростник становились основными элементами орнаментальных композиций растительного стиля. Мастера демонстрировали глубокое понимание природных форм, создавая стилизованные, но узнаваемые изображения растительного мира. Такой подход отражал особую связь минойской культуры с природой и окружающей средой.
Техническое исполнение растительных мотивов требовало высокого мастерства от художников. Мастера умело использовали изгибы и контуры сосудов для размещения растительных композиций, создавая гармоничное единство формы и декора. Растительные элементы часто располагались зонально, разделяя поверхность сосуда на отдельные декоративные области.
Морские мотивы
Морской стиль керамики получил своё название благодаря использованию широкого спектра морских существ в декоративных композициях. Осьминоги, аргонавты, дельфины, рыбы и морские звезды изображались на фоне водорослей, губок и кораллов. Композиции покрывали всю поверхность сосуда и отличались спонтанностью и изобретательностью художественных решений.
Морской стиль, возможно, создал наиболее характерную минойскую керамику с детальными натуралистическими изображениями морских созданий. Минойцы в полной мере использовали подвижность морских существ для заполнения и окружения изогнутых поверхностей своей керамики в действительно уникальном художественном стиле. Этот стиль без усилий передавал очевидную любовь островного народа к морю.
Осьминоги стали особенно популярным мотивом морского стиля благодаря своим гибким щупальцам, которые идеально подходили для декорирования округлых поверхностей сосудов. Художники мастерски использовали естественную пластичность этих морских созданий для создания динамичных композиций. Изображения дополнялись морскими растениями, кораллами и другими элементами подводного мира.
Техника исполнения морских мотивов требовала глубокого понимания анатомии морских животных и их движений. Мастера создавали не просто декоративные элементы, но живые, динамичные изображения, передававшие энергию и красоту морской стихии. Такой подход отражал морскую ориентацию минойской цивилизации и её тесную связь с Эгейским морем.
Геометрические узоры
Геометрические формы составляли важную часть декоративного репертуара минойских керамистов на протяжении всей истории цивилизации. В камаресском стиле наиболее частыми были кривые и спирали, но также использовались кисточки, розетки, пальмы, круги, точки, ленты, полосы и решётки. Эти геометрические элементы часто сочетались с более натуралистическими мотивами.
Спирали и линии в новопалатиальный период стали менее распространёнными как центральная тема, но сохранились в менее значительных областях, таких как вокруг ручек и горлышек сосудов. Этот переход отражал эволюцию художественных предпочтений от абстрактных к более натуралистическим формам изображения.
Геометрические узоры также включали религиозные изображения. К ним относились бычьи головы, двойные топоры и сакральные узлы. Эти мотивы свидетельствуют о важной роли религиозных представлений в минойском искусстве и их интеграции в повседневные предметы.
Ранние геометрические узоры периода ЕМ II включали зигзаги, треугольники и концентрические круги. Эти простые формы постепенно усложнялись и комбинировались, создавая более сложные композиции. Геометрические элементы служили основой для развития более сложных декоративных систем последующих периодов.
Технологические инновации
Гончарный круг
Гончарный круг стал революционной инновацией в минойском керамическом производстве. В период ЕМ II гончарный круг начал использоваться более широко, что позволило создавать более равномерные и изящные формы. Эта технология кардинально изменила возможности керамистов и качество производимых изделий.
Полное освоение гончарного круга произошло в период ММ IB (1925-1875 годы до нашей эры), когда минойцы полностью приняли эту технологию. Гончарный круг позволил создавать сосуды с ещё более тонкими стенками и совершенными формами. Такие технологические достижения стали основой для развития камаресского стиля и других изысканных керамических традиций.
Быстрый гончарный круг, появившийся в среднем минойском периоде, привёл к трансформации керамического производства. Эта инновация способствовала созданию более тонких и качественных изделий, что, в свою очередь, стимулировало развитие более изощрённого декора. Технологический прогресс и художественное развитие шли рука об руку в минойской керамической традиции.
Использование гончарного круга также способствовало стандартизации форм и размеров сосудов. Это было особенно важно для торговых целей, когда требовались сосуды определённой вместимости для транспортировки товаров. Стандартизация форм стала характерной чертой позднего минойского периода.
Техники обжига
Техники обжига претерпели значительное развитие на протяжении минойского периода. Василикийская керамика демонстрирует раннее мастерство контролируемого обжига. Характерная пятнистость достигалась неравномерным обжигом сосуда, покрытого ангобом. Наиболее горячие участки приобретали тёмный цвет.
Контролируемый характер пятнистости, образующей определённый узор, свидетельствует о высоком уровне технического мастерства. Вероятно, для создания узоров использовались прикосновения горячими углями. Такая техника требовала точного понимания поведения глины при различных температурах и умения контролировать процесс обжига.
В позднем минойском периоде керамика отличалась более высоким качеством изготовления благодаря обжигу при повышенных температурах. Более высокие температуры обжига позволили получить более прочные и качественные изделия. Улучшение техник обжига также способствовало лучшему закреплению красок и глазурей.
Качество изготовления и пиротехнологии достигло высокой точки в постпалатиальный период. Несмотря на изменения в художественных стилях, технические аспекты керамического производства продолжали совершенствоваться. Это свидетельствует о непрерывной традиции технологических инноваций в минойском гончарном деле.
Декоративные техники
Минойские керамисты разработали разнообразные техники нанесения декора на поверхность сосудов. Барботиновая техника включала несколько методов создания рельефного декора. Один из способов предполагал заполнение насадки, вероятно изготовленной из козьего пузыря, ангобом и выдавливание его на поверхность сосуда.
Техника барботина позволяла создавать сложные рельефные композиции на поверхности керамики. Мастера экспериментировали с робертом Пэрроттом, исследователь Карен Фостер изучала барботиновые техники. Такие эксперименты помогли понять методы работы древних гончаров и воссоздать их технические приёмы.
Камаресская керамика демонстрировала высочайший уровень декоративного мастерства. Техника светлого декора по тёмному фону требовала точного нанесения красок и понимания их поведения при обжиге. Мастера создавали сложные полихромные композиции, используя белую, красную, оранжевую и жёлтую краски.
Декоративные узоры наносились на различных стадиях изготовления сосуда. Некоторые узоры создавались нанесением ангоба, когда горшок находился в кожетвердом состоянии, или после частичного обжига. После финального обжига узор становился неотъемлемой частью затвердевшей поверхности.
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- Премьера спектакля «Тень» состоялась в Нижегородском ТЮЗе
- В Саратове прошли первые мероприятия фестиваля им. Олега Янковского
- Юбилейная выставка народного художника России Гамзата Газимагомедова
- Скульптурное искусство Древней Персии