Акчим. Координаты 60°28′35″ с. ш. 58°02′53″ в. д, 12+ читать ~4 мин.
с 12 Октября
по 11 НоябряПермская государственная художественная галерея
Комсомольский проспект, 4
Пермь
В Пермской галерее открывается художественный проект Александра Морозова «Акчим. Координаты 60°28′35″ с. ш. 58°02′53″ в. д. », посвященный исследованию голоса и памяти. Экспозиция создана на основе акчимского диалекта, некогда существовавшего на территории Пермского края и сегодня практически утраченного.
Акчимский диалект сформировался в одном из самых труднодоступных мест Пермского края – деревне Акчим, появившейся в XVIII веке и покинутой людьми в 90-е годы XX века. Диалект без носителей переходит в специфический виртуальный режим, становясь своего рода призраком, существующим между миром живых и миром мертвых. Акчимский диалект полностью описан и существует сегодня в виде уникального документа — шеститомного «Акчимского словаря», созданного учёными Пермского университета. Как диалект, оказавшийся между документом и голосом, может жить, проникая в мир тех, кто соприкасается с ним?
В своем проекте Александр Морозов создает голосовые объекты, ставя вопрос о том, чем является диалект в ситуации, когда больше нет носителей, но есть документ, свидетельствующий об этом диалекте как о существующем. Художник осуществляет своего рода реконструкцию памяти, показывая, что диалект не исчезает, но незримо присутствует в жизни людей и языка.
Художник создает интерактивные акустистические системы, служащие своеобразным интерфейсом, с помощью которого осуществляется доступ к исчезнувшим голосам.
Экспозиция состоит из трех инсталляций — «Фонограммы», «Ак чё мы» и «Возвращение. Синкопа», — каждая из которых устанавливает специфическое отношение между голосом и временем. Инсталляция «Фонограммы» создана на основе полевых записей, на которых можно услышать голос носителя акчимского диалекта. Запись превращается в голосовое письмо со скользящим адресатом, письмо из прошлого в настоящее, которое трансформируется под действием времени.
Инсталляция «Ак чё мы» — это своего рода голосовая машина, с помощью которой можно смоделировать ткань живой речи. Инсталляция представляет собой павильон, в котором размещены 72 звучащих ящика картотеки — композиций, созданных на основе полевых исследований акчимского диалекта. Зритель, выдвигая ящики и свободно комбинируя голоса, создает своё звуковое поле, акустическое зеркало деревни Акчим. Это действие напоминает работу с архаичным компьютером, где оператор «раздает команды», или игру на своеобразном музыкальном инструменте – языковом органе, на котором может сыграть любой, сочинив свою уникальную «композицию». Таким образом, зритель включается в перформативное измерение диалектной экоакустики.
Звуковая инсталляция «Возвращение. Синкопа» — это специально созданный для художественного проекта музыкальный инструмент – рог, повторяющий элемент одной из пермских деревянных скульптур под названием «Летящий ангел с трубой в руке». Ангел трубит в рожок, провозглашая Апокалипсис. Пермская скульптура напоминает, в том числе, и о роговых музыкальных инструментах, хорошо знакомых древним пермякам.
Помимо звуковых инсталляций в экспозиции будет представлена серия объектов из металла, созданных на основе акчимского словаря. Зритель увидит скульптуры из шамота из серии «Архитектура Промысла», а также темперы на доске из цикла «Черная книга» — изображения вымерших птиц Пермского края.
Художественный проект «Акчим. Координаты 60°28′35″ с. ш. 58°02′53″ в. д. » создан при поддержке Министерства культуры Пермского края и будет открыт для посетителей до 11 ноября 2018 года.
Художник: Александр Морозов
Родился в 1974 году в Луганске. Окончил Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, обучался по программе «Практикум. Новые технологии в современном искусстве» в Институте ПРО АРТЕ.
Работает в различных жанрах актуального искусства: объект, инсталляция, графика, видео и живопись. Участвовал в XI Красноярской музейной биеннале, 3-й Уральской индустриальная биеннале, специальных проектах 6-ой Московской биеннале современного искусства, в параллельной и публичной программе Манифеста 10, Балтийской биеннале и множестве других выставочных проектов в России и рубежом.
Избранные персональные выставки: «Регистрация птиц», Muhu A.I. R, Эстония (2017), «Простые вещи», Галерея Триумф, Москва (2017), «Массы», Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Москва (2016), «Полития», ЦТИ Фабрика, Москва (2016), «Линии места», ЦСИ Заря, Владивосток (2016), «Прощай Москва», Музей современного искусства им. С. П. Дягилева СПГУ (2016), «Cosa Mentale», Галерея Марины Гисич, Санкт-Петербург (2015), «Что ты видишь?», Галерея Art re. Flex, Санкт-Петербург (2014), «Cад», Библиотека книжной графики, Санкт-Петербург (2014) и другие.
Работы художника находятся в собраниях государственного Русского музея, Калининградской государственной художественной галерее, Красноярского музейного центра, Библиотеки книжной графики в Санкт-Петербурге, Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Пермской Государственной художественной галерее.
Кураторы выставки: Владимир Береснев, Евгения Суслова, Яна Цырлина
Научный руководитель: кандидат филологических наук Грузберг Людмила Александровна
Консультант: кандидат филологических наук Русинова Ирина Ивановна
Техническая реализация акустических устройств: Борис Шершенков, Владимир Головешко
Звукорежиссёр: Иван Гусаков
Авторы статей: Евгения Суслова, Яна Цырлина
Архитектура выставки: Дмитрий Меркушев, Григорий Балуев, Евгения Рыжкова
Графический дизайн выставки: Евгения Рыжкова
- Выставка творчества художника Кари Суомалайнена в Санкт-Петербурге
- Logitech выступит спонсором гастролей Ballet Bejart Lausanne