А3/30 (коллекция как свидетельство исторических наблюдений) читать ~4 мин.
с 5 по 9 Октября
Галерея «А3»
Староконюшенный переулок, 39
Москва
При том, что время – категория относительная, тридцать лет можно считать достаточно серьёзным возрастом, в особенности – когда речь идет о художественной институции. К этому термину приходится прибегать вынужденно, поскольку понятия «галерея», «выставочный зал», «экспозиционная площадка» не дают точного представления о том, чем на самом деле является «Галерея А3».
Ее история начинается в 1986 году, во времена позднего СССР и ранней «перестройки» (для тех, кто помнит это слово, дополнительные комментарии не нужны). Тогда знаком наступающих перемен и некоторго ослабления идеологического контроля было решение организовать в каждом районе Москвы своё выставочное пространство; так в Киевском районе был создан «Выставочный зал «Арбат». Эти районные площадки стали практически первым официальным местом, где могли происходить художественные события совершенно нового уровня свободы. Сегодня нормальная практика молодого художника сразу же начинается с участия в выставках, и многим трудно представить, как обстояли дела ещё совсем недавно. Ждать появления своей работы на очередной коллективной выставке художник мог годами, а персональной – не раньше пятидестилетнего юбилея. Те же, для кого в первую очередь была важна творческая свобода, были вытеснены в параллельную жизнь – своего рода резервацию в формате «квартирников», за закрытыми дверями мастерских, или в более или менее подпольных акциях, организованных в местах номинально не связанных с искусством, но зато при заботливой опеке «компетентных органов». Справедливости ради надо заметить, что зачастую роль цензора играл не столько монструозный госаппарат, сколько свои же «коллеги» из официальных творческих союзов, поэтому именно неподотчетные им новые залы стали превращаться в своего рода «территорию свободы».
Выставочный зал «Арбат» сразу же обозначил свою стратегию – знакомить с новым искусством, возвращать имена незаслуженно и трагически забытых авторов;, а главное – искать утраченные связи времен и художественных контекстов. Среди значимых событий тех лет – выставки художников 20-х – 30-х годов (группа «13»; А. А. Рыбников); выставка художников-участников первого аукциона «Сотбис» в Москве, выставка авторского плаката, первые международные проекты при участии Германии и Италии. Имена выставлявшихся в этот, теперь уже исторический, период не нуждаются в дополнительных представлениях – Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Владимир Вейсберг, Катя Медведева, Гариф Басыров, и многие другие яркие персонажи нашей арт-сцены. Наверное, трудно будет найти ныне известного автора, в архиве которого не было бы выставки в “доме с атлантами”.
В 1992 году произошла реорганизация, в результате которой «Выставочный зал «Арбат» получил новое имя, которое носит по сей день – «Галерея А3», и приобрёл статус «галерея-выставочный зал музейного типа». Это дало возможность вести не только выставочную, но и исследовательскую работу, а что особенно важно – начать формирование собственной коллекции. Эту весьма непростую задачу, включавшую множественные согласования, подготовку огромного количества документов, смог решить директор выставочного зала Виталий Копачёв, в то время самый молодой, энергичный и амбициозный среди руководителей выставочных залов Москвы.
За тридцать лет своей истории количество проведенных выставок уверенно приблизилось к четырёхзначной цифре, однако характеризуют Галерею А3 совсем не математические показатели.
То, что делает её уникальной – это принцип, которому А3 следует все эти годы: показать многослойность протекающих одновременно художественных процессов. Это идея создать своего рода «точку сборки» различных направлений, пространство встречи для мейнстрима и аутсайдеров, объединений и одиночек, мастеров и молодых авторов. Миссия галереи – не в претензии на формирование художественной действительности, а свидетельствование о происходящем «здесь и сейчас».
Ещё одна, не менее важная особенность Галереи А3 – её некоммерческий статус, обеспечивающий ей настоящую независимость: арт-рынок очень капризен, к тому же в России пока что слабо сформирован. Многие, не только начинающие авторы, но вполне состоявшиеся и успешные могут оказаться не у дел, а совсем недавно ушедшие художники стремительно оказываются в забвении.
Роль государственного учреждения культуры – «Галереи А3» в том, чтобы помочь молодым заявить о себе, а состоявшимся показать свои новые опыты; сохранить память о незаслуженно забытых именах. Это задача сохранения культуры, не предполагающая, более того, невозможная в плане немедленного извлечения материальной прибыли.
Символическим воплощением идей Галереи А3 стала её коллекция, формирующаяся с начала 90-х годов по добровольному и безвозмездному принципу; на сегодняшний день она насчитывает более 600 предметов. Именно поэтому юбилейная выставка сформирована на основе избранных произведений из фондов галереи – как живое повествование о нашей общей истории.
Открытие выставки состоится 05 октября в 19.00
Выставка работает с 05 октября по 09 октября 2016 г.
Ежедневно, кроме понедельника с 12.00 до 20.00
- «Если я когда-нибудь выберусь отсюда» Эрика Гансворта, краткое содержание
- «Флёр» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- «Сны осьминога» могут увидеть жители Иркутска