Афанасий Ефремович Куликов. Автопортрет. 1917 читать ~3 мин.
с 8 Февраля
по 10 МартаКалужский музей изобразительных искусств
ул. Ленина, 104
Калуга
С 8 февраля в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начнёт работу Выставка одной картины «Афанасий Ефремович Куликов. Автопортрет. 1917».
В 2024 г. исполнилось 140 лет со дня рождения уроженца Калужского края художника Афанасия Куликова, который считается создателем советского лубка, сумевшим органично соединить в нём народные традиции и индивидуальную художественную манеру.
Афанасий Ефремович Куликов (1884-1949) – русский художник первой половины ХХ в., живописец, график, монументалист, театральный художник, мастер декоративно-прикладного искусства. Работы А. Куликова хранятся в ряде российских и зарубежных музеев. По эскизам росписей художника к предметам декоративно-прикладного искусства до сих пор учатся современные мастера народного искусства.
Афанасий Куликов родился в селе Исаково под Малоярославцем Калужской губернии, в небогатой крестьянской семье. Оказавшись в г. Москве, с 12 лет работал учеником на ткацкой фабрике и в магазине купца Мясникова. В это же время начал постигать азы иконописи — более пяти лет провёл учеником в иконописной мастерской. После этого обучался росписям церквей в стенолазной школе, занимался в частной студии А. Большакова, а с 1906 по 1912 гг. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие известные художники как В. Серов, А. Корин, А. Васнецов, К. Коровин. Из училища А. Куликов вышел без официального звания, так как по неизвестной сегодня причине не воспользовался правом написания картины.
Новой вехой в жизни А. Куликова стал 1917 г. — художника призвали на военную службу в пехотный полк, но вскоре по решению Московского совета солдатских депутатов направили оформлять революционные торжества. А потом отозвали для работы в художественной секции культурного отдела Московского совета солдатских депутатов. В этом же году художник впервые участвовал на выставке объединения «Мир искусства», показав четыре свои работы в лубочной стилистике.
В 1918 г. расписывал агитпоезда при московском «Пролеткульте», по прошествии двух лет уехал в Малоярославец, где до этого построил дом. Там мастер поступил на службу в Уездный Отдел Народного образования, также работал декоратором и актером.
С 1921 г. А. Куликов рисовал для Госиздата календарные стенки и лубки, многие из которых были приобретены государством, а также выполнял образцы росписи для московского Кустарного музея. В 1924 г. за роспись подносов получил диплом 2-й степени, за эскизы кустарных работ — золотую и бронзовую медали на международной выставке в Париже. В 1926 г. впервые участвовал в выставке Ассоциации художников революционной России. С к. 1920-х гг. — постоянный участник всесоюзных выставок, член обществ «Жар-Цвет» и ССХ.
В 1930–1940-е гг. А. Куликов плодотворно работал в разных жанрах: помимо лубков и книжной графики, занимался росписью ДПИ, живописью, создавал исторические диорамы. Ярким примером стала диорама «Бой у Чонгарского моста» (часть панорамы «Штурм Перекопа»), за которую А. Куликов получил премию комитета по делам искусств. В эти же годы оформлял павильон «Москва» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В состав постоянной экспозиции КМИИ входит известный «Автопортрет» А. Куликова (1917 г.), где он изобразил себя в эмоционально приподнятом настроении на фоне росписей с лубочными картинками. Мы видим, как искренне светятся из-под очков глаза художника, с какой непосредственностью передана широкая улыбка мастера, обнажающая верхний ряд зубов. Полный творческих планов и желания творить, с надеждой и оптимизмом автор полотна смотрит в будущее. Поплечная подача модели, плотно придвинутой к переднему краю холста, композиционное размещение фигуры, занимающей практически все поле картины, как бы говорят зрителю, что главное здесь — это личность изображённого художника. И даже не физиологические приметы человека, хотя показанные в портрете достаточно подробно и внимательно, а тот эмоциональный посыл, настроение, с которыми представил себя на картине сам творец.
- Выставка «БАТО и друзья»
- Выставка «Послание света»
- Выставка Игоря Вулоха «Вспоминая Игоря Вулоха»
- Выставка «Агитпоезда»
- Выставка одной картины «Верея. Улица»